г. Челябинск |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А76-5591/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Терезовой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15 июля 2013 года по делу N А76-5591/2013 (судья Костылев И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" - Каргер А.В. (паспорт, доверенность N 13-юр-13 от 25.01.2013);
Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области - Долгова В.Н. (паспорт, доверенность от 11.07.2012 сроком на три года).
открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЧЭМК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, управление, МЧС, надзорный орган) о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 4, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50 предписания от 29.12.2012 N 279/3/1-69.
По делу в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - третье лицо, ТУ ФАУГИ в Челябинской области, Росимущество).
Решением суда от 15 июля 013 года (резолютивная часть объявлена 08 июля 2013 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с таким решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить, требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы общество указало, что относительно п. 1, 2, 3 предписания ОАО "ЧЭМК" согласно перспективного плана производит накопление средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), заблаговременно, в мирное время в запасах. Однако, государственный орган не вправе ограничивать общество в выборе как способа накопления СИЗ, так и времени такого накопления, в связи с чем, обязывание к определенному сроку - 18 августа 2013 года, приобрести противогазы, респираторы, средства медицинской защиты и прочее, незаконно и нарушает права и законные интересы общества. Пунктом 4 предписания заявитель обязан провести лабораторные испытания приборов радиационной и химической защиты, что невозможно в силу списания таковых 03.12.2012, то есть до начала проведения проверки. Пункты с 5 по 69 предписания касаются защитных сооружений гражданской обороны, находившихся на хранении у ОАО "ЧЭМК", в том числе пункты 19, 20, 28, 38 и 39 обязывают ОАО "ЧЭМК" обеспечить сохранность защитных сооружений N 74/0101-3, 74/0101-4 и 74/0101-5, и их отдельных элементов (входов, выходов, дверей, ставней противовзрывных устройств и пр.). Однако, перечисленные защитные сооружения, находящиеся в федеральной собственности, пришли в негодность задолго до проведения проверки по обстоятельствам, от общества независящим. Так, сооружения N 74/0101-3 и 74/0101-5 подтоплены грунтовыми водами более двадцати лет назад. Поэтому требования предписания в данной части выполнить невозможно, что влечет привлечение заявителя в административной ответственности - в противном случае обществу необходимо сделать капитальный ремонт государственного имущества. В данном случае позиция МЧС противоречит требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положению о территориальном органе МЧС, утвержденному приказом МЧС от 06.08.2004 N 372 (далее - Приказ N 327), договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также о выполнении мероприятий гражданской обороны, утвержденного распоряжением от 17.04.2008 N 359-р (далее - договор).
От заинтересованного и третье лиц отзывов на жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание ТУ ФАУГИ в Челябинской области не явилось.
С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель управления устно возражал против них.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат" зарегистрировано в качестве юридического лица в 1992 году за основным государственным регистрационным номером (далее - ОГРН) 1027402319361, действует на основании устава (т. 1, л.д. 10, 11, 13).
29 декабря 2012 года МЧС проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества по выполнению требований, установленных законодательством и иными нормативными актами в области гражданской обороны.
По результатам проверки надзорным органом 29.12.2012 обществу выдано предписание N 279/3/1-69:
п. 1 - работников общества обеспечить средствами индивидуальной защиты (противогазами) на 105 % от списочной численности работающих в обществе;
п. 2 - работников общества обеспечить дополнительными патронами к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ на 40% от их общей численности;
п. 3 - работников общества обеспечить медицинскими средствами индивидуальной защиты на военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от общей численности работников. (аптечка индивидуальная типа АИ-2);
п. 4 - провести лабораторные испытания приборов ДП 22В (10 штук - 1965 г.в.), приборов ДП-24 (2 штуки - 1969 г.в.), приборов ПХР-54 (10 штук - 1976 г.в.);
п. 19 - защитное сооружение гражданской обороны N 74/0101-3 затоплено: организовать работу по проведению мероприятий по восстановлению защитных свойств защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить сохранность и готовность защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
п. 20 - обеспечить сохранность защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
п. 21 - инженерно-техническое оборудование защитного сооружения ГО содержать в исправном состоянии и готовым к использованию по назначению;
п. 22 - нанести знак установленного образца на видном месте при входе в защитное сооружение гражданской обороны;
п. 23 - на территории предприятия обозначить маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны;
п. 24 - окрасить защитно-герметические двери и ставни защитного сооружения гражданской обороны соответствующим цветом;
п. 25 - элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрасить в соответствующие цвета, а именно: в черный - трубы электропроводки; в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;
п. 26 - в защитном сооружении гражданской обороны нанести на защитно-герметические двери и ставни порядковые номера белой краской;
п. 27 - провести испытание защитного сооружения гражданской обороны и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха;
п. 28 - обеспечить сохранность защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
п. 29 - пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы освободить;
п. 30 - элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрасить в соответствующие цвета, а именно: воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции, а также воздуховоды внутри помещений для укрываемых окрасить в белый цвет; трубы систем пожаротушения окрасить в красный цвет;
п. 31 - дизельную электрическую станцию законсервировать и обслужить;
п. 32 - помещения защищенных ДЭС укомплектовать асбестовыми покрывалами;
п. 33 - провести испытание защитного сооружения гражданской обороны и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха;
п. 34 - проверить защитное сооружение гражданской обороны на герметичность по величине подпора воздуха;
п. 35 - системы водоснабжения, канализации защитного сооружения ГО содержать в исправном состоянии (предоставить документ, подтверждающий работоспособность вентилей, задвижек, кранов, насосов, трубопроводов и магистралей);
п. 36 - на видном месте при входе в защитное сооружение гражданской обороны нанести знак установленного образца;
п. 37 - провести осмотр и проверку качественного состояния фильтров-поглотителей защитного сооружения гражданской обороны;
п. 38 - организовать работу по проведению мероприятий по восстановлению защитных свойств защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить сохранность и готовность защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
п. 39 - обеспечить сохранность защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
п. 40 - элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрасить в соответствующие цвета;
п. 41 - инженерно-техническое оборудование защитного сооружения ГО содержать в исправном состоянии и готовым к использованию по назначению;
п. 42 - в ЗС ГО провести испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха;
п. 43 - нанести знак установленного образца на видном месте при всех входах в ЗС ГО;
п. 44 - в защитном сооружении ГО нанести на защитно-герметические двери, ставни и двери порядковые номера белой краской;
п. 45 - элементы инженерных систем внутри ЗС ГО окрасить в соответствующие цвета, а именно: воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции, а также воздуховоды внутри помещений для укрываемых окрасить в белый цвет; канализационные трубы окрасить в черный цвет; баки запаса воды окрасить в зеленый цвет; защитно-герметические двери, ставни и клапаны избыточного давления окрасить в серый цвет;
п. 46 - провести испытание защитного сооружения гражданской обороны и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха;
п. 47 - проверить защитное сооружение гражданской обороны на герметичность по величине подпора воздуха;
п. 48 - в защитном сооружении ГО нанести на ставни порядковые номера белой краской;
п. 49 - пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы освободить от загромождений;
п. 50 - в ЗС ГО не применять горючие строительные материалы для внутренней отделки помещений.
Не согласившись с названным предписание надзорного органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспоренные пункты предписания управления соответствуют действующему законодательству в области гражданской обороны и не нарушают прав и законных интересов общества в соответствующей сфере деятельности.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом ст. 198, 200, 201 АПК РФ, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1 Закона N 28-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Закона N 28-ФЗ в числе прочего предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пункты 1, 2, 3 Предписания.
Согласно п. 3 приказа МЧС России от 21.12.2005 N 993, которым утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение СИЗ), накопление средств индивидуальной защиты осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Суд правильно указал, что поскольку из п. 1 Положения СИЗ следует, что оно разработано, в числе прочего, во исполнение Закона N 28-ФЗ, оно применяется в сфере отношений по гражданской обороне.
В силу п. 6, 7 Положения СИЗ, обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее, в том числе, на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах.
Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями в отношении работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (п. 4 Положения СИЗ).
Пунктом 8 Положения СИЗ предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 Положения СИЗ. Для работников организаций (кроме радиационно-опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) норма противогазов установлена из расчета 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Поэтому суд верно, исходя из буквального толкования п. 4 Положения СИЗ, констатировал, что обязанность по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты возложена на организации, в которых они работают, без учета организационно-правовой формы. При этом в силу п. 8 Положения СИЗ норма противогазов определяется исходя из общей численности работников, а не из количества лиц, остающихся на работе в военное время.
Согласно п. 25 Положения СИЗ организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
Организации ежегодно представляют информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) направляют в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России (п. 27 Положения СИЗ).
Из вышеперечисленных норм Положения СИЗ в их совокупности с положениями Закона N 28-ФЗ вытекает обязанность общества по принятию мер к обеспечению запаса СИЗ в объеме 105% противогазов от общей численности работников, контролю за их состоянием и представлению соответствующей информации.
Факт нахождения общества на территории в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах подтвержден вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 20.06.2012 по делу N А76-3679/2012.
В силу п. 9 Положения СИЗ для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):
медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности;
дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Из материалов дела следует, что обществом в нарушение ст. 65 Кодекса не представлено доказательств выполнения вышеуказанных норм Положения СИЗ, в связи с чем, суд правомерно отказал заявителю в удовлетворении его требований в этой части.
Пункт 4 Предписания.
В силу п. 2.10.9 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2003 N 285 (далее - Приказ N 285) основанием для продления срока хранения средств радиационной и химической защиты или его списания является акт лабораторных испытаний (поверки). В акте лабораторных испытаний средств радиационной и химической защиты должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение поверочного органа.
То есть, действующее законодательство прямо предусматривает наличие актов лабораторного испытания вышеуказанных приборов радиационной и химической защиты в качестве основания, в частности, для списания таких приборов.
При этом суд первой инстанции обоснованно сослался на следующее.
Общество не представило доказательства наличия актов лабораторных испытаний средств радиационной и химической защиты, послуживших основанием для списания данных приборов, как и доказательства представления управлению в ходе проведения проверки актов списания средств радиационной и химической защиты.
При этом, ОАО "ЧЭМК" в отзыве суду указал, что документы, подтверждающие факт списания средств радиационной и химической защиты, были представлены МЧС только 15.04.2013.
Пункты 19-50 Предписания.
Правовое регулирование в области защитных сооружений гражданской обороны осуществляется Законом N 28-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Порядок), Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Приказ N 583).
Статьей 6 Закона N 28-ФЗ в числе прочего предусмотрено, что Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу п. 10 Порядка на организации возложены, в том числе, обязанности по созданию в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объектов гражданской обороны, а также обеспечению сохранности объектов гражданской обороны.
В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно п. 1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных и введенных в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Приказ N 583), настоящие правила разработаны на основании Федеральных законов: Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28-ФЗ, "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2002 N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", постановлений Правительства Российской Федерации "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" от 29.11.1999 N 1309, "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" от 23.04.1994 N 359.
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны (п. 1.2 Приказа N 583).
Из п. 3.2.1 Приказа N 583 следует, что при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Помещения защитных сооружений гражданской обороны должны быть сухими.
В силу п. 1.3-1.8 Приказа N 583 в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны (далее по тексту - сооружения), назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования сооружения ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Для обслуживания сооружений в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию сооружений. Для поддержания сооружений в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.
Готовность и использование сооружений по предназначению обеспечивают начальники гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся (п. 1.7 Приказа N 583).
Поэтому обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружений по предназначению (соблюдению требований по эксплуатации защитных сооружений) п. 1.7, 1.8 Приказа N 583 возложена на организации, на учете которых находятся сооружения.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне" расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в пункте 1 названного постановления, организациями (за исключением бюджетных учреждений) финансируются в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Следовательно, у общества имеется обязанность по проведению и финансированию мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подп. "е" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" во взаимосвязи со ст. 9 Закона N 28-ФЗ).
В материалах дела имеется распоряжение от 17.04.2008 N 359-р ТУ ФАУГИ в Челябинской области, договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, заключение управления по городу Челябинску ГУ МЧС России по Челябинской области, перечень объектов недвижимого имущества гражданской обороны, находящихся на балансе заявителя, акт приема-передачи имущества, принятого в безвозмездное пользование ОАО "ЧЭМК" по состоянию на 01.01.2008 (т. 1, л.д. 101, 102-104, 105-106, 107, 108, 109).
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что общество является организацией, на учете которой находятся защитные сооружения, и в силу этого на него возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружений по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений).
Расходы на проведение данных мероприятий относятся на себестоимость продукции общества.
Поэтому суд правомерно отверг довод заявителя о том, что у общества отсутствуют правовые основания и средства для проведения мероприятий по осуществлению капитального ремонта защитных сооружений, принадлежащих государству, является несостоятельным.
Защитные сооружения гражданской обороны (N 74/0101-1, 74/0101-2, 74/0101-3, 74/0101-4, 74/0101-5, 74/0101-6, 74/0101-7, 74/0101-8, 74/0101-9, 74/0101-11), статус которых подтвержден соответствующими паспортами убежищ, расположенные на служебной территории общества, содержатся с нарушением установленных требований и не готовы к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Доводы подателя апелляционной жалобы несостоятельны по изложенным мотивам и основаниям.
Кроме того, ссылка заявителя на списание приборов радиационной и химической защиты 03.12.2012 (п. 4 Предписания) апелляционным судом не принимается, так как в представленных обществом документах идентифицировать такие приборы не представляется возможным - не указаны годы выпуска приборов.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу, правовых оснований для переоценки которых у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ОАО "ЧЭМК" удовлетворению не подлежит.
Обществом при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 6913 от 22.07.2013 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы произведена уплата государственной пошлины в большем размере, нежели предусмотрено подп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 руб. в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15 июля 2013 года по делу N А76-5591/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Челябинский электрометаллургический комбинат" (ОГРН 1027402319361, ИНН 7447010227, КПП 744701001) из федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручение N 6913 от 22.07.2013 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5591/2013
Истец: ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Челябинской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государтсвенным имуществом по Челябинской области