10 февраля 2012 г. |
А43-24930/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2011,
по делу N А43-24930/2011,
принятое судьей Сандовой Е.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ликероводочный завод "Саранский" (430003, Республика Мордовия, г.Саранск, пр.Ленина, д.58-А; ИНН 1326202276, ОГРН 1071326004111) о признании недействительным требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу от 02.09.2011 N 13,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Ликероводочный завод "Саранский" - Алексаткина В.Е. по доверенности от 30.12.2011 N 44 сроком действия до 31.12.2012,
Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу - Краснова И.М. по доверенности от 17.01.2012 сроком действия до 31.12.2012,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ликероводочный завод "Саранский" (далее - Общество, ООО "ЛЗ "Саранский") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (далее - Управление, Управление Росалкогольрегулирования) от 02.09.2011 N 13 об уплате денежных средств в федеральный бюджет.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2011 заявленное требование удовлетворено и оспариваемое требование уполномоченного органа признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росалкогольрегулирования обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что заявлением от 21.03.2011 N 6 ООО "Ликероводочный завод "Саранский" обратилось в Управление Росалкогольрегулирования о выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции: свыше 25% до 0,25 л.- до 36,6% объема готовой продукции; свыше 25% до 0,5л. - до 36,6% объема готовой продукции; свыше 25% до 0,75л. - до 40% объема готовой продукции; свыше 25% до 0,75л.- до 38% объема готовой продукции.
Одновременно Общество представило обязательство "Об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением". Оно обязалось в срок до 21.07.2011 произвести нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок (далее - ФСМ) в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками"; произвести в установленном порядке уничтожение неиспользованных и поврежденных ФСМ; в срок, указанный в обязательстве, представить отчет об использовании ФСМ.
В качестве обеспечения исполнения обязательства ООО "Ликероводочный завод "Саранский" (бенефициар) представило банковскую гарантию ОАО "БИНБАНК" (гарант) от 21.03.2011 N 11-ULV-163-00024, в соответствии с которой Гарант обязуется выплатить Бенефициару любую сумму, не превышающую 144 261 694,50 рублей, по письменному требованию Бенефициара.
Управление Росалкогольрегулирования приняло решение о выдаче Обществу запрошенных федеральных специальных марок.
ООО "Ликероводочный завод "Саранский" представило в Управление отчет от 20.07.2011 об использовании ФСМ, согласно которому на алкогольную продукцию свыше 9% до 25% нанесено 64983 ФСМ; свыше 25% до 0,1л нанесено 979 991 ФСМ; свыше 25% до 0,25л нанесено 1 314 795 ФСМ; свыше 25% до 0,75л нанесено 129 933 ФСМ; свыше 25% до 1л нанесено 24 524 ФСМ, уничтожено 1284 ФСМ.
В ходе проверки представленного отчета Управление Росалкогольрегулирования пришло к выводу о ненадлежащем исполнении Обществом обязательства от 21.03.2011 N 7, а именно: "ФСМ нанесены на алкогольную продукцию с процентным содержанием этилового спирта в объеме готовой продукции бо?льшим, чем заявлялось, а также на алкогольную продукцию в таре, превышающей заявленную".
Эти обстоятельства послужили основанием для направления в адрес Общества требования от 02.09.2011 N 13 об уплате в срок 08.09.2011 денежных средств в сумме 2 293 353, 45 рублей.
Полагая, что такое требование Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками", приказом Росалкогольрегулирования от 24.06.2010 N 41-н "Об утверждении размера обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением" и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого требования.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 утверждено Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе по контролю за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями (пункт 5.3.8); контролю и надзору за фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 5.4.2); а также проверка деятельности юридических лиц в установленной сфере деятельности (пункт 5.6).
Таким образом, Управление Росалкогольрегулирования в данном случае действовало в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. В этих целях названным законом устанавливаются правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе осуществляется контроль за ведением государственной отчетности и уплатой налогов и сборов через обязательную маркировку продукции федеральными специальными и акцизными марками.
Таким образом, проведение мероприятий по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится к финансовому контролю.
В соответствии подпунктом "а" пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - постановление N 785) Министерству финансов Российской Федерации поручено утвердить порядок приобретения и учета ФСМ.
Такой порядок разработан и утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.01.2006 N 9н "О порядке приобретения и учета ФСМ, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям ФСМ". При приобретении марок общество указало, как оно будет использовать марки.
В своем заявлении Общество подробно указало, сколько ФСМ, на какой вид алкогольной продукции, с каким содержанием этилового спирта и на какую емкость потребительской тары они будут нанесены. В числе прочих документов к заявлению Общество приложило обязательство об использовании приобретаемых ФСМ в соответствии с их назначением.
В соответствии с пунктом 4.1. Постановления N 785 при приобретении федеральных специальных марок организация, осуществляющая производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в соответствии с порядком приобретения и учета федеральных специальных марок, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации, представляет документы, указанные в статье 12 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно Постановлению при приобретении ФСМ заявитель представляет обеспечение исполнения обязательства об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением.
При этом обеспечение исполнения обязательства об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Размер суммы обеспечения исполнения обязательства определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из суммы акцизов, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции. В случае неисполнения указанной организацией обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения исполнения обязательства, перечисляются в федеральный бюджет в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено.
Вместе с тем Постановление N 785 не содержит конкретного порядка нанесения ФСМ.
Как следует из статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции), обеспечивает осуществление контроля за уплатой налогов; является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.
Изложенное свидетельствует, что ФСМ предназначена для удостоверения законности производства и (или) оборота алкогольной продукции, обеспечения контроля за уплатой налогов и подтверждения фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.
Согласно Постановлению N 785 федеральные специальные марки должны наноситься на алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимую на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт алкогольной продукции, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что ООО "Ликероводочный завод "Саранский" получило в установленном законом порядке федеральные специальные марки и осуществило их нанесение на алкогольную продукцию после штрихкодирования ФСМ и в соответствии с обязательством об их использовании.
Вся информация о данной алкогольной продукции зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе и документальное подтверждение отказов в фиксации представленных Обществом сведений со стороны Управления Росалкогольрегулирования в материалах дела отсутствует.
При установленных обстоятельствах получение и нанесение заявителем ФСМ не противоречат ни названным нормативным актам, ни Порядку приобретения ФСМ и Порядку учета ФСМ, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.01.2006 N 9н, что позволяет констатировать, что приобретенные Обществом марки использованы им в соответствии с их назначением.
При этом факт несоответствия количества федеральных специальных марок по литражу и содержанию этилового спирта в объеме алкогольной продукции, которые указаны Обществом в заявлении и в обязательстве, фактически наклеенным (отчет об исполнении обязательства), не свидетельствует о неисполнении обязательства.
В приказе Росалкогольрегулирования от 24.06.2010 N 41н "Об утверждении размера обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением" (далее - Приказ от 24.06.2010 N 41н) установлена формула, по которой исчисляется размер суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением.
При расчете используются такие показатели, как емкость потребительской тары алкогольной продукции, подлежащей маркировке, согласно заявлению организации о выдаче марок, и содержание этилового спирта в объеме алкогольной продукции в случае, когда налоговая ставка акциза установлена за один литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Следовательно, емкость потребительской тары алкогольной продукции, подлежащей маркировке, и содержание этилового спирта в объеме алкогольной продукции влияют только на размер суммы обеспечения исполнения обязательства об использовании ФСМ.
По результатам рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к правильному к выводу о том, что ООО "Ликероводочный завод "Саранский" исполнило обеспеченное обязательство от 21.03.2011 N 7 об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, и у Управления Росалкогольрегулирования отсутствовали правовые основания для направления оспариваемого требования.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному итоговому выводу о том, что оспариваемое требование оформлено уполномоченным органом, однако не соответствует Федеральному закону N 171-ФЗ, постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2011 по делу N А43-24930/2011 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии со статьями 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Росалкогольрегулирования освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.11.2011 по делу N А43-24930/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24930/2011
Истец: ООО "Ликероводочный завод "Саранский" г. Саранск
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу г. Н.Новгород, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7511/11