г. Томск |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А45-5847/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибтрейд"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 18 июля 2013 года по делу N А45-5847/2013 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" к мэрии г. Новосибирска
о признании недействительными постановлений от 22.01.2013 г. N N 370, 371, действий по принятию решений комиссии незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" (далее - заявитель, Общество, ООО "Сибтрейд") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии г. Новосибирска (далее - Мэрия, ответчик) о признании недействительными постановлений от 22.01.2013 г. N N 370, 371, действий по принятию решений комиссии по п. 2.1.2, 2.1.10, 10.22, 10.24, 10.26, 10.28 протокола N350 незаконными.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18 июля 2013 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с решением суда, ООО "Сибтрейд" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
- судом первой инстанции неправильно применены нормы п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ, поскольку суд фактически освободил мэрию от доказывания законности и обоснованности отказа в выборе земельных участков;
- мэрия необоснованно отказала заявителю в предоставлении испрашиваемых земельных участков, поскольку спорные участки были свободны;
- не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции о том, что мэрией при рассмотрения заявления ООО "Сибтрейд" не нарушены п.п. 4.5, 4.6 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 г. N 3671;
- не соответствуют обстоятельствам дела выводы суда первой инстанции о законности действий мэрии города Новосибирска по принятию решений комиссии от 29.11.2012 г. N 350 п. п. 2.1.2, 2.1.10, 10.22, 10.24, 10.26, 10.28.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Мэрия в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на наличие обстоятельств, препятствующих для выбора спорных земельных участков органом местного самоуправления и издания оспариваемого постановления.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, кроме того, с учетом получения извещения о времени и месте судебного разбирательства по первому судебному акту (ч. 6 статьи 121 АПК РФ, п. 4, п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30 октября 2012 года ООО "Сибтрейд" обратилось в мэрию города Новосибирска с заявлением о предоставлении в аренду с предварительным согласованием объектов следующих земельных участков: 1) земельного участка, площадью 0, 4- 0, 6 га, для строительства торгового комплекса; 2) земельного участка, площадью 0, 4- 0, 9 га, для строительства информационного и компьютерного центров с кафе по ул. Большевистской в Октябрьском районе г. Новосибирска.
29 ноября 2012 года комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска приняла решения: подпункт 2.1.9 протокола N 350 - о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона с видом разрешенного использования: многоквартирные средне- и многоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроенно-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 2.1.10 протокола - о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона с видом разрешенного использования: многоквартирные средне- и многоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроенно-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 10.22 протокола N 350 - об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации озелененной территории общего пользования по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 10.24 протокола - об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации озелененной территории общего пользования по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 10.26 протокола N 350 - об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения: здания и комплексы зданий профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 10.28 протокола - об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения: поликлиника общего типа по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе.
20 декабря 2012 года комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска отказала заявителю в выборе земельных участков для строительства торгового комплекса и информационного и компьютерного центров с кафе по ул. Большевистской в Октябрьском районе г. Новосибирска (подпункты 5.35 и 5.36 протокола N 351).
Постановлением мэрии от 22.01.2013 г. N 370 заявителю отказано в размещении объектов - информационного и компьютерного центров с кафе по ул. Большевистской в Октябрьском районе.
Постановлением мэрии от 22.01.2013 г. N 371 заявителю отказано в размещении объекта - торгового комплекса по ул. Большевистской в Октябрьском районе.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения ООО "Сибтрейд" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя, а также действующего законодательства в результате принятия оспариваемых постановлений и совершения действий Мэрией.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статья 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4.5 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 г. N 3671 (далее - Порядок подготовки от 27.10.2010 г. N 3671), Главное управление архитектуры и градостроительства мэрии (далее - ГУАиГ) в течение тридцати рабочих дней со дня поступления заявления обеспечивает подготовку и направляет на рассмотрение комиссии справку-обоснование, в которой указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, проектами планировки территории, наличие (отсутствие) препятствий к последующему формированию и освоению земельного участка с учетом данных государственного кадастра недвижимости, экологических и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Подпункт 4.2 Порядка подготовки от 27.10.2010 г. N 3671 предусматривает, что в заявлении указываются: назначение объекта в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка согласно градостроительному регламенту; предполагаемое место размещения объекта, выполненное на картографическом материале с нанесением границ испрашиваемого земельного участка; обоснование примерного размера земельного участка, включающее расчет его минимального размера, выполненный в соответствии с действующими правовыми актами, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу подпункта 4.8 Порядка подготовки от 27.10.2010 г. N 3671 на основании заявления и представленных документов, справки-обоснования комиссия принимает решение о выборе земельного участка путем определения варианта (-ов) размещения объекта и проведения процедур согласования либо об отказе в размещении объекта.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
При необходимости исследования дополнительных обстоятельств, ставших известными при рассмотрении вопроса комиссией, рассмотрение заявления, обращения исполнительного органа государственной власти продлевается на срок не более двух месяцев со дня уведомления заинтересованного лица о принятом решении.
Подпункт 4.9 Порядка подготовки от 27.10.2010 г. N 3671 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в размещении объекта, в том числе принятия комиссией решения о формировании запрашиваемого земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта; расположения запрашиваемого земельного участка в зоне планируемого размещения объекта капитального строительства регионального, федерального или местного значения; принятия решения об утверждении границ территории общего пользования, озелененной территории общего пользования.
Решение комиссии об отказе в размещении объекта является основанием для подготовки ГУАиГ проекта постановления мэрии города Новосибирска об отказе в размещении объекта. Проект постановления мэрии города Новосибирска об отказе в размещении объекта подлежит согласованию с руководителями следующих структурных подразделений мэрии города Новосибирска: ГУАиГ - в течение двух рабочих дней, правового управления мэрии города Новосибирска- в течение трех рабочих дней, комитета распорядительных документов мэрии города Новосибирска- в течение четырех рабочих дней (пункт 4.10 Порядка подготовки от 27.10.2010 г. N 3671).
Постановлением мэрии от 30.09.2011 г. N 9022 утвержден проект планировки территории Ключ-Камышенского плато, постановлениями заинтересованного лица от 29.12.2011 г. NN 12811 и 12818 определено подготовить проект межевания территорий кварталов N 1.6 и N 1.8 в границах проекта планировки территории Ключ-Камышенского плато, установлен срок подготовки документации по проекту межевания территорий кварталов N 1.6 и N 1.8 в границах проекта планировки территории Ключ-Камышенского плато с учетом необходимых согласований и проведения публичных слушаний - десять месяцев с даты заключения муниципального контракта на подготовку документации по проекту межевания территорий кварталов N 1.6 и N 1.8 в границах проекта планировки территории Ключ-Камышенского плато.
Постановлениями мэрии от 11.12.2012 г. N 12736 и от 13.12.2012 г. N 12850 утверждены проекты межевания территорий кварталов N1.6 и N1.8 в границах проекта планировки территории Ключ-Камышенского плато в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, границ застроенных земельных участков, в том числе границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты, границ формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, границ зон действия публичных сервитутов.
Как следует из справок-обоснований ГУАиГ к заседанию комиссии N 350, наличие препятствий к последующему формированию и освоению земельных участков с учетом данных государственного кадастра недвижимости, экологических и иных условий использования соответствующей территории не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правильному выводу о законности и обоснованности действий мэрии по принятию решений комиссии от 29.11.2012 г. N 350.
На заседании комиссии приняты решения об утверждении зоны планируемого размещения поликлиники общего типа (в ред. N 351 от 20.12.2012 г.) об утверждении зоны планируемого размещения библиотеки, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации озелененной территории общего пользования, о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона, об утверждении зоны планируемого размещения детского сада.
Из справок-обоснований ГУАиГ к заседанию комиссии N 351 усматривается наличие препятствий к последующему формированию и освоению земельных участков, а именно: расположение запрашиваемого земельного участка в зоне планируемого размещения объекта капитального строительства регионального, федерального или местного значения, принятие решения о формировании запрашиваемого земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта, принятие решения об утверждении границ территории общего пользования, озелененной территории общего пользования.
Решениями комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска от 20.12.2012 г. N 351 заявителю отказано в выборе земельных участков для строительства торгового комплекса, информационного и компьютерного центров с кафе по адресу: ул. Большевистская в Октябрьском районе.
Проанализировав вышеперечисленные нормы законодательства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что выбор земельного участка возможен только при отсутствии к тому препятствий, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 г. N ВАС-4308/12 по делу N А45-6998/2011.
На основании чего, суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ.
Проанализировав вышеизложенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для отмены оспариваемых ненормативных правовых актов.
Требование заявителя о признании незаконным отказа мэрии города Новосибирска в предоставлении земельных участков для строительства объектов: информационного и компьютерного центров с кафе и торгового комплекса по ул. Большевистской, является необоснованным, поскольку решение об отказе принято в соответствии с законом (то есть мэрией соблюден порядок издания постановления, а его содержание не противоречит действующему законодательству).
Судом апелляционной инстанции признается несостоятельным довод апелляционной жалобы о необоснованном отказе мэрии в предоставлении испрашиваемых земельных участков, поскольку спорные участки были свободны.
Из материалов дела следует, что 31.10.2012 года Обществом направлено заявление о выборе земельных участков и предварительном согласовании мест размещения объектов с приложением фрагмента карты градостроительного зонирования и расположения испрашиваемого земельного участка.
Однако на момент подачи указанных выше заявлений имелись обстоятельства, которые послужили препятствием для выбора запрашиваемых земельных участков органом местного самоуправления и издания оспариваемого постановления. В отношении земельного участка N 1 (оспариваемое постановление N 371): испрашиваемая заявителем территория затрагивает часть шести земельных участков, в отношении которых комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска от 29.11.2012 г. (протокол N 350) приняты следующие решения: п. 10.22 "об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации озелененной территории общего пользования по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе", принято постановление мэрии города Новосибирска от 22.01.2013 г. N 347; п. 2.1.8 "о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона с видом разрешенного использования: "многоквартирные средне- и многоэтажные жилые дома, в том числе со встроенными или встроенно-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения и автостоянками"; п. 2.1.10 "о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона с видом разрешенного использования: "многоквартирные средне- и многоэтажные жилые дома, в том числе со встроенными или встроенно-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения и автостоянками"; п. 2.1.9 "о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона с видом разрешенного использования: "многоквартирные средне- и многоэтажные жилые дома, в том числе со встроенными или встроенно-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения и автостоянками" (ранее принятое решение комиссии от 07.06.2012 г. N 337 п. 2.1.1 отменено решением комиссии от 20.12.2012 г. N 351 п. 8.5); п. 10.21 "об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения: "детский сад", ранее принятое постановление мэрии города Новосибирска от 16.01.2012 г. N 152 "Об утверждении границ зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения по ул. Родниковой в Октябрьском районе" признано утратившим силу постановлением мэрии города Новосибирска от 26.03.2013 г. N 2887; п. 10.20 "об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения: "общеобразовательная школа".
В отношении земельного участка N 2 (оспариваемое постановление N 370): испрашиваемый земельный участок включает в себя части четырех земельных участков: часть зоны улично-дорожной сети (ИТ-3), строительство информационного и компьютерного центров с кафе, в данной зоне не предусмотрено градостроительным регламентом. В отношении второй части на основании п. 10.24 протокола комиссии N 350 от 29.11.2012 г. принято решение "об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации озелененной территории общего пользования". В отношении третьей части на основании п. 10.28 протокола N 350 от 29.11.2012 г. принято решение "об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения: "поликлиника общего типа". В отношении четвертой части на основании п. 10.27 протокола комиссии N 350 от 29.11.2012 г. (в редакции протокола N 351 от 20.12.2012 г. п. 7.11) принято решение "об утверждении зоны планируемого размещения библиотеки".
Таким образом, отказ мэрии города Новосибирска обусловлен невозможностью предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков.
Довод апелляционной жалобы о невозможности идентификации испрашиваемых Обществом земельных участков с теми, о которых принято решение на заседании Комиссии от 29.11.12 N 350, противоречит материалам дела, содержанию оспариваемых постановлений и протокола заседания; при этом по делу А45-20842/2012, на которое ссылается апеллянт в обоснование доводов о том, что земельные участки были свободны, в судебных актах отсутствует соответствующий вывод, в связи с чем указанная позиция Общества признается судом апелляционной инстанции необоснованной.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении мэрией при рассмотрения заявления ООО "Сибтрейд" п.п. 4.5, 4.6 Порядка подготовки правовых актов от 27.10.2010 г. N 3671 не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 4.5 Порядка заявителю направлено письмо с предложением иных вариантов размещения объекта (письмо от 27.11.2012 г. N 17057-10/13, 01/03495).
На основании п. 4.6 указанного постановления, в связи с неосуществлением заявителем выбора другого варианта размещения объекта, на рассмотрение комиссии направлено первоначальное заявление ООО "Сибтрейд" от 31.10.2012 г., приложенные к нему документы и справка-обоснование.
В связи с чем заявитель имел возможность выбрать иной вариант размещения объектов, однако не воспользовался этим правом.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 июля 2013 года по делу N NА45-5847/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5847/2013
Истец: ООО "Сибтрейд"
Ответчик: Мэрия города Новосибирска