город Ростов-на-Дону |
|
16 сентября 2013 г. |
дело N А01-624/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саламатиной С.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.06.2013 по делу N А01-624/2013, принятое судьей Дивиным И.М.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея
к заинтересованному лицу индивидуальному предпринимателю Балан Алле Николаевне о взыскании санкций
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея (далее - управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к индивидуальному предпринимателю Балан Алле Николаевне (далее - предприниматель, ИП Балан А.Н.) о взыскании штрафных санкций в размере 198 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Установив, что дело о нарушении пенсионного законодательства управление рассмотрело в отсутствие Балан А.Н., не извещенной надлежащим образом, суд пришел к выводу о существенном нарушении Пенсионным фондом процедуры привлечения к ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, ссылаясь на соблюдение процедуры привлечения к ответственности. Полагает, что действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что решение должно быть изготовлено непосредственно в тот день, который указан в акте об обнаружении факта нарушения законодательства.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Ходатайство управления о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие удовлетворено протокольным определением. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Балан А.Н. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Майкопе, регистрационный номер Балан А.Н. - 001-001-062265.
В ходе проведения сотрудниками управления проверки по вопросу своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования установлено, что предпринимателем данные сведения не были представлены в установленные сроки, о чем составлен акт от 24.08.2012 N 134 установления факта нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 12).
Рассмотрев названный акт от 24.08.2012 N 134, пенсионным фондом вынесено решение от 18.09.2012 N 118, которым предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 198 руб.
19.09.2012 Пенсионный фонд направил предпринимателю письмо о корректировке сведений (л.д. 20)
Требованием от 03.10.2012 управление указало на необходимость в добровольном порядке уплатить финансовую санкцию в размере 198 руб.
В связи с неисполнением в добровольном порядке указанного требования, управление обратилось в суд с заявлением о взыскании с предпринимателя денежной санкции в размере 198 руб.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 того же Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи предоставляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 8.1. Закона N 27-ФЗ установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечить своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведения, определенные данным Законом и предоставленные работодателями и застрахованными лицами, а также имеют право требовать своевременного и правильного представления указанной информации и осуществлять контроль за правильностью представления сведений плательщиками страховых взносов, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из содержания данной правовой нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу предоставлено пенсионному органу на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия решения от 18.09.2012 N 118 послужил вывод Пенсионного фонда о недостоверности представленных предпринимателем сведений.
В соответствии с письмом о корректировке сведений персонифицированного учета от 19.09.2012 N 07/3250 (л.д. 20) предпринимателем за отчетный период - первое полугодие 2010 г. недостоверно были отражены сведения о дате приема на работу застрахованного лица Малахова Е.С. - дата приема на работу согласно договору N 1 от 24.03.2010 установлена с 24.03.2010, а в персонифицированный учет внесены сведения на застрахованное лицо с 01.01.2010 по 30.06.2010.
В подтверждение данных доводов управлением в материалы дела представлена копия трудовой книжки Малахова Е.С. (л.д. 21), трудовой контракт от 24.03.2010 (л.д. 22-25), выписка из лицевого счета застрахованного лица (л.д. 26-33).
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению надлежащим образом возложенных обязательств по представлению в установленный срок достоверных сведений персонифицированного учета, предпринимателем суду не представлено.
Между тем, фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 38 Закона N 212-ФЗ результаты проверки оформляются актом проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит соответствующее решение.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено несоблюдение Пенсионным фондом требований части 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ при оформлении решения о привлечении к ответственности.
Как уже было указано выше, конструкции элементов состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, является альтернативным, т.е. считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия): нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Из акта об обнаружении признаков правонарушения от 24.08.2012 N 134 следует, что управлением установлен факт непредставления в установленные сроки сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Следовательно, решением предприниматель должен был быть привлечен именно по тем обстоятельствам совершенного, как они установлены проведенной проверкой.
Между тем, согласно решению от 18.09.2013 N 118 (л.д. 13) деяние предпринимателя квалифицировано как представление недостоверных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. При этом имеется ссылка на рассмотрение только акта. Доказательств изучения иных процессуальных документов, на основании которых была установлена объективная сторона вмененного предпринимателю нарушения, ни решение, ни материалы дела не содержат.
Довод о соблюдении Пенсионным фондом процедуры привлечения к ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, проверен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, поскольку, управление сообщило предпринимателю о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенном на 15.09.2012. Между тем, решение датировано 19.09.2012.
Из решения о привлечении к ответственности следует, что материалы проверки рассмотрены Пенсионным фондом в отсутствие предпринимателя.
Доказательств уведомления предпринимателя о назначении иной даты рассмотрения материалов проверки, чем 15.09.2012, фонд не представил.
Таким образом, допущенное Пенсионным фондом нарушение существенно, поскольку предприниматель был лишен возможности реализовать предоставленные законом права, в том числе, на дачу объяснений, представления опровергающих доказательств.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.06.2013 по делу N А01-624/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-624/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея
Ответчик: ИП Балан Алла Николаевна