г. Саратов |
|
17 сентября 2013 г. |
Дело N А57-1223/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2013.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищного коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "31" июля 2013 года
по делу N А57-1223/2013 (судья Т.И. Викленко),
по заявлению Комитета по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
заинтересованное лицо: Министерство строительства и жилищного коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
третьи лица: Рыжов Владимир Александрович (г.Саратов); Рыжова Светлана Сергеевна, г. Саратов, Рыжов Данила Владимирович, г. Саратов, Рыжова Анна Владимировна, г. Саратов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов,
о признании незаконным бездействия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в невыдаче комитету по управлению имуществом города Саратова бланка свидетельства о праве на получение семьей Рыжовых социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
об обязании включить семью Рыжова Владимира Александровича в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в текущем 2013 г. по муниципальному образованию "Город Саратов" Саратовской области и выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы,
при участии в судебном заседании представителей Комитета по управлению имуществом города Саратова - Чернышева Н.П. и Погребняк И.С.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по управлению имуществом города Саратова с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в невыдаче комитету по управлению имуществом города Саратова бланка свидетельства о праве на получение семьей Рыжовых социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязать включить семью Рыжова Владимира Александровича в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в текущем 2013 г. по муниципальному образованию "Город Саратов" Саратовской области и выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 31 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции Министерство строительства и жилищного коммунального хозяйства Саратовской области не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решен суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, 21.07.2010 г. семья Рыжовых признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", действовавшей в период до 31.12.2010 г. в рамках действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", в связи, с чем имеет право рассчитывать на социальную выплату в виде субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту.
07.12.2011 г. председателем Комитета по управлению имуществом г. Саратова семья Рыжовых была проинформирована о том, что им отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Не согласившись с отказом, семья Рыжовых обжаловала его во Фрунзенском районном суде г. Саратова.
Решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 29.03.2012 г. по делу N 2-549/12 на КУИ г. Саратова возложена обязанность выдать семье Рыжовых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В целях исполнения вышеуказанного решения суда и в рамках полномочий КУИ г. Саратова письмом от 31.08.2012 N 08-14/10258 обратился в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с требованием выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения для предоставления его семье Рыжовых.
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области письмом от 05.10.2012 N 10747 отказало Комитету в выдаче бланка свидетельства.
Не согласившись с указанным отказом, КУИ г. Саратова обратился в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что оспариваемое бездействие Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области является незаконным.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным отказа уполномоченного органа, исходя из содержания ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо установление факта несоответствия такого отказа закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для отказа в выдаче бланка послужило то обстоятельство, что семья Рыжовых не включена в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году (утвержден 25.06.2012 г.), так как на момент утверждения данного Списка возраст Рыжова В.А. превысил 35 лет.
В силу положений подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1-6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 20).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы (пункты 21 - 22).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, Положением о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, утв. постановлением Правительства Саратовской области от 14.05.2005 г. N 168-П "Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области", а также Соглашением о реализации в 2012 г. подпрограммы "Обеспечение жильем..." N 39-МС/2012 от 09.11.2012 г., аналогичным соглашением на 2013 г., субъект Российской Федерации в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области осуществляет организационно-публичные полномочия в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и контрольные функции за ее исполнением в виде контроля за целевым использованием субсидии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, утвердившим Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а также Постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 г. N 356-П на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность изготовления за счет средств субъекта Саратовской области и выдачи бланков свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома - органу местного самоуправления (пункт 4 Правил N 1050 и п.2 Постановления Правительства Саратовской области N 356-П).
В свою очередь, КУИ г. Саратова, на основании абз.2 п.4 Правил N 1050 и пункта 2.1.2 раздела 2 Постановления администрации МО "Город Саратов" N 1042 от 25.05.2011 г. - получает от органа исполнительной власти субъекта РФ (Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области) - бланки свидетельств, после заполнения которых, выдает нуждающимся в жилье гражданам.
Таким образом, в силу названных правовых норм, на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность изготовить за счет средств субъекта РФ и выдать КУИ г. Саратова бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения определенного образца, а на КУИ г. Саратова - получить от Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области бланк названного свидетельства и выдать нуждающимся гражданам.
Названные организационно-публичные функции рассматриваемых органов были исследованы в ходе рассмотрения дела N 2-549/12 Фрунзенским районным судом г. Саратова, решением по которому от 29.03.2012 (в части оставленной без изменения апелляционным определением от 10.07.2012 по делу N 33-3284) на Комитет по управлению имуществом г.Саратова возложена обязанность выдать семье Рыжовых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
При этом, названным решением суд общей юрисдикции установил право семьи Рыжовых на получение социальной выплаты, было установлено, что КУИ г. Саратова согласно уведомлению от 25.06.2010 г. N 14-14/5431 семья Рыжовых с 21.06.2010 г. признана участницей программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
С учетом положений части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В связи с изложенными обстоятельствами, доводы апелляционной жалобы о том, что якобы своим решением суд первой инстанции переложил ответственность за выдачу свидетельства и включения в список претендентов, коллегией апелляционной инстанции считает не обоснованными.
Более того, следует указать на тот факт, что семья Рыжовых по настоящее время включена органом местного самоуправления в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату.
В целях исполнения своих полномочий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы и во исполнение вступившего в законную силу вышеуказанного решения суда общей юрисдикции, КУИ г. Саратова 31.08.2012 г. исх. N 08-14/10258 обратился в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с просьбой выдать бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения для предоставления семье Рыжовых.
Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области письмом от 05.10.2012 N 10747 отказало Комитету в выдаче бланка свидетельства. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что семья Рыжовых не включена в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012 году (утвержден 25.06.2012 г.), поскольку на момент утверждения данного Списка возраст Рыжова В.А. превысил 35 лет.
Судом первой инстанции и материалами дела установлено, что семья Рыжовых признана нуждающейся в предоставлении социальной выплаты, датой постановки ее на учет в качестве нуждающейся соответствует периоду - 24.03.2004 г., с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" семья Рыжовых обратилась 21.06.2010 и уведомлением от 25.06.2010 N 14-14/5431 Рыжова С.С. информирована о том, что их семья 21.06.2010 признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Таким образом, данная семья включена органом местного самоуправления в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату, начиная с 2010 г. по настоящее время.
Следовательно, на момент обращения с указанным заявлением и включения Рыжовых в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" возраст Рыжова В.А. (14.06.1976 г.р.) не превысил 35 лет.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что отказ о включении семьи Рыжовых в Список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2012, 2013 гг. в связи с достижением Рыжова В.А. возраста 36 лет и совершенное Министерством в связи с этим бездействие в виде не выдачи бланка свидетельства для социальной выплаты является необоснованным, сделан правомерно на основании установленных норм закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что бланк установленной формы рассматриваемого свидетельства был выдан КУИ г. Саратова не подтвержден документально, суду не представлен.
Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от "31" июля 2013 года по делу N А57-1223/2013 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1223/2013
Истец: Комитет по управлению имуществом города Саратова
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области
Третье лицо: Министерство финансов Саратовской области, Рыжов В. А., Рыжов Владимир Александрович, Рыжов Данила Владимировна, Рыжова Анна Владимировна, Рыжова Светлана Сергеевна