г. Самара |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А72-5083/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Симбирскавтодор" - не явился, извещено,
от Межмуниципального отдела МВД РФ "Ульяновский" - не явился, извещен,
заинтересованные лица:
от старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Ульяновский" Дылдина С.В. - не явился, извещен,
от Областного государственного казенного учреждения "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Симбирскавтодор"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июля 2013 года по делу N А72-5083/2013 (судья Корастелев В.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирскавтодор", г. Ульяновск (ОГРН 1117325008790, ИНН 7325108514),
к Межмуниципальному отделу МВД РФ "Ульяновский", р.п. Ишеевка Ульяновской области,
заинтересованные лица:
старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Ульяновский" Дылдин С.В.,
Областное государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 апреля 2013 года N 73 УО 000192 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирскавтодор" (далее - заявитель, ООО "Симбирскавтодор") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межмуниципального отдела МВД РФ "Ульяновский", р.п. Ишеевка Ульяновской области (далее - ответчик) от 24 апреля 2013 года N 73 УО 000192 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Симбирскавтодор" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирскавтодор" направило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
16 апреля 2013 года ответчиком проведено обследование автомобильной дороги "Казань-Буинск-Ульяновск-Ишеевка-Ундоры-граница области" км 22 - 25, на месте совершения дорожно-транспортного происшествия.
В ходе обследования в 09 ч. 30 мин. на а/д "Казань-Буинск-Ульяновск-Ишеевка-Ундоры-граница области" км 22 - 25, установлен факт отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6, 1.2.1, контроль параметров осуществлялся визуально в соответствии с п. 5.2 ГОСТ Р 50597-93.
В соответствии с требованиями приложения N 8 Приказа МВД РФ от 07 июля 2003 года N 525 "О внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт МВД России в наставление по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ" старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Ульяновский" старшим лейтенантом полиции Дылдиным СВ в присутствии свидетелей составлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а также произведена фотофиксация выявленного недостатка.
Копия Акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения передана в ООО "Симбирскавтодор" 16.04.2013 г., о чем имеется отметка на акте вх. N 401 от 16.04.2013 г. (т. 2 л.д. 23-26).
16 апреля 2013 года ООО "Симбирскавтодор" вручено уведомление о необходимости явиться 17 апреля 2013 года к 10 часам 00 мин. в УГИБДД УМВД России по Ульяновской области по адресу: г. Ульяновск, ул. Ефремова, д. 52 для рассмотрения материалов по административному правонарушению.
17 апреля 2013 года ответчиком составлен протокол N 73ПЮ 001048 об административном правонарушении.
24 апреля 2013 года вынесено постановление 73ПЮ 000192, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 20 000 руб. (т. 2 л.д. 28-30).
Заявитель, полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным, обратился в арбитражный суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отклонены доводы заявителя.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Санкцией указанной статьи для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Объективная сторона правонарушения характеризуется нарушением правил содержания дорог и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии.
Субъектам правонарушения являются, в том числе юридические лица, ответственные за содержание дорог, дорожных сооружений, владельцы, собственники дорог.
Субъективная сторона правонарушения выражается в форме умысла или неосторожности.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии со статьей 12 указанного Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1090 от 23.10.1993 года "О Правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года N 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
При этом пунктом 4.2.2 указанного ГОСТа предусмотрено, что дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что между ОГУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" (Заказчик) и ООО "Симбирскавтодор" (Исполнитель) заключен государственный контракт на выполнение комплекса работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области и искусственных сооружений на них (автодороги и мосты) от 10.01.2012 года N 6. Срок действия контракта установлен до 31.12.2014 года.
Перечень, протяженность автомобильных дорог и мостов общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, передаваемых Исполнителю на содержание, указаны в Приложении N 1/1 и Приложении N 1/2 к указанному контракту, которые являются его неотъемлемыми частями (пункт 1.5 контракта).
Заявитель не оспаривает, что спорная дорога включена в предмет обязательств по государственному контракту от 10.01.2012 года N 6.
Согласно пункту 1.2 контракта к основным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог относится поддержание установленного допустимого уровня содержания с обеспечением бесперебойного, безопасного движения автотранспорта по автодорогам; состояние конструктивных элементов дорог и инженерных сооружений, в том числе состояние покрытия проезжей части, технических средств организации дорожного движения, качество выполненных работ должно соответствовать ГОСТ Р 50597-93 и других действующих нормативных документов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
ГОСТом Р 50597-93 установлено, что его требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям данного стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Пунктом 3.1 ГОСТа Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, установлено, что к техническим средствам организации дорожного движения относятся: дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство.
Согласно пункту 1.6 государственного контракта N 6 от 10.01.2012 года, по которому Общество приняло на себя обязательства на период действия контракта, то есть вплоть до 31.12.2014 года, по выполнению комплекса работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области и искусственных сооружений на них, выполняемые работы должны соответствовать требованиям в том числе ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Согласно пункту 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50-м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
При таких обстоятельствах дела судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО "Симбирскавтодор" является надлежащим субъектом, привлеченным к административной ответственности по данному делу.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что вина заявителя в совершении административного правонарушения заключается в непринятии мер по надлежащему содержанию автомобильных дорог.
ООО "Симбирскавтодор" приняло на себя обязательство по выполнению работ по нормативному содержанию на конкретных участках дорог и в конкретные временные периоды, обеспечивающие круглогодичное и бесперебойное и безопасное движение автотранспорта по автодорогам, поддержание установленного допустимого уровня состояния конструктивных элементов дорог и инженерных сооружений. Вне зависимости от времени года Общество обязано обеспечить безопасное дорожное движение.
Наличие события административного правонарушения подтверждается протоколом 73 ПЮ N 001048 от 17.04.2013 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 16.04.2013 года, составленным при участии двоих свидетелей, фототаблицей к акту.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
ООО "Симбирскавтодор" привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности. Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 29.9 КоАП РФ, не имеется. Содеянное не носит исключительного характера и не может быть признано малозначительным, поскольку правонарушение совершено в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, что несет потенциальную опасность, в том числе для жизни и здоровья граждан, создает предпосылки к возникновению дорожно-транспортных происшествий, так как дорожное полотно используется источниками повышенной опасности.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июля 2013 года по делу N А72-5083/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5083/2013
Истец: ООО "Симбирскавтодор"
Ответчик: Межмуниципальный отдел МВД РФ "Ульяновский"
Третье лицо: ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", Старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Ульяновский" Дылдин С. В.