Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2013 г. N 14АП-6807/13
г. Вологда |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А66-2855/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
при участии от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Твери Козловой Н.В. по доверенности от 02.09.2013, Антоновой Л.А. по доверенности от 09.01.2013, от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области Федотова С.С. по доверенности от 09.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 03 июня 2013 года по делу N А66-2855/2013 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Твери (далее - УМВД РФ) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области (далее - Территориальное управление) о признании недействительным предписания от 19.12.2012 N 38 по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации в части незаконного использования средств федерального бюджета, не являющегося нецелевым использованием, недействительным.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03 июня 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных УМВД требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы суда являются не обоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела. Считает, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями закона в пределах полномочий должностного лица.
УМВД РФ отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления - без удовлетворения. Считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Территориального управления.
Из материалов дела следует, что в период с 05.10.2012 по 19.11.2012 Территориальным управлением проведена плановая проверка УМВД РФ за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 19.11.2012 и вынесено предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации от 19.12.2012 N 38, которым заявителю предписано в установленном законном порядке возместить неправомерные расходы средств федерального бюджета в сумме 14 040 руб. и в сумме 219 150 руб. с последующим их перечислением в доход федерального бюджета.
Не согласившись с вынесенным предписанием в указанной части, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в связи со следующим.
Основанием для принятия оспариваемого предписания послужили установленные в ходе проверки факты незаконного использования заявителем средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием, а именно - допущено ежегодное (в 2010 и 2011 годах) возмещение расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно члену семьи сотрудников УМВД - дочери Муниной В.И.; в 2011 году допущены сверхнормативные расходы по возмещению проезда к месту проведения отпуска и обратно на жену сотрудника управления - Москалева И.М., имеющей возмещение по данному виду расходов в 2010 году, и двоих детей при следовании по путевке в пансионат "Tropical Princess" (Доминикана, курорт Барсело Баваро), не являющийся специализированным санаторно-курортным учреждением, имеющим соответствующую лицензию на медицинскую деятельность; на двоих детей сотрудника Прохорова И.В. при следовании по путевке в пансионат "Sealion Resort" (Вьетнам), не являющийся специализированным санаторно-курортным учреждением, имеющим соответствующую лицензию на медицинскую деятельность с учетом ограничения периодичности возмещения расходов (жене сотрудника в 2011 году выписан воинский перевозочный документ на основании справки).
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данными выводами Территориального управления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Согласно пунктов 1, 5.1, 5.14.1, 5.14.7, 5.14.8 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 года N 98-н, Территориальное управление осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств.
В соответствии с пунктами 91, 94, 95 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75-н (далее - Административный регламент), результаты ревизии (проверки) оформляются актом ревизии (проверки).
Согласно пункту 122 Административного регламента на основании акта ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора выносит обязательное к исполнению проверенной организацией (ее должностными лицами) предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в котором указываются, в том числе, факты выявленных ревизией (проверкой) нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации, с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативно-правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение.
Статьей 162 БК РФ установлено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет и исполняет бюджетную смету;
принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Статьей 219 БК РФ определено, что исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса
Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 N 716 утверждено Положение о возмещении расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных со службы из этих органов и учреждений, членов их семей, а также их личного имущества (далее - Положение N 716).
Подпунктом "б" пункта 2 данного Положения установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом членов семей сотрудников на основаниях, установленных для сотрудников, - от места жительства к месту службы сотрудника в связи с его переводом на новое место службы; к месту проведения отпуска и обратно (одного из членов семьи один раз в два года); при следовании по путевке в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год); на стационарное лечение и обратно; к избранному месту жительства при увольнении сотрудника со службы, а также в случае гибели (смерти) сотрудника.
Приказом от 22 августа 2003 года N 667 Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждена Инструкция о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, граждан Российской Федерации, уволенных со службы (военной службы), и членов их семей, а также их личного имущества (далее - Инструкция).
Согласно пунктам 1, 2, 6, 15 Инструкции, с учетом разъяснений, данных в письме Главного управления внутренних дел на транспорте и по спецперевозкам "О разъяснении норм приказа МВД России от 22.08.2003 N 667" возмещение расходов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, членов их семей (супруги (супруга), несовершеннолетних детей, несовершеннолетних детей, родители которых расторгли брак и проживают (не проживают) совместно, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лиц, находящихся на иждивении сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск), имеющих право на проезд и провоз (перевозку) личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет осуществляется финансовым подразделением по месту прохождения службы (военной службы), где они состоят на денежном довольствии или пенсионном обеспечении.
Вышеуказанным лицам, при приобретении проездных, перевозочных документов за свой счет возмещаются расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом при проезде в отпуск и служебные командировки в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения - с наименьшим количеством пересадок от места жительства (службы) до места проведения отпуска (лечения, пункта командирования) и обратно, в том числе: за пользование постельными принадлежностями, за проезд в вагонах повышенной комфортности, за комплекс услуг, включаемых в стоимость плацкарты, страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, за оплату установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, в том числе изменение классности билета, расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус).
Возмещение расходов по проезду и провозу личного имущества осуществляется после представления в финансовое подразделение органа внутренних дел, внутренних войск документов, подтверждающих фактические затраты, связанные с проездом и провозом личного имущества, при приобретении проездных и перевозочных документов за свой счет (подтверждающих факт оплаты туристической путевки); подтверждающих факт пребывания (командировочные удостоверения, предписания, отпускные удостоверения с соответствующими отметками о пребывании в пунктах командировки или отпуска, справки о пребывании в санатории или доме отдыха, в лечебном учреждении, выписки из приказа об увольнении со службы (военной службы), посадочные талоны), а также подтверждающих факт пересечения государственной границы Российской Федерации.
Для возмещения расходов, связанных с проездом членов семей сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, дополнительно представляются копии документов, подтверждающих степень родства, или справки отдела (отделения) кадров о составе семьи (пункт 7 Инструкции).
Расходы, связанные с проездом, провозом личного имущества, возмещаются по кратчайшему или беспересадочному маршруту. При следовании сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего внутренних войск, гражданина, уволенного со службы (военной службы), и члена их семей в отпуск, на стационарное лечение или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения с разрывом маршрута или с отклонением от кратчайшего маршрута, в том числе различными видами транспорта, возмещению подлежат фактические расходы, но не выше стоимости проезда по кратчайшему (или беспересадочному) маршруту в пределах соответствующих категорий проезда (пункт 11 Инструкции).
Согласно пункту 14 Инструкции, если супруги являются сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск или один из них служит в органах внутренних дел, во внутренних войсках, а другой работает (проходит службу) в иных государственных органах и учреждениях, где возмещаются аналогичные расходы, то расходы по проезду возмещаются каждому из них по месту службы (военной службы, работы).
Если супруги являются сотрудниками органов внутренних дел, воинские перевозочные документы выдаются на проезд каждому из супругов по месту прохождения службы. Выдача им воинских перевозочных документов как членам семьи сотрудника органов внутренних дел не производится. Воинские перевозочные документы на проезд членов их семьи выдаются по месту прохождения службы одного из супругов на основании справки, выданной по месту прохождения службы другого супруга, с указанием в ней сведений о том, что по месту прохождения службы воинские перевозочные документы (денежные средства) на проезд членов семьи не выдавались.
В данном случае Территориальным управлением в ходе проверки было установлено, что льгота по оплате проезда дочери была предоставлена в 2010 году сотруднику УМВД РФ - Муниной О.А., а в 2011 году сотруднику Мунину И.С., что подтверждается рапортами от 23.12.2010 (т. 2, л.39) и 08.09.2011 (т. 2, л. 56), договором на туристическое обслуживание от 17.11.2010 N 426, туристической путевкой серии БВ N 0000100, справкой о стоимости авиабилета, маршрутными квитанциями электронного билета, отпускным удостоверением от 06.12.2010 и 12.08.2011, авансовыми отчетами от 23.12.2010 и 08.11.2011.
Следовательно, супруги Мунины, являясь сотрудниками УМВД РФ, правомерно воспользовались правом, предоставленным подпунктом "б" пункта 2 данного Положения N 716 и пунктом 14 Инструкции по возмещению расходов, связанных с проездом своей дочери к месту отдыха и обратно один раз в два года.
При проверке Территориальным управлением установлено, что между обществом с ограниченной ответственностью "Глобус СоцТур" (далее - ООО "Глобус СоцТур") и Москалевым Игорем Михайловичем, действующий от своего имени и от имени отдыхающих - Голиковой Галины Михайловны, Москалева Матвея Игоревича, Москалева Семена Игоревича был заключен договор об оказании услуг по профилактике заболеваний в оздоровительном учреждении от 18.04.2011.
Стоимость услуг на дату заключения договора, оплачиваемая из средств отдыхающего - Москалева И.М. составила 225 400 руб., из них стоимость авиаперелета в салоне эконом-класса по маршруту Москва-Канкун-Москва составила 192 200 руб.
В соответствии со справкой, выданной ООО "Глобус СоцТур", Москалев И.М. приобрел за счет личных средств по договорной цене 4 путевки в санаторно-курортное учреждение "Tropical Princess" (Доминикана, курорт Барсело Баваро) с периодом пребывания с 22.04.2011 по 06.05.2011. Отдельно от путевки Москалев И.М. приобрел 4 авиабилета экономического класса по маршруту Москва-Пунта-Кана-Москва, фактическая стоимость одного авиабилета составляет 48 050 руб.
Согласно разъяснению Финансово-экономического департамента от 18.03.2011 N 31/Б-205 при приобретении путевки в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения через турфирму, в туристической путевке в строке "вид туристического продукта", должен быть отмечен вид услуги по ОКУН "тур оздоровительный" (061201) или "санаторно-оздоровительные услуги" (082000-082200).
Из Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, применяющегося с 1 января 1994 года, следует, что проживание в санаториях, в домах (базах) отдыха, а также в летних (сезонных) детских базах отдыха относится к санаторно-оздоровительным услугам (код 082000).
В данном случае в путевке серии А4 N 10422 POJ вид услуги по ОКУН обозначен 082200, то есть данная услуга является санаторно-оздоровительной.
В соответствии с пунктом 45 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.11.2006 N 895 "Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России" при отсутствии санаториев необходимого профиля в системе МВД России санаторно-курортное лечение осуществляется на договорной основе в специализированных санаторно-курортных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию на медицинскую деятельность.
Путевки, приобретенные в других органах и организациях, предоставляются в порядке, аналогичном порядку предоставления путевок в санатории МВД России.
Согласно справкам от 06.05.2011 о факте пребывания в (санаторно-курортном, оздоровительном, детском оздоровительном) учреждении Москвалев И.М., Голикова Г.М., Москалев М.И., Москалев С. И. отдыхали в оздоровительном учреждении - пансионат "Tropical Princess" (Доминикана, лечебно-оздоровительный курорт Барсело Баваро) по реабилитационно-оздоровительной программе "Врач лечит, природа исцеляет". Пансионат "Tropical Princess" находящийся на территории лечебно-оздоровительной местности (курорте) является оздоровительным учреждением (письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.06.2005 N 2889-ВС).
Также в ходе проверки Территориальным управлением установлено, что между ООО "Глобус СоцТур" и Прохоровым Игорем Вячеславовичем, действующий от своего имени и от имени отдыхающих - Прохорова Алексея Игоревича и Прохорова Дмитрия Игоревича был заключен договор об оказании услуг по профилактике заболеваний в оздоровительном учреждении от 22.03.2011.Стоимость услуг на дату заключения договора, оплачиваемая из средств отдыхающего - Прохорова И.В. составила 83400 руб., из них стоимость авиаперелета в салоне эконом-класса по маршруту Москва-Хошимин-Москва составила 72 000 руб.
Согласно путевке серии А1 N 10323 P2H вид услуги по ОКУН обозначен 082200, то есть данная услуга является санаторно-оздоровительной.
В соответствии со справкой от 04.04.2011 о факте пребывания в учреждении Прохоров А.И. и Прохоров Д.И. отдыхали в оздоровительном учреждении - пансионат с лечением "Sealion Resort" (Вьетнам, лечебно-оздоровительный курорт) по реабилитационно-оздоровительной программе "Врач лечит, природа исцеляет". Пансионат "Sealion Resort", находящийся на территории лечебно-оздоровительной местности (курорте) является международным оздоровительным учреждением (письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.06.2005 N 2889-ВС).
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку Территориального управления на то, что жена Москалева И.М. - Голикова Г.М. в 2010 году уже имела возмещение по данному виду расходов, поскольку согласно материалам дела Голиковой Г.М. в 2010 году возмещались расходы к месту проведения отпуска и обратно по туристической путевке, а в 2011 году при следовании по путевке в оздоровительное учреждение.
В соответствии с Разъяснениями отдельных вопросов по применению постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2002 N 716 и приказом МВД России от 22.08.2003 N 667, оплата стоимости проезда одного из членов семьи сотрудника один раз в два года к месту проведения отпуска и обратно, оплата стоимости проезда членов семьи сотрудника один раз в год при следовании по путевке в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно, а также оплата стоимости проезда членов семьи сотрудника на стационарное лечение и обратно в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, являются самостоятельными льготами и должны реализовываться независимо друг от друга.
На основании этого, Территориальным управлением необоснованно сделан вывод о неправомерном возмещении заявителем в 2010 и 2011 годах расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно члену семьи сотрудников УМВД РФ - дочери Муниной В.И.; в 2011 году расходов по возмещению проезда к месту проведения отпуска и обратно на жену сотрудника управления - Москалева И.М., имеющей возмещение по данному виду расходов в 2010 году, и двоих детей при следовании по путевке в пансионат "Tropical Princess" (Доминикана, курорт Барсело Баваро); а также на двоих детей сотрудника Прохорова И.В. при следовании по путевке в пансионат "Sealion Resort" (Вьетнам).
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Территориального управления и отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 03 июня 2013 года по делу N А66-2855/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.