г. Чита |
|
9 августа 2010 г. |
Дело N А58-5920/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 августа 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Куклина О.А., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликовой А.А, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Центрснаб" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2010 года по делу N А58-5920/2009 по иску Управления судебного департамента в Республике Саха (Якутия) к открытому акционерному обществу "Центрснаб", Государственному учреждению "Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)" о взыскании 3 121 493 руб.,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Якутпромстройпроект",
(суд первой инстанции: Петрова О.В.)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца: отсутствует, уведомлен;
от ответчика-1: представитель Монгуш А.А., доверенность от 28.07.2010 года;
от ответчика-2: отсутствует, уведомлен;
от третьего лица: отсутствует, уведомлен,
и установил:
Управление судебного департамента в Республике Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к открытому акционерному обществу "Центрснаб" о взыскании материального ущерба, причиненного имуществу в результате затопления помещений истца дождевыми водами в августе 2006 г., в сумме 3 121 493 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.11.2009 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение "Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)", общество с ограниченной ответственностью "Якутпромстройпроект".
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.02.2010 г. Государственное учреждение "Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)" привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2010 года по делу N А58-5920/2009 иск в части требования о возмещении ущерба по стоимости испорченной водой юридической литературы в размере 12 000 руб., 17 000 руб. - стоимости испорченной водой канцелярских товаров и 584 173 руб. - произведенных затрат по госконтракту на ремонт электропроводки от 02.06.06 г. производством прекращено, в удовлетворении иска к ответчику ГУ "Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)" отказано. Иск удовлетворен частично. С ОАО "Центрснаб" в пользу Управления Судебного департамента в РС (Я) взыскано в возмещение ущерба 1 695 044 руб., в доход федерального бюджета - государственную пошлину в размере 16 023 руб. 84 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Центрснаб" обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что суд первой инстанции в доказательство размера убытков ссылается на акт по определению материального ущерба от 30.08.2006 г. Между тем, данный акт со стороны ОАО "Центрснаб" полномочным представителем не подписывался, о месте и времени составления такого акта ОАО "Центрснаб" не извещался. Кроме того, размер убытков в названном акте был составлен расчетным путем и не подтверждается первичными бухгалтерскими документами. В части требований истца о возмещении затрат по восстановительному ремонту в размере 1 263 489 рублей суд первой инстанции основывался на дефектной ведомости от 29.06.06 и локальной смете N 1, составленной на основании этой ведомости. Дефектная ведомость не подписана уполномоченным представителем ОАО "Центрснаб". В локальной смете N 1 отсутствует ссылка на то, что она составлена на основании дефектной ведомости. ОАО "Центрснаб" указанная локальная смета не была вручена. Локальная смета не подтверждается первичной документацией, например, актами о выполнении работ и оплатой работ по указанной локальной смете. Кроме того, локальная смета составлена без участия специалистов и без учета естественного износа поврежденного имущества, тогда как на момент затопления здание Якутского городского суда и так нуждалось в плановом капитальном ремонте, что подтверждается государственным контрактом N 326/240-р1 от 19.04.2006 г., заключенным между ответчиками. Таким образом, по мнению ОАО "Центрснаб", истец выдает работы, которые и так подлежали выполнению, за восстановительный ремонт и тем самым неосновательно обогащается.
Истцом, ответчиком-2 и третьим лицом письменные отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия суда апелляционной инстанции, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика-1, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлению Судебного департамента в РС(Я) на праве оперативного управления в соответствии с Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом РС(Я) от 22.07.99 г. N 672 предоставлено под здание суда нежилое сооружение общей площадью 1 708 кв.м., расположенное по адресу, г. Якутск, ул. Ярославского, 18, где затем был размещен Якутский городской суд.
Во исполнение распоряжения Правительства РС (Я) от 14.11.2005 г. N 1424-р "О реконструкции здания Якутского городского суда" ответчиком ГУ "Служба государственного заказчика при Правительстве РС (Я)", назначенным государственным заказчиком реконструкции здания городского суда, 19.04.2006 был заключен государственный контракт N 326/240-р1 с подрядчиком ОАО "Центрснаб" на выполнение строительных работ по реконструкции объекта - здания городского суда с указанием "на основании Инвестиционной программы РС(Я)". Согласно условиям госконтракта подрядные работы должны были быть начаты с 20.04.2006 г. и завершены в срок до 30.09.2006 г.
Подрядчик ОАО "Центрснаб" с мая 2006 года приступил к строительным работам на объекте.
02.07.2007 г. соглашением стороны расторгли контракт, констатировав о срыве подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ вследствие грубого нарушения технологии строительного производства.
С 07 августа 2006 г. по 21 августа 2006 г. в результате проникновения дождевых вод через плиты перекрытия кровли здания произошло затопление по всей площади здания Якутского городского суда. В результате затопления пострадали товарно-материальные ценности, оргтехника и мебель, находящиеся в кабинетах суда, повреждены внутренняя отделка потолков, стен и половых покрытий помещений Якутского городского суда начиная с 4-го по 1 этаж здания по всей площади здания, в подтверждение чего в материалы дела представлены комиссионные акты по определению материального ущерба в результате протечки кровли здания Якутского городского суда от 14.08.06 г. и от 30.08.06 г., акт осмотра от 21.08.2006 г. в дополнение к акту от 14.08.06 г. о последствиях затопления Якутского городского суда, акт санитарного обследования Теруправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС(Я), протокол совместного совещания по устранению аварийной ситуации на объекте "Реконструкция здания Якутского городского суда" от 25.08.2006 г.
Поскольку в результате затопления помещений Якутского городского суда истцу были причинены убытки, он обратился с иском о взыскании убытков с ОАО "Центрснаб" в размере 3 121 493 руб., в том числе 63 707 руб.- стоимость вышедшей из строя компьютерной техники, 799 403 руб. - стоимость сломанной и не подлежащей восстановлению мебели и 2 258 383 руб. - общая стоимость восстановительного ремонта, произведенного истцом, в том числе 584 173 руб. - по госконтракту на ремонт электропроводки от 02.06.06 г., 499 846 руб. - по госконтракту N 32 от 24.09.07 г. по замене покрытий полов, 874 500 руб. - по госконтракту N 35 от 17.07.08 г. по капитальному ремонту здания и 299 864 руб.- по госконтракту N 52 от 08.12.08 г. по ремонту кабинетов.
27.08.09 г. истец уточнил сумму иска (л.д. 128 т.1) как требование о взыскании 3 121 493 руб. и приложил расчет иска на 3 150 851 руб., указав в расчете дополнительные суммы по стоимости испорченной водой юридической литературы в размере 12 000 руб. и 17 000 руб. - стоимости испорченной водой канцелярских товаров.
В дальнейшем, истец отказался от возмещения ущерба стоимости испорченной водой юридической литературы и канцелярских товаров.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что ответчики при осуществлении строительства объекта допустили бездействие, нарушение технологического процесса, последовательность выполнения работ при строительстве, которые привели к протеканию дождевых вод через потолочное перекрытие в помещения Якутского городского суда, следовательно, их бездействие, а именно то, что при проведении ремонтно-строительных работ по строительству 5 этажа подрядчиком не предусмотрено укрытие кровли и отсутствие контроля со стороны заказчика за производством работ подрядчика, находится в причинной связи с возникшим ущербом истца.
Однако, в удовлетворении исковых требований к ответчику-2 - Государственному учреждению "Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)" отказано в связи с привлечением его в качестве ответчика за пределами срока исковой давности, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется часть решения и лица, участвующие в деле, не заявили возражений, апелляционная инстанция в соответствии с пунктом 5 статьи 268 названного кодекса проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Оспаривая судебный акт, ответчик1 факт затопления помещений здания Якутского городского суда и причинение убытков в связи с этим не оспаривает, вместе с тем ссылается на недоказанность размера причиненных убытков.
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных ст.ст.15, 16, 1064 Гражданского кодекса РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении всех указанных элементов деликтной ответственности в совокупности.
Суд первой инстанции посчитал, что размер убытков истца в виде стоимости поврежденной мебели в размере 799 403 руб. и оргтехники в размере 63 707 руб., подтверждается актом по определению материального ущерба от 30.08.06 г. (л.д. 15-18 т.1), составленным истцом комиссионно с участием представителей подрядчика Капитонова В.С. и заказчика - Страхова С.С.; договором N 2705-03 от 27.05.2003, государственным контрактом N 2703/01 от 27.03.2003, дополнительным соглашением N 1 к государственному контракту N 04/04 от 19.04.2004, государственным контрактом N 0627/02 от 27.06.2002, государственным контрактом N 0426/02 от 26.04.2002, счетами и актами сдачи-приемки ТМЦ к контрактам истца.
Вместе с тем, из содержания представленного истцом акта от 30.08.2006 не усматривается, что установленные комиссией повреждения имуществу явились только следствием затопления помещений суда.
Как полагает суд апелляционной инстанции, в акте от 30.08.2006 указана стоимость имущества при его приобретении и не отражается действительная стоимость поврежденного имущества, поскольку не отражен размер износа поврежденного имущества.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что акт от 30.08.2006 от имени ОАО "Центрснаб" подписан неуполномоченным лицом Капитоновым В.С., поскольку его действия могли явствовать из обстановки, доказательств отсутствия у него полномочий ответчиком-1 не представлено.
Судом апелляционной инстанции указанный акт не принят в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего размер ущерба, поскольку в нем не отражен характер причиненных повреждений имуществу истца, размер убытков не подтвержден первичными документами, не приведен расчет размера причиненного ущерба с учетом естественного износа поврежденного имущества.
Также нельзя признать относимым доказательством, представленный истцом в обоснование размера ущерба акт приема-передачи от 19.01.2007, согласно которому работник судебного департамента Осипов И.Х. передал офисную мебель в количестве 15 единиц представителю (прорабу) ООО "Центрснаб" Коркину С.Н., при этом в акте основание передачи имущества Коркину С.Н. не указано, как не указана его стоимость, доказательств наличия полномочий у Коркина С.Н. на получение указанной в акте мебели материалы дела не содержат. Доказательств того, что переданная мебель была повреждена в результате затопления и невозможность ее дальнейшего использования в материалы дела не представлено.
Более того, как следует из письма и.о. председателя Якутского городского суда Осколковой Л.Е. от 16.10.2006 N 40/32-110 (т.3 л.д.16), направленного в адрес руководителя управления судебного департамента замена офисной мебели (15 комплектов) для оборудования служебных помещений здания суда связана "с производственной необходимостью, износом мебели, строительством дополнительных помещений, в обеспечение надлежащего качества работы".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что соотнести представленные в материалы дела доказательства по размеру ущерба с фактом затопления помещения не представляется возможным.
Ссылка истца на договор N 2705-03 от 27.05.2003, государственный контракт N 2703/01 от 27.03.2003, дополнительное соглашение N 1 к государственному контракту N 04/04 от 19.04.2004, государственный контракт N 0627/02 от 27.06.2002, государственный контракт N 0426/02 от 26.04.2002, счета и акты сдачи-приемки ТМЦ в качестве доказательства размера ущерба несостоятельна, поскольку отсутствуют доказательства передачи указанного имущества именно в ведение Якутского городского суда, и что именно это имущество подверглось повреждению в результате затопления здания суда.
Суд апелляционной инстанции также не принимает в качестве надлежащего доказательства, свидетельствующего о размере ущерба, и государственный контракт без номера от 23.10.2006, акт приема-передачи оргтехники N 111 от 29.11.2006, поскольку доказательств того, что именно эта техника была приобретена взамен техники, вышедшей из строя в момент затопления не представлено. Кроме того, указанное количество оргтехники, указанной в акте от 30.08.2006, не соотносится с актом приема-передачи оргтехники N 11 от 29.11.2006.
В части требований о возмещении затрат на восстановительные работы в размере 1 263 489 руб., истец основывается на дефектной ведомости от 29.08.2006 и локальной смете N 1, составленной на основании этой ведомости.
Между тем локальная смета также не подтверждена первичными документами (акты выполненных работ и оплата работ по указанной локальной смете), составлена без учета естественного износа поврежденного имущества, тогда как на момент затопления здание Якутского городского суда и так нуждалось в плановом капитальном ремонте, что подтверждается Государственным контрактом N 326/240-р1 от 19.04.2006, заключенным между ответчиками (т.1 л.д.130-159).
В названном контракте перечислены виды работ, указанные в локальной смете, и поэтому не могут судом апелляционной инстанции быть оценены как следствие затопления.
При этом судебная коллегия соглашается с оценкой суда первой инстанции, данной доказательствам, связанным с исполнением госконтракта N 35 от 17.07.2008 и госконтракта N 52 от 08.12.2008, содержащим в стоимости контрактов виды и объемы работ, которые не могут быть оценены судом как размер ущерба и находиться в причинной связи с обстоятельствами причинения вреда и ущербом, возникшим от затопления помещений истца в августе 2006 года.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что из представленных доказательств не представляется возможным определить размер ущерба истцу нанесенного действиями ответчика1 только в связи с затоплением помещений здания суда.
В соответствии со ст.65 АПК РФ бремя доказывания размера убытков возлагается на истца, отсутствие же надлежащих доказательств, подтверждающих объем заявленных требований, является основанием к отказу в иске.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 июня 2010 года по делу N А58-5920/2009 в обжалуемой части отменить.
В удовлетворении исковых требований к ответчику ОАО "Центрснаб" отказать.
Взыскать с Управления Судебного департамента в Республике Саха (Якутия) в пользу открытого акционерного общества "Центрснаб" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5920/2009
Истец: Управление Судебного департамента в Республике Саха (Якутия), Управление судебного департамента в РС(Я)
Ответчик: Государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика при Правительстве Республики Саха (Якутия)", ОАО "Центрснаб"
Третье лицо: ГУ "Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)", ЗАО "Якутпромстройпроект"
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2978/10