г. Самара |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А72-4351/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Безгиной А.Е.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "СКАН" - извещен, не явился;
от Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску - извещен, не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "ДВОРЦОВЫЙ РЯД-МС" - извещен, не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "Специалист" - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июля 2013 года по делу N А72-4351/2013 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКАН" (ИНН 7328007190, ОГРН 1027301571615), г.Ульяновск,
к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску, г. Ульяновск,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "ДВОРЦОВЫЙ РЯД-МС" (ИНН 7326019930, ОГРН 1037301152657), г.Ульяновск,
Общество с ограниченной ответственностью "Специалист" (ИНН 7327040406, ОГРН 1067327029912), г.Ульяновск,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СКАН" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску о признании недействительным предписания от 26.03.2013 г. N 8 об устранении нарушений.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Дворцовый ряд-МС" и общество с ограниченной ответственностью "Специалист".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.07.2013 г. заявление ООО "СКАН" удовлетворено.
Не согласившись с выводами суда, Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "СКАН", в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что суд неверно применил нормы материального права (п. 1 ст. 209, п.1 с т.288 ГК РФ), указав, что лишь собственники обязаны исполнять статью 15 Федерального закона 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
По мнению подателя жалобы, все аптечные организации должны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, что подтверждает правомерность выдачи Предписания Обществу как арендатору.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
ООО "СКАН" представило отзыв, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ежегодному плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2013 году на основании распоряжения от 05.03.2013 г. N 113-р в отношении ООО "Скан" в период с 18.03.2013 г. по 26.03.2013 г. сотрудниками ответчика была проведена плановая выездная проверка.
Проверка проводилась в отношении нескольких объектов ООО "СКАН", в том числе в отношении аптечного пункта N 530 (ул. Заречная, д. 17).
По результатам проверки указанного аптечного пункта были выявлены нарушения:
1. Наружная лестница не соответствует нормам:
ширина проступи меньше допустимого значения (п.п. 1 п. 4.1.12 СП 59.13330.2012); поручень оборудован только с одной стороны лестницы, его высота не соответствует нормативным требованиям (п. 5.1.2 СП 59.13330.2012);
2. Покрытие пандуса разрушено, что исключает возможность произвести точные замеры на соответствие нормам (п.п.2, п.п.3 п.4.1.14, п.п.2 п.4.1.15 СП 59.13330.2012);
3. Ширина входной двери и ширина двери из тамбура в помещение не соответствуют нормам (п.п.1 и 5 п. 5.1.4 СП 59.13330.2012).
При принятии решения об удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного предписания недействительным суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не является собственником здания по адресу: г.Ульяновск, ул.Заречная. 17, а лишь арендует часть нежилого помещения площадью 60,0 кв.м в здании общей площадью 2577 кв.м по указанному адресу на основании договора субаренды от 29.04.2011 г. N 3672, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Дворцовый ряд-МС" (л.д.36-38).
Согласно выписке от 30.05.2013 г. N 01/041/2013-813, предоставленной Управлением Росреестра по Ульяновской области по запросу суда (л.д.85-86), в ЕГРП содержится запись о регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью "Специалист" на здание магазина по адресу: г.Ульяновск, ул.Заречная, дом 17, общей площадью 2577 кв.м.
Оспариваемое предписание выдано в целях устранения нарушений в части общего входа в здание (крыльцо, тамбур), которым пользуется не только заявитель, но и иные лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в данном здании.
Суд сделал вывод о том, что оспариваемое предписание выдано ответчиком ненадлежащему лицу.
Однако судом не учтено следующее.
В соответствии со статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон N 46-ФЗ от 03.05.2012), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
а) на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
2. Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы:
а) разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для
населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;
б) обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов.
В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов": "Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям". Таким образом, все лица, оказывающие услуги населению должны обеспечить беспрепятственный доступ к своим объектам социальной инфраструктуры.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации ОТ 16.07.2001 N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Согласно СНиП 35-101-2001 (приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах, в частности с СНиП 35-01-2001.
Согласно пункту 3.14 СНиПа 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261, следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги; вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями.
В рассматриваемом случае заявитель использует арендуемое помещение по адресу г. Ульяновск ул. Заречная, 17 под аптечный пункт.
В результате проверки установлено что:
1. Наружная лестница не соответствует нормам:
ширина проступи меньше допустимого значения (п.п. 1 п. 4.1.12 СП 59.13330.2012); поручень оборудован только с одной стороны лестницы, его высота не соответствует нормативным требованиям (п. 5.1.2 СП 59.13330.2012);
2. Покрытие пандуса разрушено, что исключает возможность произвести точные замеры на соответствие нормам (п.п.2, п.п.3 п.4.1.14, п.п.2 п.4.1.15 СП 59.13330.2012);
3. Ширина входной двери и ширина двери из тамбура в помещение не соответствуют нормам (п.п.1 и 5 п. 5.1.4 СП 59.13330.2012).
В данном случае, поскольку общество использует помещение под аптечный пункт, оно должно создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в магазин.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Однако в пункте 2 данной статьи указано, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования н распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В данном случае собственник предал имущество по договору аренды Обществу. Условия же владения пользования и распоряжения имуществом, переданным в аренду, регулируется специальными нормами ГК РФ и самим договором аренды.
Согласно п. 1 ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Данная норма регулирует отношения лишь в отношении жилых помещений, что является неприменимым в данном случае. Общество, согласно договору субаренды, занимает нежилое помещение.
Таким образом, суд неверно применил нормы материального права (п. 1 ст. 209, п.1 с т.288 ГК РФ), указав, что лишь собственники обязаны исполнять статью 15 Федерального закона 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Отсутствие в договоре субаренды упоминания о праве самостоятельно установить пандус не освобождает Общество от выполнения предусмотренной законом обязанности. Выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям, находится в сфере деятельности самого общества. В случае заключения договора субаренды на неподходящих условиях, общество не вправе ссылаться на них.
Таким образом все аптечные организации должны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, что подтверждает правомерность выдачи Предписания Обществу как арендатору.
Данная позиция подтверждается и судебной практикой: Постановление ФАС Поволжского округа от 26.10.2010 по делу N А72-4458/2010, выданное обществу предписание об устранении нарушений является законным.
В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права согласно п.п. 3,4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и в удовлетворении заявленных обществом требований отказать.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 июля 2013 года по делу N А72-4351/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "СКАН" (ИНН 7328007190, ОГРН 1027301571615), г.Ульяновск, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4351/2013
Истец: ООО "СКАН"
Ответчик: Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской обл. по г. Ульяновску
Третье лицо: ООО "Дворцовый ряд МС", ООО "Специалист"