Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2013 г. N 10АП-7408/13
г. Москва |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А41-9683/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Воробьевой И.О., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Инвестменеджмент": Хохлов С.И., по доверенности от 07.10.2011;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Левашова А.К., по доверенности от 28.02.2013 N 30-65/Дов, Малышева Е.С., по доверенности от 21.01.2013 N 30-8/Дов;
от ГУП г. Москвы "Предприятие по переработке древесных отходов": Новикова Т.А., по доверенности от 10.09.2013;
от ООО "Континент": Кармаенкова Т.А., по доверенности от 28.03.2013;
от Администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области: Кондрашев А.И., по доверенности от 03.04.2013;
от ООО "Бухта Радости-2": Семаев Д.М., по доверенности от 13.12.2010;
от ФГУ "Мособллес": не явился извещен;
от ФАУГИ: не явился извещен;
от ФГУП "Мослес": не явился извещен;
от ГКУ МО "Мособлес": не явился извещен;
от Мытищинской районной организации Московской области Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество спасения на водах": не явился извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, Администрации городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области, ГКУ МО "Мособлес", ООО "Континент" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2013 года по делу N А41-9683/13, принятое судьей Неяскиной Е.А. по заявлению ЗАО "Инвестменеджмент" к Комитету лесного хозяйства Московской области, третьи лица: 1) ФГУ "Мособллес", 2) ФАУГИ, 3) ГУП г. Москвы "Предприятие по переработке древесных отходов", 4) ФГУП "Мослес", 5) Мытищинская районная организация Московской области Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество спасения на водах", 6) ООО "Континент", 7) Администрация городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области, 8) ООО "Бухта Радости-2" о признании незаконным отказа в переоформлении договора долгосрочного пользования,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Инвестменеджмент" (далее - заявитель, ИНН 7704723288, дата регистрации 18.03.2009) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - заинтересованное лицо):
1. признать незаконным отказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 28.01.13 N 30-30-08-812/исх в переоформлении ЗАО "Инвестменеджмент" договора долгосрочного пользования участком лесного фонда от 11.02.1993 г., заключенного между АОЗТ "Инвестменеджмент" и Московским лесопарковым территориальным производственным объединением "Мослесопарк".
2. обязать Комитет лесного хозяйства Московской области переоформить договор долгосрочного пользования участком лесного фонда от 11.02.1993 г., заключенный между АОЗТ "Инвестменеджмент" и Московским лесопарковым территориальным производственным объединением "Мослесопарк", путем заключения с ЗАО "Инвестменеджмент" договора аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Дмитровское лесничество, Учинское участковое лесничество, квартал 50, площадью 33 га, для осуществления рекреационной деятельности сроком до 11 февраля 2042 га, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 319 от 26.07.2011 г. "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора аренды лесного участка", в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2013 года требования ЗАО "Инвестменеджмент" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области, ГКУ МО "Мособлес" обжаловали его в апелляционном порядке.
Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области, ООО "Континент" направили в судебное заседание апелляционного суда своих представителей, которые поддержали доводы апелляционных жалоб.
ЗАО "Инвестменеджмент", ГУП г. Москвы "Предприятие по переработке древесных отходов", ООО "Бухта Радости-2" направили в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционных жалоб, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей,.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Инвестменеджмент" обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва с заявлением от 17 ноября 2008 г., 09.08.2011 г., в которых просило переоформить договор долгосрочного пользования от 11.02.1993 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Постановлением Губернатора МО от 15.05.2012 N 115-ПГ (ред. от 03.12.2012) "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образован Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
В соответствии со ст. 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании изложенного, арбитражный суд установил, что Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 200-ФЗ не предусматривает вид договора - договор долгосрочного пользования.
Между Московским лесопарковым территориальным объединением "Мослесо-парк" /МЛТПО "Мослесопарк"/ (объединение) и АОЗТ "Инвестменеджмент" (лесопользователь) заключен договор долгосрочного пользования от 11 февраля 1993 г., по которому объединение по согласованию с лесопарком предоставляет /передает/ лесопользователю в долгосрочное пользование земельный участок гослесфонда площадью 33 га, квартал 50 Учинского лесопарка, Учинского леспаркхоза, территория зоны отдыха "Бухта радости", сроком на 49 лет, для использования в культурно-оздоровительных целях как рекреационный ресурс.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 1 января 2009 года.
Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Для приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подпункт 1 пункта 1 ст. 8 ГК РФ).
В порядке ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства признания в судебном порядке договора долгосрочного пользования от 11 февраля 1993 г. недействительной сделкой.
На основании изложенного, арбитражный суд не принимает доводы Комитета лесного хозяйства Московской области, что представленный в качестве доказательства наличия арендных отношений договор долгосрочно пользования от 11.02.1993 г. не соответствует форме акта на передачу лесов.
Согласно п. 2 ст. 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 4 ст. 71 ЛК РФ предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая то, что договор от 11 февраля 1993 г. представляет собой соглашение, направленное на установление гражданских прав и обязанностей, отсутствие доказательств признания указанного договора недействительной сделкой, отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для переоформления договора от 11 февраля 1993 г. в безвозмездное срочное пользование, арбитражный суд приходит к выводу о праве ЗАО "Инвестменеджмент" на приведение договора долгосрочного пользования от 11 февраля 1993 г. в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем заключения договора аренды.
ЗАО "Инвестменеджмент" обратилось в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением от 28 декабря 2012 г., в котором просило переоформить договора долгосрочного пользования от 11.02.1993 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ о функциональном правопреемстве, что в силу п. 17 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" означает переход от ликвидированного (реорганизованного) госоргана к другому госоргану функций и обязательств, возникших в связи с выполнением (ненадлежащим выполнением) этих функций.
В письме от 28.01.2013 г. N 30-30-08-812/исх Комитет лесного хозяйства Московской области, рассмотрев заявление о переоформлении договора, сообщил ЗАО "Инвестменеджмент", что Комитет лесного хозяйства Московской области не вправе исполнить решение суда, вынесенное не в отношении Комитета.
В указанном письме от 28.01.2013 г. Комитет лесного хозяйства Московской области сообщил, что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва ликвидировано на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 25.05.2012 г. N 212 "О ликвидации Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва". На основании постановления Правительства Московской области от 26.06.2012 г. N 863/22 создан Комитет лесного хозяйства Московской области, который не является правопреемником Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва. Таким образом, представленное решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-33753/11 вынесено в отношении ликвидированного органа государственной власти в области лесных отношений.
В соответствии с п. 12.1.5. Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 (ред. от 27.12.2012) "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
На основании изложенного, арбитражный суд установил полномочия Комитета лесного хозяйства Московской области по предоставлению лесных участков в аренду.
При указанных обстоятельствах, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя отказ Комитета лесного хозяйства Московской области от 28.01.13 N 30-30-08-812/исх в переоформлении ЗАО "Инвестменеджмент" договора долгосрочного пользования участком лесного фонда от 11.02.1993 г., заключенного между АОЗТ "Инвестменеджмент" и Московским лесопарковым территориальным производственным объединением "Мослесопарк".
В соответствии с п. 2 ст. 45 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (п. 3 ст. 45 ЛК РФ).
Согласно п. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 09 сентября 2011 г. на основании решения Мытищинского городского суда Московской области от 28.04.2011 г. за городским поселением Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Московская область, Мытищинский район, севернее д. Сорокино:
- воздушная линия электропередачи, назначение: нежилое, городского коммунального хозяйства, электроснабжения, протяженность 918 м., инв. N 140:043-2595, лит. 1Л, условный номер: 50-50-12/094/2009-219,
- высоковольтная кабельная линия 6кВ, назначение: нежилое, городского коммунального хозяйства, электроснабжения, протяженность 874,4 м., инв. N 140:043-2595, лит. Л, условный номер: 50-50-12/094/2009-218.
В порядке ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства кадастрового учета лесных участков, расположенных под объектами недвижимости, права на которые удостоверены свидетельствами о государственной регистрации прав от 09 сентября 2011 г.
Наличие на спорном земельном участке лесного фонда объектов недвижимости не препятствует переоформлению права аренды данного земельного участка, возникшего до возведения и регистрации строений.
Доказательств наличия препятствий в использовании Администрацией городского поселения Пироговский, а также ООО " Континент" трансформаторной подстанцией и линейными объектами в материалы дела не представлено, площадь земельного участка, находящегося под принадлежащими указанным лицам объектами меньше площади спорного участка лесного фонда.
При этом указанные права третьих лиц возникли после предоставления заявителю спорного участка лесного фонда.
В своих апелляционных жалобах Комитет лесного хозяйства Московской области, Администрация городского поселения Пироговский Мытищинского муниципального района Московской области, ГКУ МО "Мособлес" указывает, что указание в мотивировочной части обжалуемого решения на выводы суда по делу N А41-33753/11 в контексте с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неправомерно.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что по смыслу положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу судебный акт по делу N А41-33753/11 не имеет преюдициального значения, поскольку Комитет лесного хозяйства Московской области не являлся лицом, участвующим в указанном деле.
Вместе с тем, изложенное не привело к принятию судом первой инстанции неправильного решения.
Таким образом, приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2013 года по делу N А41-9683/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
И.О. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.