26 декабря 2011 г. |
А43-13418/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кирилловой М.Н., Москвичёвой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2011 по делу N А43-13418/2011,
принятое судьей Кабановым В.П.
по заявлению администрации Шудского сельсовета Варнавинского муниципального района Нижегородской области (ИНН 5207013380, ОГРН 1105228000360, Нижегородская обл., Варнавинский район, село Горки, дом 17а) о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 16.06.2011 N 428-ю о привлечении к административной ответственности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - департамент, административный орган) в отношении администрации Шудского сельсовета Варнавинского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация) проведено административное расследование по факту невнесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в установленный законом срок, в ходе которого установлено, что администрация своевременно не внесло в бюджет платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года.
По данному факту в отношении администрации 09.06.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 428-ю по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный инспектор по охране природы по Приволжскому федеральному округу, рассмотрев материалы административного дела, 16.06.2011 вынес постановление N 428-ю о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 51 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 11.10.2011 суд удовлетворил заявленные администрацией требования, признав совершенное административное правонарушение малозначительным.
Департамент обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослался на отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду наличия в действиях администрации существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, выразившейся в пренебрежительном отношении администрации к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно представленному расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года, в процессе осуществления своей деятельности администрация производит выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников, а также размещение отходов производства и потребления.
Следовательно, администрация обязана вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за 4 квартал 2010 года по сроку до 20.01.2011. Фактически указанная плата внесена 28.02.2011 по платежным поручениям N 80 и 81, то есть по истечении установленного законодательством срока.
Данный факт установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и администрацией не оспаривался.
Из обстоятельств дела усматривается, что у администрации имелась возможность для соблюдения установленного срока по внесению платы, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность на основании статей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, вывод Арбитражного суда Нижегородской области о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Вместе с тем согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения
в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Из норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, незначительность периода просрочки, не установив из материалов дела пренебрежительного отношения администрации к выполнению своих публично-правовых обязанностей, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд первой инстанции правомерно расценил административное правонарушение в качестве малозначительного.
Доводы административного органа о высокой степени пренебрежительного отношения администрации к исполнению своих публично-правовых обязанностей апелляционный суд отклоняет как не основанные на материалах дела.
Первый арбитражный апелляционный суд, не усматривая при принятии судом первой инстанции обжалуемого решения каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, способных привести к принятию неправильного судебного акта, не находит оснований для его отмены, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2011 по делу А43-13418/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13418/2011
Истец: Администрация Шудского сельсовета Варнавинский район, Администрация Шудского сельсовета Варнавинского муниципального района
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу) г. Н.Новгород
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6848/11