г. Владивосток |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А51-7455/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей К.П. Засорина, Л.Ю. Ротко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Приморавтотранс" апелляционное производство N 05АП-9880/2013 на решение от 09.07.2013
судьи С.Н. Шклярова по делу N А51-7455/2013 Арбитражного суда Приморского края по иску федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2721144517, ОГРН 1022701405726) к открытому акционерному обществу "Приморавтотранс" (ИНН 2504001455, ОГРН 1022502258624) о взыскании 87 592 рублей 32 копеек
при участии:
от ответчика: адвокат Кириллов С.Г., ордер N 501 от 11.09.2013; Чаркина С.Ю., доверенность от 10.07.2013, сроком на один год;
от истца: не явились.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Дальуправтодор") обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Приморавтотранс" о взыскании 87592 рублей 32 копеек ущерба, причиненного федеральной автомобильной дороге "Уссури" "Хабаровск - Владивосток" при провозе тяжеловесного груза.
Решением суда от 09.07.2013 иск удовлетворен в полном объеме.
Обжалуя решение суда в апелляционном порядке, ОАО "Приморавтотранс" просит его отменить. Заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права, выразившееся в неприменении судом положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащих применению в рассматриваемом споре. Полагает, что действиями ответчика не был причинен реальный ущерб истцу, а заявленная сумма выплаты несоразмерна последствиям неисполнения обязательства, значительно превышает размер реальных убытков, причиненных перевозкой тяжеловесных грузов без специального разрешения. Считает необходимым снизить размер ущерба, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, в связи с чем суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в его отсутствие. Представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, считали решение подлежащим отмене.
Заслушав пояснения представителей стороны, исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.04.2010 на стационарном пункте весового контроля (СПВК) - на 213 километре Федеральной автодороги "Уссури" Хабаровск-Владивосток ФГУ "Дальуправтодор" проведена проверка весовых параметров в отношении седельного тягача марки "VOLVO FH 12", государственный номер M 236 СO и полуприцепа Mirofret TRS - 3/2, государственный регистрационный номер АВ 0691 125, принадлежащих ОАО "Приморавтотранс" на основании договора аренды N 87 от 11.01.2008.
В ходе проверки установлено нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации - превышение весовых параметров, отсутствие разрешения органов управления дорожным хозяйством на право перевозки тяжеловесных грузов.
По результатам проверки работниками пункта весового контроля составлен акт N 204/138 от 21.04.2010 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузке на ось.
На основании указанного акта истцом произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов при проезде по территориальной дороге, размер которой составил 87 592 рубля 32 копейки.
Письмом N 3/4320 от 28.08.2012 ответчику предложено в срок до 20 сентября 2012 года возместить причиненный ущерб.
Неоплата ответчиком указанной суммы послужила основанием для обращения ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции установил превышение допустимой осевой нагрузки транспортного средства, принадлежащего ответчику, а также отсутствие разрешения на перевозку тяжеловесного груза и согласования маршрута, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в заявленном размере. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пунктам 1, 3, 8 и 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Для получения специального разрешения требуется: 1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; 2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения.
В целях установления порядка возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядка определения размера такого вреда постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Формула расчета платы приведена в пункте 6 Правил и зависит от применяемых коэффициентов и показателей платы, установленных в приложении к Правилам. Согласно пункту 8 Правил средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, собственника частных автомобильных дорог, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, порядок выдачи разрешений на провоз таких грузов, а также предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортных средств и на общую массу транспортного средства установлены в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министром транспорта Российской Федерации 27.05.1996, зарегистрированной в Минюсте России 08.08.1996 за N 1146 (далее - Инструкция) (пункты 1.2, 1.4 Инструкции и приложение N 1 к Инструкции).
Федеральная автомобильная дорога "Уссури" Владивосток-Хабаровск закреплена на праве оперативного управления распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 10.09.2002 N 3161-р за истцом.
На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела, в частности, обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ущерб, причиненный федеральной автомобильной дороге общего пользования, рассчитан истцом в соответствии с методикой, утвержденной Правилами, исходя из предельных значений нагрузок, установленных Инструкцией.
Факт причинения ущерба на сумму 87592 руб. 32 коп. документально подтвержден и установлен арбитражным судом первой инстанции. Расчет размера ущерба, проверен арбитражным судом и полностью соответствует Правилам и Инструкции.
Довод апеллянта о том, что суд не применил нормы КоАп РФ при рассмотрении настоящего спора, апелляционной коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права. Поскольку правоотношения истца и ответчика являются по своей правовой природе гражданско-правовыми, основанными на положениях действующего гражданского законодательства, поэтому нормы КоАп РФ не подлежат применению к ним.
Довод заявителя о том, что заявленная сумма выплаты несоразмерна последствиям неисполнения обязательства, значительно превышает размер реальных убытков, причиненных перевозкой тяжеловесных грузов без специального разрешения, а потому подлежит соразмерному уменьшению, не основана на Правилах возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, или иных нормативных правовых актах. Оснований для снижения размера ущерба не имеется. Кроме того, ущерб, подлежащий возмещению, не являются санкцией за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в связи с чем в данном случае статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации неприменима.
Судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства дела, правильно применено материальное законодательство, нарушений процессуальных норм не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.07.2013 по делу N А51-7455/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7455/2013
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: ОАО "Приморавтотранс"