г. Москва |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А40-65639/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Э.В. Якутова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Н. Коротковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу РО ФСФР в СЗФО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2013 по делу N А40-65639/2013, принятое судьей В.Н. Семушкиной (152-632),
по заявлению РО ФСФР в СЗФО
к ОСАО "Россия" (ОГРН 1027739100718, 129085, г. Москва, пр-д Ольминского, д. 3А)
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен, |
от ответчика: |
не явился, извещен, |
УСТАНОВИЛ:
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (РО ФСФР России в СЗФО, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ОСАО "Россия" (общество, ответчик) по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением от 16.07.2013 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявления РО ФСФР России в СЗФО о привлечении ОСАО "Россия" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Судом установлено наличие события административного правонарушения, вменяемого обществу, вместе с тем, суд пришел к выводу об истечении трехмесячного срока привлечения ОСАО "Россия" к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РО ФСФР России в СЗФО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Указывает на наличие состава административного правонарушения, полагает, что срок привлечения общества к административной ответственности не истек.
Представители заявителя и ответчика, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, считает судебный акт подлежащим отмене на основании следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе осуществления государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, проводимого РО ФСФР России в СЗФО, в связи с поступлением обращения гражданина АстратоваС.В., содержащего сведения о нарушении страхового законодательства Российской Федерации со стороны страховой организации Открытого страхового акционерного общества "Россия" установлено следующее.
Страховая организация ОСАО "Россия" (страхователь) в нарушение страхового законодательства Российской Федерации осуществляет деятельность с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии.
11.11.2011 между страхователем и Астратовым С.В. (страхователь) заключен договор добровольного страхования транспортного средства N 901/11/14031 (Договор) на условиях Правил страхования средств автотранспорта (утв. приказом Генерального директора ОСАО "Россия" от 11.04.2011 N 107).
Период действия договора с 12.11.2011 по 11.11.2012. Застрахованное транспортное средство - GEELY FK, государственный регистрационный знак X 5616 УН 98. Выгодоприобретатель - Астратов С.В.
Договор заключен по риску "Автокаско". Страховая сумма составляет 220000 руб.
06.07.2012 г. произошел страховой случай по риску "Автокаско".
10.07.2012 Астратов С.В. обратился к страховщику с заявлением на выплату страхового возмещения.
Заявление N 12-00560 о страховом событии и часть документов, необходимых для подтверждения факта наступления события, имеющего признаки страхового случая, страхователем поданы 10.07.2012.
Часть документов, по страховому случаю, в соответствии с п. 10.2.4 Правил страхования, необходимых для подтверждения факта наступления события, имеющего признаки страхового случая, размера причиненного ущерба (вреда), причинно-следственной связи между наступившим событием и возникшим ущербом (вредом), представлены страхователем 10.08.2012, а именно: документы, подтверждающие размер ущерба (отчет независимой экспертизы).
30.09.2012 выгодоприобретателем подано заявление о выдаче нового направления на СТОА, в связи с утерей предыдущего.
Заказ-наряд, подготовленный ООО "Экспресс-сервис" на оказание услуг по ремонту транспортного средства (по направлению ОСАО "Россия"), на сумму 133125,50 руб., согласован страховщиком 11.10.2012.
На основании пункта 2.1 Правил страхования, по Договору страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) выплатить страхователю (выгодоприобретателю) страховое возмещение в пределах соответствующей страховой суммы, указанной в договоре.
В соответствии с п. 10.3 Правил страхования, страховщик обязан:
10.3.1 Проверить документы, полученные от страхователя (выгодоприобретателя).
10.3.2 Признать факт наступления страхового случая и произвести расчет суммы страхового возмещения, либо направить страхователю (выгодоприобретателю) письменный отказ в удовлетворении предъявленного требования о выплате страхового возмещения не позднее 18 (восемнадцати) рабочих дней, следующих за днем получения всех необходимых документов, если договором страхования не предусмотрен иной срок. Состав необходимых документов определяется согласно подпункту 10.1.9 или подпункту 10.2.4 настоящих Правил.
Признание страховщиком факта наступления страхового случая фиксируется путем составления страхового акта, утверждаемого страховщиком.
10.3.3 выплатить сумму страхового возмещения, указанную в страховом акте, не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем утверждения страховщиком страхового акта, если договором страхования не предусмотрен иной срок.
Последний необходимый документ, предусмотренный п. 10.2.4 Правил страхования, а именно: документ, подтверждающий оказание услуги с подписями страхователя (выгодоприобритателя) или его законного представителя и представителя организации, оказавшей услугу (Акт приема сдачи выполненных работ) в рассматриваемом случае представлен страхователем 20.02.2013.
Страховой акт N 029/13-4404 о признании события страховым случаем и выплате страхового возмещения утвержден начальником Управления урегулирования убытков ОСАО "Россия" 21.02.2013.
Выплата страхового возмещения должна быть произведена не позднее 28.02.2013.
Согласно представленной копии платежного поручения N 17175, согласованная сумма в размере 133125,50 руб. перечислена страховщиком на счет ООО "Экспресс-Сервис" 27.03.2013, что является нарушением пункта 10.3.3 Правил страхования.
Таким образом, Региональным отделением сделан вывод о нарушении страховщиком требований пунктов 2.1, 10.3.3 Правил страхования.
По факту выявленного нарушения в присутствии полномочного представителя общества, действующего по доверенности, начальником территориального отдела по Мурманской области РО ФСФР России в СЗФО в отношении ОСАО "Россия" составлен протокол об административном правонарушении от 22.05.2013 N 72-13-432/пр-ап, по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
27.05.2013 РО ФСФР России в СЗФО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ОСАО "Россия" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, п. п. 1, 5.4.3 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717), Приказами ФСФР России от 20.10.2011 N 11-51/пз-н, от 11.10.2011 N 11-47/пз-н.
Протокол об административном правонарушении от 22.05.2013 составлен в присутствии представителя ОСАО "Россия" по доверенности от 29.11.2012 N 1610 (л.д. 9). О составлении протокола законный представитель общества извещен телеграммой, полученной 07.05.2013 (л.д. 10).
Основываясь на материалах административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии протокола об административном правонарушении требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, об отсутствии нарушений процедуры привлечения ответчика к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" на территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления.
Пунктом 5 статьи 30 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" установлено, что субъекты страхового дела обязаны: соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства.
Событие административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований страхового законодательства, подтверждается материалами административного дела, в том числе, жалобой Астратова С.В., протоколом об административном правонарушении от 22.05.2013 N 72-13-432/пр-ап и по существу ОСАО "Россия" не оспаривается.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, собранные РО ФСФР России в СЗФО при рассмотрении дела об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что у ОСАО "Россия" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению требований страхового законодательства к срокам осуществления страховой выплаты, ОСАО "Россия" не представлено.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ОСАО "Россия" состава вменяемого административного правонарушения.
Вывод суда первой инстанции о применении в рассматриваемом случае трехмесячного срока давности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) ошибочен и не соответствует обстоятельствам дела.
Факт нарушения ОСАО "Россия" лицензионных условий установлен при проведении проверки по обращению гражданина Астратова С.В., в связи с чем, выявленное правонарушение касается, нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, а в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по данному виду правонарушений предусмотрен годичный срок привлечения к административной ответственности со дня свершения административного правонарушения.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).
При этом под потребителем названный Закон понимает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
При указанных обстоятельствах, вменяемое ОСАО "Россия" административное правонарушение, исходя из его существа, из цели законодательства о защите прав потребителей, его направленности на защиту и обеспечение прав граждан на получение услуги надлежащего качества в соответствии с установленными лицензионными требованиями, непосредственно посягает на права потребителя.
Аналогичная правовая позиция изложена и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.2010 N 6971/10 по делу N А60-40489/2009-С6.
В указанной связи, срок привлечения общества к административной ответственности не истек как на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, так и на момент его рассмотрения судом апелляционной инстанции.
В связи с чем, имеются все необходимые условия для привлечения общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Учитывая требования ст. 4.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции считает возможным привлечь ОСАО "Россия" к административной ответственности с назначением минимального размера штрафа, установленного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - тридцать тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь ч. 41 ст. 206, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.07.2013 по делу N А40-65639/2013 отменить.
Привлечь ОСАО "Россия" (ОГРН 1027739100718, 129085, г. Москва, пр-д Ольминского, д. 3А) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Назначить ОСАО "Россия" административное наказание в виде штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель - УФК по Санкт-Петербургу (РО ФСФР России в СЗФО)
ИНН получателя - 7825676762
КПП получателя - 784101001
Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу, Санкт-Петербург
БИК банка - 044030001
Расчетный счет - 40105810400000010001
КБК - 52111615000016000140
ОКАТО - 40298561000
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65639/2013
Истец: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО, РО ФСФР в СЗФО
Ответчик: ОСАО "Россия"