г. Красноярск |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А74-1551/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белан Н.Н.,
судей: Бутиной И.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахтеевой Э.Б.,
при участии представителей:
истца - Чеботарева В.А. по доверенности от 04.03.2013,
ответчика - Левченко Д.А. по доверенности от 01.10.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "28" июня 2013 года по делу N А74-1551/2013, принятое судьей Мельник Л.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Марафет" (далее - истец, ООО "Марафет") (ИНН 1901075677, ОГРН 1061901037945) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к муниципальному предприятию г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (далее - ответчик, МП г. Абакана "АТС") (ИНН 1901003640, ОГРН 1021900525030) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, и принятии спорного раздела 3 договора N 12 о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 08 февраля 2013 года в следующей редакции:
"3. Цена договора и порядок оплаты.
3.1. В соответствии с пунктом 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям.
3.2. Плата за подключение вносится Заявителями в течение трех дней с момента подписания настоящего договора в кассу Исполнителя".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020), Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (ИНН 1901040882, ОГРН 1021900531510).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" июня 2013 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что плата за подключение к тепловой сети г. Абакана осуществляется на основании тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти; у Правительства Российской Федерации отсутствуют полномочия по установлению платы за подключение к системе теплоснабжения; пункт 107 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", в связи с чем, не подлежит применению.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Открытое акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК - 13)" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Председателем Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия 23 марта 2011 года утверждена Инвестиционная программа муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011 - 2014 годы.
Целью указанной программы является увеличение мощности объектов, используемых в сфере теплоснабжения, для обеспечения возможности подключения к сетям теплоснабжения муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" вновь создаваемых объектов недвижимости.
В рамках настоящей инвестиционной программы запланировано выполнение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства истца.
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия приказом от 06.11.2012 N 118-п утвердил плату за подключение к системе теплоснабжения города Абакана для физических лиц в размере 8 963 805 рублей 01 копейка за Гкал/час, для иных лиц в размере 7 596 445 рублей за Гкал/час без НДС.
ООО "Марафет" обратилось в МП г. Абакана "АТС" с заявкой от 03 декабря 2012 года исх. N 312 на заключение договора о подключении к системе теплоснабжения объекта капитального строительства - "Магазин смешанных товаров", расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Котовского, уч. 125 В.
Ответчик направил в адрес истца письмо от 05 февраля 2013 года, в котором указал, что для обеспечения необходимой нагрузки для подключения объекта требуется выполнение мероприятий инвестиционной программы открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК - 13)" по развитию объектов, используемых в сфере теплоснабжения города Абакана, на 2011-2014 годы, по увеличению пропускной способности технологически связанных, смежных тепловых сетей; заявка на подключение и технические условия направлены в адрес филиала "Абаканская ТЭЦ" открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК - 13)".
Письмом от 06.02.2013 истец указал ответчику на необходимость незамедлительно направить проект договора о подключении, сославшись на обязанность теплоснабжающей организации в течение 7 рабочих дней со дня получения условий подключения согласовать их либо подготовить к ним замечания.
Ответчик 11.02.2013 направил истцу подписанный проект договора от 08 февраля 2013 года N 12 о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения г. Абакана: "Магазин смешанных товаров", расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Котовского, уч. 125В, с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час.
В соответствии с предложенной ответчиком редакцией договора от 08 февраля 2013 года N 12 раздел 3 договора изложен следующим образом:
"3.1. Размер платы за подключение определяется в соответствии с платой за подключение к системе теплоснабжения города Абакана (за 1 Гкал/час тепловой мощности) в соответствии с действующим законодательством.
Плата за подключение к системе теплоснабжения города Абакана в соответствии с приказом N 118-п Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 06 ноября 2012 года, зарегистрированного в Государственном правовом комитете Республики Хакасия 12 ноября 2012 года регистрационный N 416, составляет 7 596 445,0 (семь миллионов пятьсот девяносто шесть тысяч четыреста сорок пять) рублей за Гкал/час без НДС.
3.2. Размер платы за подключение Объекта Заявителя к системе теплоснабжения по настоящему Договору определяется как произведение общей тепловой нагрузки Объекта, указанной в п. 1.1 настоящего Договора, и платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана, установленной Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Размер платы за подключение может быть изменен при изменении платы за подключение к системе теплоснабжения города Абакана, в соответствии с действующим законодательством.
Размер платы за подключение к системе теплоснабжения составляет 379 822 (триста семьдесят девять тысяч восемьсот двадцать два) рубля 25 копеек без НДС, НДС 18% - 68 368 (шестьдесят восемь тысяч триста шестьдесят восемь) рублей, итого с НДС - 448 190 (четыреста сорок восемь тысяч сто девяносто) рублей 25 копеек.
Размер платы за подключение к системе теплоснабжения может быть изменен согласно п.2.1.3, п.3.7. настоящего Договора.
3.3. Заявитель вносит плату за подключение частями, на основании счета Исполнителя на оплату, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в следующем порядке:
3.3.1. I платеж - в размере 56 973 (пятьдесят шесть тысяч девятьсот семьдесят три) рублей 34 копеек без НДС (15 % от размера платы за подключение), НДС 18% - 10 255 (десять тысяч двести пятьдесят пять) рублей 20 копеек, итого с НДС - 67 228 (шестьдесят семь тысяч двести двадцать восемь) рублей 54 копейки.
Расчет производится на условиях предоплаты на основании выставленного счета Исполнителя, в течение 15 рабочих дней с момента подписания Договора.
3.3.2. II платеж - в размере 189 911 (сто восемьдесят девять тысяч девятьсот одиннадцать) рублей 12 копеек без НДС (50 % от размера платы за подключение), НДС 18% - 34 184 (тридцать четыре тысячи сто восемьдесят четыре) рубля, итого с НДС - 224 095 (двести двадцать четыре тысячи девяносто пять) рублей 12 копеек.
Расчет производится на условиях предоплаты на основании выставленного счета Исполнителем, в течение 90 рабочих дней с момента подписания Договора, но не позднее даты фактического подключения объекта.
3.3.3. III платеж - в размере 132 937 (сто тридцать две тысячи девятьсот тридцать семь) рублей 79 копеек без НДС (35 % от размера платы за подключение), НДС 18% - 23 928 (двадцать три тысячи девятьсот двадцать восемь) рублей 80 копеек, итого с НДС - 156 866 (сто пятьдесят шесть тысяч восемьсот шестьдесят шесть) рублей 59 копеек.
Расчет производится на основании выставленного счета Исполнителем в течение 15 рабочих дней с момента подписания сторонами акта о подключении к системе теплоснабжения, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объект Заявителя.
3.4. Датой исполнения обязательства Заявителя по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
3.5. В течение 5 дней с момента подписания сторонами акта о подключении Исполнитель оформляет и направляет Заявителю акт приемки выполненных работ (оказанных услуг), после подписания которого оформляется счет-фактура.
Заявитель в течение двух рабочих дней с момента получения акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) обязан подписать оба экземпляра акта и передать один экземпляр Исполнителю.
3.6. В случае, если до момента фактического присоединения объекта к тепловым сетям будет изменена плата за подключение к системе теплоснабжения города Абакана путем принятия соответствующего решения органом государственного регулирования цен (тарифов), Стороны обязуются произвести перерасчет размера платы за подключение к системе теплоснабжения, при этом оставшаяся неоплаченной тепловая нагрузка подлежит оплате по действующей на момент расчета плате за подключение к системе теплоснабжения города Абакана.
3.7. Перерасчет по Договору в связи с корректировкой требуемой тепловой нагрузки осуществляется по дополнительному соглашению Сторон в письменной форме на основании заявления Заявителя".
Из технических условий для присоединения (условия подключения) следует, что объект "Магазин смешанных товаров" по ул. Котовского, уч. 125В, подключается к тепловой сети в точке присоединения: проектируемая ТК-1 (проект), с тепловой нагрузкой 0,05 Гкал/час.
Истец направил ответчику протокол разногласий от 14 февраля 2013 года к договору о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана от 08 февраля 2013 года N 12.
Согласно указанному протоколу разногласий, абзац 2 пункта 3.3.2 договора истцом изложен следующим образом:
"Расчет производится на условиях предоплаты на основании выставленного счета Исполнителем, в течение 180 рабочих дней с момента подписания Договора, но не позднее даты фактического подключения объекта".
Ответчик направил истцу протокол урегулирования разногласий от 26 февраля 2013 года, в котором не согласился с предложенной истцом редакцией, сославшись на абзац 3 пункта 29 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307.
Не согласившись с предложенной ответчиком редакцией, истец 04 марта 2013 года представил ответчику протокол разногласий к договору от 08 февраля 2013 года N 12, согласно которому раздел 3 договора предложен в следующей редакции:
"3. Цена договора и порядок оплаты.
3.1. В соответствии с пунктом 107 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям.
3.2. Плата за подключение вносится Заявителями в течение трех дней с момента подписания настоящего договора в кассу Исполнителя".
Письмом от 18 марта 2013 года исх. N 865 ответчик предложил истцу передать разногласия, возникшие при заключении договора о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения города Абакана, на рассмотрение Арбитражного суда Республики Хакасия.
При таких обстоятельствах истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших между сторонами при заключении договора технологического присоединения объекта капитального строительства к системам теплоснабжения г. Абакана от 08 февраля 2013 года N 12, предметом которого является подключение к тепловой сети г. Абакана объекта капитального строительства истца.
Разногласия между сторонами возникли в отношении стоимости подключения объекта истца к сетям теплоснабжения г. Абакана.
Согласно позиции истца, поскольку тепловая нагрузка подключаемого объекта не превышает 0,1 Гкал/ч, стоимость технологического подключения должна быть установлена в соответствии с пунктом 107 постановления Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования) в размере 550 рублей.
Ответчик с позицией истца не согласен, считает, что в данном случае применению подлежит тариф на подключение к системе теплоснабжения города Абакана, установленный Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия приказом от 06.11.2012 N 118-п.
Суд первой инстанции, со ссылкой на подпункт 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 107 Основ ценообразования утвердил спорные пункты договора в редакции истца.
Оценив доводы апелляционной жалобы, фактические обстоятельства дела, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (статья 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из взаимосвязанных положений приведенных правовых норм следует, что в случае, если возникшие у сторон при заключении публичного договора разногласия урегулированы решением суда, такой договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда и должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент вынесения решения суда.
Как следует из материалов дела, разногласия сторон возникли при заключении договора технологического присоединения объекта капитального строительства к системам теплоснабжения г. Абакана от 08 февраля 2013 N 12 относительно стоимости технологического присоединения.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) плата за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения подлежит государственному регулированию уполномоченным органом государственной власти.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Из пунктов 1, 2 статьи 5, пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении следует, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) наделены полномочиями по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Из системного толкования указанных норм права следует, что Правительство Российской Федерации наделено полномочиями принимать нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные для применения правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а уполномоченные органы исполнительной власти при установлении тарифов, в том числе на технологическое присоединение к тепловым сетям, обязаны соблюдать требования нормативно-правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Разделом пятым Основ ценообразования установлен порядок определения платы за подключение к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 107 Основ ценообразования для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка энергопринимающего оборудования которых не превышает 0,1 Гкал/час., установлена плата за подключение в размере 550 рублей.
Данный размер платы установлен императивно и не может быть изменен ни регулирующим органом, ни соглашением сторон.
Исходя из изложенного, учитывая, что тепловая нагрузка энергопринимающего оборудования истца составляет 0,05 Гкал/час, редакция спорных пунктов договора, устанавливающая плату за технологическое присоединение в тепловым сетям г. Абакана в размере 550 рублей, является верной и правомерно утверждена судом первой инстанции.
Тариф на подключение к тепловым сетям г. Абакана, установленный приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 06 ноября 2012 года, установлен без учета положений, содержащихся в пунктах 106-109 Основ ценообразования, определивших 3 категории потребителей и порядок установления платы для названных категорий потребителей, в связи с чем, не подлежит применению к спорным правоотношениям.
На основании изложенного, доводы ответчика о том, что плата за подключение к тепловой сети г. Абакана осуществляется на основании тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти; у Правительства Российской Федерации отсутствуют полномочия по установлению платы за подключение к системе теплоснабжения; пункт 107 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" и не подлежит применению, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
Остальные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного Республики Хакасия от "28" июня 2013 года по делу N А74-1551/2013 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "28" июня 2013 года по делу N А74-1551/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-1551/2013
Истец: ООО "Марафет"
Ответчик: МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", Муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети"
Третье лицо: Государственный комитет по тарифам и энергетике, Государственный комитет по тарифам и энергетике РХ, Государственный комитет по тарифам и энергетики Республики Хакасия, ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" филиал Абаканская ТЭЦ, ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", ОАО Енисейская ТГК