г. Санкт-Петербург |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А42-6437/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Семеновой А.Б., Шульги Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Шимберниковой Г.Е. по доверенности от 31.01.2013;
от ответчика (должника): Ульяненкова Д.А. по доверенности от 08.04.2013 N 04-24/4983, Соколовой О.А. по доверенности от 11.01.2013 N 25-22/314;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5427/2013) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 по делу N А42-6437/2012 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Грумант"
к Мурманской таможне
3-е лицо: ООО "Департамент профессиональной оценки"
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Грумант" (ОГРН 1101032000387, 186504, Республика Карелия, Беломорский район, г. Беломорск, ул. Ленинская, д. 9; далее - общество, заявитель, ООО "Грумант") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни (ОГРН 1025100864095, 183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15; далее - таможня, таможенный орган, административный орган) от 07.09.2012 по делу об административном правонарушении N 10207000-67/2012 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Департамент профессиональной оценки" (г. Мурманск, ул. Воровского, д. 5/23 оф. 738).
Решением суда первой инстанции от 01.02.2013 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда от 01.02.2013 отменить ввиду доказанности административным органом события административного правонарушения, вины общества в его совершении, а также отсутствия процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель общества возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения начальника Мурманской таможни от 22.12.2011 N 10207000/400/221211/Р0093 в отношении заявителя проведена выездная таможенная проверка по вопросу соблюдения требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза продукции морского промысла, задекларированной согласно таможенной декларации N 10207050/081111/0002752, а также согласно заявлений ООО "Грумант" от 07.09.2011 N 01-270/Т, от 28.09.2011 N 01-301/Т, от 06.10.2011 N 01-312/Т и заявлению таможенного представителя ООО "С.В.Т.С. - Легион Северо-Запад" от 21.11.2011 б/н, в ходе которой установлено, что в период с 10.09.2011 по 28.09.2011 рыболовное судно С-0164 "Сайда" (принадлежащее ООО "Грумант"), за пределами таможенной территории Таможенного союза в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляло вылов рыбы и производство из нее продукции морского промысла.
Согласно сведениям, представленным ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи", в период с 10.09.2011 по 29.09.2011 судном С-0164 "Сайда" по Разрешению на вылов биологических ресурсов N ПР-110040, была выловлена: треска атлантическая в количестве 364 695 кг, пикша в количестве 207 970 кг, из которой судном была произведена продукция морского промысла в количестве: треска мороженая потрошеная обезглавленная - 243 100 кг; пикша мелкая потрошеная обезглавленная мороженая 1С - 148 550 кг.
28.09.2011 судно С-0164 "Сайда" пришло в порт Мурманск (судовое дело N 10207050/280911/0001903) и капитаном судна на таможенный пост подан комплект документов, в том числе грузовая декларация, согласно которой на таможенную территорию Таможенного союза ввозилась продукция морского промысла, выработанная на судне, в следующем ассортименте и количестве:
- треска потрошеная, б/г, мороженая, навеска 1-2 кг; количество мешков 5052. Вес нетто одного места 25 кг. Вес нетто - 126 300 кг, брутто - 127 310,40 кг;
- пикша потрошеная, б/г, мороженая, навеской 0,3-0,5 кг; количество мешков 2508. Вес одного места 25 кг. Вес нетто - 62 700 кг, брутто - 63 201,60 кг;
- пикша потрошеная, б/г, мороженая, навеской 0,5-1; количество мешков 3434. Вес одного места 25 кг. Вес нетто - 85 850 кг, брутто - 86 536,80 кг
28.09.2011 ООО "Грумант" на т/п Морской порт Мурманск подано заявление (N 01-301/Т) в отношении указанной в грузовой декларации продукции морского промысла, принадлежащей обществу и выработанной на судне С-0164 "Сайда" в период с 12.09.2011 по 27.09.2011.
В указанном заявлении общество просило произвести таможенное оформление указанной продукции морского промысла применительно к таможенной процедуре "Выпуск для внутреннего потребления" в соответствии с приказом ФТС России от 04.03.2009 N 378. Данное заявление совместно с грузовой декларацией было принято в качестве таможенной декларации (далее - ДТ); ДТ присвоен номер - 10207050/280911/Р01001.
Согласно Генеральному акту от 30.09.2011 N 10/11 указанная продукция морского промысла в полном объеме с судна С-0164 "Сайда" была передана в ООО "Грумант"; далее указанная продукция помещена на склад организации-хранителя ОАО "Мурманский морской рыбный порт", о чем составлены акты о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение от 28.09.2011 N 00001433, от 29.09.2011 N 00001435 (приемка продукции морского промысла на склад была произведена с подсчетом мест, без проверки веса и содержимого).
Согласно представленной ОАО "Мурманский морской рыбный порт" Карточке движения продукции:
- в период с 16.11.2011 по 09.12.2011 всего со склада было вывезено трески потрошеной мороженой, навеской 1-2 кг - 2376 мест; общим весом нетто -59 400 кг, брутто - 59 874,60 кг. Осталось - общим весом нетто 66 900 кг, брутто - 67 435,20 г.; 2676 мест;
- в период с 13.10.2011 по 02.12.2011 всего со склада было вывезено пикши потрошеной мороженой, навеской 0,3-0,5 кг - 2335 мест, общим весом нетто - 58 375 кг, брутто - 58 842 кг. Осталось - общим весом нетто 4 325 кг, брутто - 4 359,6 кг; 173 места.
Согласно документам, представленным обществом в таможенный орган при проверке (счета на оплату, товарные накладные (покупатели ООО "Гвардия", ООО "Рыбторг", ООО "Торговый дом "Норд"), вышеуказанная продукция морского промысла была частично реализована.
В рамках проведения проверки таможенным органом принято решение о проведении таможенного досмотра рыбопродукции ООО "Грумант", находящейся на складе ОАО "Мурманский морской рыбный порт", в ходе которого производилось взвешивание на сертифицированных весах ОАО "Мурманский морской рыбный порт" и Мурманской таможни, досматриваемой рыбопродукции с пересчетом грузовых мест.
По результатам составлен Акт таможенного досмотра от 24.01.2012 N 10207000/400/240112/А0093, в соответствии с которым на складе установлено нахождение следующей продукции морского промысла:
- треска потрошеная мороженая б/г, навеска 1-2 кг - 71 707,64 кг нетто, 72 242,84 кг брутто, 2676 мест;
- пикша потрошеная мороженая, навеска 0.3-0,5 кг - 4 574,58 кг нетто, 4 609,18 кг брутто, 173 места;
- пикша потрошеная мороженая, навеска 0,5-1 кг - 90 448,42 кг нетто, 91 135,22ег брутто, 3434 места.
По результатам проверки (Акт от 08.02.2012 N 10207000/400/080212/В0093) таможенный орган пришел к выводу о том, что в ДТ N 10207050/280911/Р01001 ООО "Грумант" не произведено таможенное декларирование следующего количества продукции морского промысла, ввезенного 28.09.2011 на таможенную территорию Таможенного союза на судне С-0164 "Сайда":
- треска мороженая потрошеная б/г, навеска 1-2 кг в количестве 4 808 кг нетто;
- пикша потрошеная мороженая б/г, навеска 0,3-0,5 кг - 250 кг нетто;
- пикша потрошеная мороженая б/г, навеска 0,5-1 кг - 4 598,42 кг нетто.
26.01.2012 на указанное количество продукции морского промысла Мурманской таможней наложен арест; товары переданы на ответственное хранение начальнику ТСГ ОАО "Мурманский морской рыбный порт" (холодильник N 3, морозильная камера N 1), согласно протоколу ареста от 26.01.2012 N 10207000-67/2012.
По данному факту 27.01.2012 должностным лицом Мурманской таможни вынесено определение N 10207000-67/2012 о возбуждении в отношении ООО "Грумант" дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.
24.02.2012 должностным лицом Мурманской таможни в отношении ООО "Грумант" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Обществу вменено недекларирование следующей продукции морского промысла, произведенной на судне С-0164 "Сайда" в период с 10.09.2011 по 28.09.2011:
- треска мороженая потрошеная б/г, навеска 1-2 кг в количестве 4 808 кг нетто, 4 838 кг брутто;
- пикша потрошеная мороженая б/г, навеска 0,3-0,5 кг -250 кг нетто, 266,40 кг брутто;
- пикша потрошеная мороженая б/г, навеска 0,5-1 кг - 4 598 кг нетто, 4 644,50 кг брутто.
Для определения рыночной стоимости предмета административного правонарушения, таможенным органом 03.02.2012 вынесено определение о назначении товароведческой (стоимостной) экспертизы, проведение которой поручено специалиста ООО "Департамент профессиональной оценки".
Согласно заключению эксперта от 13.02.2012 N 24/0212 рыночная стоимость предметов административного правонарушения (по состоянию на 28.09.2011) составила 742 532 руб.
Постановлением Мурманской таможни от 07.09.2012 по делу об административном правонарушении N 10207000-67/2012 ООО "Грумант" привлечено к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, что составило 371 266 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции установил событие административного правонарушения и вину общества в его совершении, однако пришел к выводу о том, что экспертное заключение от 13.02.2012 N 24/0212 не соответствует требованиям части 3 статьи 26.2 КоАП РФ и части 3 статьи 64 АПК РФ и не может быть принято в качестве надлежащего доказательства по делу, достоверно подтверждающего рыночную стоимость незадекларированных товаров (предметов административного правонарушения), в связи с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его в полном объеме.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции от 01.02.2013 ввиду следующего.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
В статье 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) указано, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно пункту 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документов, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Статьей 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; сведения об исчислении таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 187 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:
1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;
3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;
4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров и т.д.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что обществом не задекларирован товар - - треска мороженая потрошеная б/г, навеска 1-2 кг в количестве 4 808 кг нетто, 4 838 кг брутто; пикша потрошеная мороженая б/г, навеска 0,3-0,5 кг -250 кг нетто, 266,40 кг брутто; пикша потрошеная мороженая б/г, навеска 0,5-1 кг - 4 598 кг нетто, 4 644,50 кг брутто.
При этом суд правомерно сослался на вступившие в законную силу постановления Октябрьского районного суда г. Мурманска от 15.05.2012 по делу N 5-210, от 03.08.2012 по делу N 5-302, которыми ООО "Грумант" и капитан судна С-0164 "Сайда" Скубарев С.В. привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ. Данными судебными актами установлено, что водные биоресурсы, добытые (выловленные) в течение рейса с 10.09.2011 по 28.09.2011, в количестве: треска потр. б/г морож. - 4808 кг нетто; пикша потр. б/г морож. 4848 кг нетто, не были учтены в промысловой документации, судовых суточных донесениях.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, в соответствии с положениями таможенного законодательства могло предпринять дополнительные меры в целях недопущения его нарушения (провести осмотр груза до подачи ДТ), однако не воспользовалось предоставленными ему правами.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о доказанности таможенным органом вины общества в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Назначая обществу наказание в виде штрафа в размере 371 266 руб., таможенный орган в соответствии с частью 2 статьи 27.11 КоАП РФ исходил из рыночной стоимости товара, определенной экспертом ООО "Департамент профессиональной оценки" в экспертном заключении от 13.02.2012 N 24/0212, согласно которому рыночная стоимость предметов административного правонарушения по состоянию на 28.09.2011 составила 742 532 руб.
Суд первой инстанции, оценив указанное заключение эксперта от 13.02.2012 N 24/0212 в соответствии с требованиями статей 65 и 71 АПК РФ, пришел к выводу о том, что рыночная стоимость незадекларированных товаров, от величины которой исчисляются штрафные санкции, таможенным органом достоверно не определена и документально не подтверждена, не доказана правильность определения размера административного штрафа, что является существенным процессуальным нарушением, и руководствуясь разъяснениями, данными в Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.06.2004 N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено положение пункта 19 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", согласно которому суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В таком случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом. Такой вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2011 N 9109/2011.
Учитывая изложенное, определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено и ООО "Грумант" было предложено представить позицию относительно назначения товароведческой экспертизы с целью определения рыночной стоимости товара.
Определением апелляционного суда от 04.06.2013 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено повторно, сторонам предложено определить экспертные учреждения для проведения товароведческой экспертизы, представить ответы данных экспертных учреждений о возможности ее проведения, а также о стоимости и сроках проведения.
19.06.2013 от общества поступило дополнение к отзыву, в котором ООО "Грумант" возражало против назначения и проведения товароведческой экспертизы для установления рыночной стоимости предмета административного правонарушения по делу N 10207000-67/2012, своих предложений относительно экспертных учреждений не представило.
19.06.2013 от таможни поступило заявление с предложением поручить проведение товароведческой экспертизы эксперту ООО "Финансовый аналитический центр" Сидорову Сергею Александровичу, стоимость оценочной услуги 1500 руб.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.06.2013, в отсутствие предложений общества относительно экспертных учреждений, ходатайство Мурманской таможни о назначении судебной экспертизы удовлетворено, проведение экспертизы поручено эксперту ООО "Финансовый аналитический центр" Сидорову Сергею Александровичу, перед экспертом поставлен вопрос:
какова рыночная стоимость товара, ввезенного по таможенной декларации N 10207050/280911/Р01001 на момент окончания административного правонарушения - 28.09.2011.
25.07.2013 в материалы дела поступило заключение эксперта ООО "Финансовый аналитический центр" от 08.07.2013 N 7577, из выводов которого следует, что рыночная стоимость товара, ввезенного по таможенной декларации N 10207050/280911/Р01001 на момент окончания административного правонарушения - 28.09.2011, составляет 742 532 руб.
Таким образом, штраф в размере 1/2 стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, в данном случае составляет 371 266 руб., что тождественно размеру наказания, назначенному обществу за совершение вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В данном случае, материалами дела об административном правонарушении подтверждается событие административного правонарушения, вина общества в его совершении, а заключением эксперта ООО "Финансовый аналитический центр" от 08.07.2013 N 7577 размер санкции, установленной таможенным органом.
При этом, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, возражая против доказательств административного органа, обязано в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих возражений.
Однако, ссылаясь на ошибочность выводов эксперта, изложенных в заключении от 08.07.2013 N 7577, ООО "Грумант" не приводит оснований, которые позволили бы апелляционному суду не принять указанное заключение в качестве надлежащего доказательства.
Судом апелляционной инстанции неоднократно предлагалось обществу представить предложения по выбору экспертных учреждений для проведения товароведческой экспертизы, заключения которых, по мнению общества, опровергали бы рыночную стоимость спорного товара, определенную таможней, но заявитель уклонился от данных предложений, свой расчет стоимости спорного товара с документальным подтверждением не представил.
Таким образом, в отсутствие доказательств обратного, апелляционный суд считает, что таможней доказаны объективная и субъективная стороны вменяемого обществу административного правонарушения, штраф назначен в соответствии с санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда от 01.02.2013 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления ООО "Грумант" о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни от 07.09.2012 по делу об административном правонарушении N 10207000-67/2012.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 по делу N А42-6437/2012 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственности "Грумант" о признании незаконным и отмене постановления Мурманской таможни от 07.09.2012 по делу об административном правонарушении N 10207000-67/2012, отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6437/2012
Истец: ООО "Грумант"
Ответчик: Мурманская таможня
Третье лицо: ООО "Департамент профессиональной оценки"