город Москва |
|
12 сентября 2013 г. |
дело N А40-154563/12 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.
при ведении протокола |
помощником судьи Гумеровой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2013
по делу N А40-154563/12, принятому судьей С.О. Ласкиной
по заявлению ОАО "Газпром нефтехим Салават" (453256, Республика Башкортостан, Салават, ул. Молодогвардейцев, д. 30, ИНН 0266008329, ОГРН 1020201994381)
к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в РБ (450080, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 148)
третье лицо: ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (117105, Москва, Варшавское шоссе, 39 А)
о признании незаконными действий;
при участии:
от заявителя: |
Посашков П.А. по доверенности N 028-724-0-31.12.2014.-Д от 19.08.2013; Кадыров О.Р. по доверенности N 028-173-0-31.12.2014-Д от 15.05.2013; Акентьев Я.В. по доверенности N 028-01-0-31.01.2014-Д от 14.01.2013; Микрюков А.В. по доверенности N 028-215-0-31.01.2014-Д от 19.01.2012; Шульженко Э.В. по доверенности N 028-218-0-31.01.2014-Д от 19.01.2012; |
от ответчика: |
Акиев Е.В. по доверенности N ВК-35/33 от 27.06.2013; Латохин В.А. по доверенности N АА-35/6 от 17.01.2013; |
от третьего лица: |
Решетников Ю.В. по доверенности N 42/13 от 03.09.2013; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2013 признаны незаконными действия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, выразившиеся в согласовании 10.07.2012 паспорта опасного отхода, составленного на отход "сернисто-щелочные отходы 515 000 00 0000 0 Отходы солей", выдаче свидетельства от 10.07.2012 о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выданного на отход "515 000 00 0000 0 сернисто-щелочные отходы"; согласовании 10.07.2012 паспорта опасного отхода, составленного на отход "отходы производства гептила (в том числе отработанная щелочь) 590 000 00 0000 0 Другие химические отходы", и выдаче свидетельства от 10.07.2012 о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выданного на отход "590 000 00 0000 0 отходы производства гептила (в том числе отработанная щелочь)" и на ответчиков возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, в деле участвует ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия".
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Представлены письменные пояснения и отзыв на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения, проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. ч. 2 и 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 198, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие), доказывание факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя является обязанностью последнего.
Из материалов дела следует, что письмом от 24.12.2007 N 062-271 общество обратилось в Приуральское управление Ростехнадзора, в котором просило рассмотреть и согласовать материалы по паспортизации опасных отходов, не зарегистрированных в ФККО: другие химические отходы (отходы производства гептила, в том числе отработанная щелочь) и отходы солей (сернисто-щелочные отходы).
07.11.2012 заявителем получено уведомление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан от 02.11.2012 N 04-05/10596 о согласовании материалов паспортизации, представленных заявлением от 24.12.2007 N 062-271, которые будут выданы уполномоченному представителю заявителя.
В дальнейшем материалы переданы заявителю представителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан.
Считая, что действия ответчиков не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Проверяя законность оспариваемых действий, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Паспортизация отходов 1-4 классов опасности проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов". Формы паспорта отхода 1-4 классов опасности, свидетельства о классах опасности, требования к содержанию, утверждены приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Приказом Минприроды РФ от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (ФККО), утвержден Каталог.
Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511.
Кроме паспорта опасного отхода у лица, их размещающего, должно быть свидетельство о классе опасности отхода, которое подтверждает отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и выдается для каждого конкретного вида отходов (п. 2.7 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, п. 7 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода).
Полномочия Росприроднадзора в данной области установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Паспортизация отходов осуществляется уполномоченными территориальными органами Росприроднадзора на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности.
Юридические лица, при подготовке материалов паспортизации и сдаче их в Росприроднадзор для согласования вправе руководствоваться приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.08.2007 N 9996 (Порядок) в части, не противоречащей действующему законодательству.
Работы по паспортизации отходов для видов отходов, не зарегистрированных в ФККО, проводятся в порядке, установленном п. п. 3.1.2 и 3.6-3.10 Порядка.
При этом Порядок паспортизации отходов, включенных в ФККО, различен с Порядком паспортизации отходов, не включенных в ФККО.
Отходы общества, размещаемые им на объекте "Кама-1" (отходы производства гептила, в том числе, отработанная щелочь, и отходы солей, а именно: сернисто-щелочные отходы), в ФККО не включены.
Исходя из п. п. 3.6 - 3.9 Порядка, в отношении видов отходов, не зарегистрированных в ФККО, территориальный орган Росприроднадзора, после проверки комплектности и достоверности материалов паспортизации обеспечивает в 15-дневный срок со дня их регистрации представление 2-го комплекта материалов (на бумажном носителе и в электронном виде) в Росприроднадзор для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды.
Росприроднадзор организует рассмотрение материалов, представленных территориальными органами, и направляет их для проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды и их идентификации в Федерального бюджетного учреждения "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (ФБУ "ФЦАО").
По результатам проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды, проведенной ФБУ "ФЦАО", Росприроднадзор направляет в территориальный орган не позднее, чем в 45-дневный срок с момента получения указанных материалов, информацию о результатах проведения проверки обоснованности установления класса опасности для окружающей природной среды (о подтверждении или не подтверждении классов опасности отходов для окружающей природной среды отходов, не зарегистрированных в ФККО), идентификации отходов для выдачи территориальным органом Росприроднадзора свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды, либо об отказе в подтверждении класса опасности отхода для окружающей природной среды.
Территориальный орган в 10-дневный срок с момента получения информации от Росприроднадзора уведомляет заявителя и обеспечивает выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласование паспортов опасных отходов либо направляет заявителю уведомление об отказе в выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода с указанием причин отказа.
В соответствии с постановлением N 717 к Росприроднадзору переходят прежние полномочия Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, в том числе, по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; ведению государственного кадастра отходов и государственный учет в области обращения с отходами, проведению работ по паспортизации отходов I-IV класса опасности.
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан получено письмо Центрального аппарата Росприроднадзора от 23.11.2011 N ВС-0803-31/15259 о соответствии представленных обществом материалов паспортизации заявленным классам опасности (1 и 2 соответственно).
Росприроднадзор руководствовался сведениями, полученными из учреждения, уполномоченного на проведение соответствующей проверки, а именно: в письме от 02.09.2011 N 05/737-1, адресованном в Управление разрешительной деятельности Росприроднадзора, ФБУ "ФЦАО" сообщено, что по результатам проверки материалов паспортизации, которые переданы на проверку в ФБУ "ФЦАО" через Ростехнадзор, жидкие отходы производства гептила и сернисто-щелочные жидкие отходы соответствуют 1 и 2 классам опасности соответственно.
Согласно п. 3.7 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570, именно ФБУ "ФЦАО" проводит проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды и их идентификации.
В соответствии с п. 3.9 приказа Ростехнадзора от 15.08.2007 N 570 территориальный орган в 10-дневный срок с момента получения информации от Ростехнадзора уведомляет заявителя и обеспечивает выдачу свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласование паспортов опасных отходов либо направляет заявителю уведомление об отказе в выдаче свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода с указанием причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода (для видов отходов, не зарегистрированных в ФККО) могут являться, в том числе, выявление при проведении проверки обоснованности классов опасности отходов для окружающей природной среды ошибок в установлении конкретного класса опасности отхода для окружающей природной среды расчетным и/или экспериментальным методами.
Заявителем в дело представлены доказательства, в совокупности подтверждающие, что определение класса опасности отхода, первоначально выполненное для заявителя ГУП НИИ БЖД РБ, некорректно, отходы следует относить к менее опасному IV классу опасности.
Расчет класса опасности, выполненный ГУП НИИ БЖД РБ, оформлен с нарушениями: в нарушение п. 5 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды ГУП НИИ БЖД РБ использовало для подготовки материалов паспортизации только предельные значения Технологического регламента эксплуатации установки подземного захоронения сточных вод "Кама-1" от 26.12.1997, которые не являются как сведениями о составе исходного сырья, так и результатами количественного химического анализа, а представляют собой требования по предельному максимальному содержанию компонентов, превышение которого может повлиять на работоспособность оборудования объекта "Кама-1".
Фактический состав отходов на основании количественного химического анализа ГУП НИИ БЖД РБ не определялся и не учитывался; в нарушение п. 5 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода в форму паспорта соответствующего отхода были внесены исключительно данные Технологического регламента эксплуатации установки подземного захоронения сточных вод "Кама-1" от 26.12.1997.
Вместе с тем, этот Регламент прекратил действие в связи с утверждением 30.06.2004 Технологического регламента по эксплуатации установки подземного захоронения жидких отходов.
Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентом составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др., однако данное правило не применимо, поскольку в данном случае имеют место жидкие отходы, не являющиеся продукцией общества.
Доводы общества о недостоверности сведений паспортов и свидетельств о составе и классе опасности размещаемого отхода подтверждаются письмом ГУП НИИ БЖД РБ от 27.01.2012 N 05/86-1, согласно которому при подготовке материалов паспортизации основных требований к определению состава отхода нарушены п. 5 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды и п. 5 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода; новыми материалами паспортизации, выполненными АНО "Экотерра" (специализированная организация, учрежденная МГУ им. М.В. Ломоносова) с приложением результатов исследований (количественный химический анализ и биотестирование), выполненных аккредитованными лабораториями, в том числе лабораторией МГУ, в соответствии с обязательными требованиями нормативных актов, согласно которым отходы производства гептила, сернисто-щелочные отходы и совместные жидкие отходы перед закачкой в скважины 1, 3 имеют каждый IV класс опасности; отчетом о научно-исследовательской работе "Расчет классов опасности жидких отходов, образующихся в результате производственной деятельности Заказчика и направляемых на объект Кама-1", выполненным ФГУП РНЦ "Прикладная химия" по заказу общества, согласно которым отходы производства гептила, сернисто-щелочные отходы и смешанные жидкие отходы перед закачкой в скважины 1, 3 имеют IV класс опасности.
Допущенное государственным органом нарушение сроков привело к согласованию паспортов, которые по существу недостоверны на дату их согласования по факту неоднократного изменения Технологических регламентов объекта "Кама-1" - с 30.06.2004 по 30.06.2009 действовал Технологический регламент по эксплуатации установки подземного захоронения жидких отходов (объект "Кама-1"), с 30.06.2009 по 30.06.2014 действует Технологический регламент установки подземного захоронения сточных вод (объект "Кама-1") цеха 29 Химического завода, который и действовал на дату согласования паспортов.
Общество отказалось от всех паспортов, основанных на расчетах ГУП НИИ БЖД РБ до даты принятия по ним решения.
22.02.2012 общество обращалось с письмом N 073-6426 в управление с просьбой отменить решения о согласовании паспортов и выдаче свидетельств о классе опасности и не учитывать материалы паспортизации ГУП НИИ БЖД РБ в целях взимания с общества платы за размещение отходов.
18.04.2012 обществом письмом N 073-15181 направлены в управление новые материалы паспортизации, основанные на расчете, произведенном АНО "Экотерра" с просьбой считать недействительными материалы паспортизации, основанные на расчетах ГУП НИИ БЖД РБ. Дополнительные материалы заявителем представлены в Управление письмом от 20.04.2012 N 073-15646.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка территориальные органы для паспортизации опасных отходов рассматривают документы и материалы, представляемые заявителем в двух экземплярах, в том числе должно быть два экземпляра паспорта опасного отхода (п. 3.1.2 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 базовые нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов определяются именно в зависимости от класса опасности соответствующего отхода:
Таким образом, определение класса опасности отхода непосредственно влияет на размер денежных обязательств природопользователя: существует прямая зависимость между действиями заинтересованных государственных органов по утверждению материалов паспортизации отходов с тем или иным классом опасности и обязанностью природопользователя по внесению платы в том или ином размере.
Вместе с тем, письмом от 22.03.2012 N 02-04/02829 Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан сообщено заявителю, что действующее законодательство не предусматривает процедуры аннулирования паспортов отходов и не представляется возможным не учитывать согласованные в установленном порядке паспорта.
Таким образом, в настоящее время заявитель лишен иной возможности оспорить согласованные паспорта и выданные свидетельства, которые не соответствуют действующему законодательству как по порядку согласования и выдачи, так и по содержащимся в них сведениям о составе отхода и классе его опасности.
При таких обстоятельствах, следует вывод о наличии оснований для признания незаконными действий заинтересованных лиц по причине несоблюдение порядка их совершения, что повлекло принятие решений о согласовании классов опасности, не соответствующих действительности.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель жалобы, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.2013 по делу N А40-154563/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154563/2012
Истец: ОАО "Газпром нефтехим Салават"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в РБ, Федеральная служба по природопользованию
Третье лицо: ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия", Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, ФБУ Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия