Тула |
|
17 сентября 2013 г. |
Дело N А09-952/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.09.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Байрамовой Н.Ю. и Можеевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Холиной Е.А., в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, при рассмотрении апелляционной жалобы открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" (Брянск, ОГРН 1063250031987, ИНН 3250066722) на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.06.2013 по делу N А09-952/2011 (судья Дюбо Ю.И.), установил следующее.
Открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы", г. Брянск (далее - ОАО "Брянские коммунальные системы"), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к городскому округу "город Клинцы" в лице Администрации г. Клинцы о взыскании за счет казны городского округа 50 тысяч рублей в счет частичного погашения убытков в виде межтарифной разницы по предоставлению отопления населению по договору теплоснабжения от 08.12.2009 N 062-09090304 за период с октября 2009 года по сентябрь 2010 года.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявил ходатайство об увеличении исковых требований до 80 298 рублей 46 копеек убытков. Увеличение исковых требований судом принято.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 21.03.2011 привлечено к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью обслуживающий центр "Клинцыжилкомсервис" (далее - ООО ОЦ "Клинцы-жилкомсервис").
Определением Арбитражного суда Брянской области от 06.04.2011 произведена замена ненадлежащего ответчика - городской округ "город Клинцы" в лице администрации г. Клинцы на надлежащего ответчика муниципальное образование городской округ "город Клинцы" Брянской области (МО городской округ "город Клинцы" Брянской области) в лице финансового управления Клинцовской городской администрации; администрация г. Клинцы привлечена к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 02.06.2011 привлечена к участию в деле в качестве соответчика Брянская область в лице финансового управления администрации Брянской области; привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитет государственного регулирования тарифов Брянской области.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 13.03.2013 заменено наименование ответчика - финансовое управление администрации Брянской области на департамент финансов Брянской области; заменено наименование третьего лица - комитета государственного регулирования тарифов Брянской области на управление государственного регулирования тарифов Брянской области; привлечена к участию в деле в качестве соответчика Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации; привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (далее - департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области).
Решением суда от 04.06.2013 в удовлетворении исковых требований отказано, распределены судебные расходы по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить исковые требования.
Мотивируя позицию, заявитель настаивает на доказанности убытков и их реального размера, что подтверждается расчетом, основанном на нормативно-правовых документах. Считает, что единственными переменными в расчете, требующими подтверждения являлись информация об отапливаемой площади и количестве проживающих, об истребовании которой у управляющей компании было заявлено. Отказ в назначении судебной экспертизы считает неправомерным, в связи с чем настаивает на ее проведении.
Департамент финансов Брянской области, департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают на ее доводы, решение просят оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как установлено материалами дела, между ОАО "Брянские коммунальные системы" (ресурсоснабжающая организация) и ООО ОЦ "Клинцыжилкомсервис" (потребитель) заключен договор теплоснабжения от 08.12.2009 N 062-09090304, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, 6, 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (приложение N 4) в течение срока действия настоящего договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель обязался оплачивать ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным настоящим договором (пункт 1.1) договора.
ООО ОЦ "Клинцыжилкомсервис" является управляющей компанией, а тепловая энергия поставляется в жилые дома, указанные в приложении к настоящему договору.
Согласно пункту 4.1 договора, расчеты за фактически поданную тепловую энергию производятся по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством, органами, осуществляющими государственное регулирование тарифов.
На 2009 год постановлением комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 26.12.2008 N 17/2-1т тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "Брянские коммунальные системы", установлен в размере 1 123 рублей 60 копеек за Гкал (без учета НДС).
Постановлением администрации г. Клинцы "О размере платы на коммунальные услуги" от 30.01.2009 N 58 установлена с 01.01.2009 плата за отопление жилых домов централизованной системой отопления, получающих тепловую энергию от котельных ОАО "Брянские коммунальные системы" в размере 13 рублей 51 копейки за 1 кв. м общей площади; за горячее водоснабжение - 104 рублей 56 копеек на 1 человека в месяц.
На 2010 год постановлением комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 28.12.2009 N 24/6-т тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО "Брянские коммунальные системы", установлен в размере 1 224 рублей 72 копеек за Гкал (без учета НДС).
Согласно решению Клинцовского городского Совета народных депутатов "О нормативах потребления коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение)" от 19.03.2010 N 5-165 принят к сведению расчет ставки платы для населения предлагаемый Комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области от 17.03.2010 г. N 357.
Решением Клинцовского городского Совета народных депутатов "О ставках платы на отопление" от 31.03.2010 N 5-177 с 01.01.2010 установлена ставка платы для населения города Клинцы за тепловую энергию (отопление), вырабатываемую котельными ОАО "Брянские коммунальные системы", в размере 19,65 руб. / кв. м общей площади.
Истец указывает, что за потребленную в спорный период тепловую энергию собственниками жилых помещений производилась оплата исходя из тарифов, установленных органами местного самоуправления, которые меньше экономически обоснованных, в связи с чем разница между стоимостью тепловой энергии по экономически обоснованным тарифам и тарифам, установленным органом местного самоуправления является его убытками и по расчету истца составила 80 298 рублей 46 копеек.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ОАО "Брянские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано в связи с недоказанностью убытков и их реального размера.
Суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования правомерно не удовлетворены судом первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются, в том числе, неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названной нормы права лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда и размер понесенных убытков, виновность причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями (бездействием) лица, по вине которого эти убытки возникли.
При этом отсутствие одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления, от имени муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), подпунктами 1, 6, 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ установление названных тарифов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В материалы дела не представлено доказательств, что постановления комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 26.12.2008 N 17/2-1т, администрации г. Клинцы "О размере платы на коммунальные услуги" от 30.01.2009 N 58, комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 28.12.2009 N 24/6-т, и решения Клинцовского городского Совета народных депутатов "О нормативах потребления коммунальных услуг (отопление и горячее водоснабжение)" от 19.03.2010 N 5-165, Клинцовского городского Совета народных депутатов "О ставках платы на отопление" от 31.03.2010 N 5-177 с 01.01.2010, которыми утверждены тарифы на плату за отопление жилых домов, получающих тепловую энергию от котельных ОАО "Брянские коммунальные системы", было признаны недействующими или отменены.
С учетом изложенного, незаконность действий (бездействий) истцом не доказана, и, как следствие, отсутствует необходимая совокупность для удовлетворения требования о взыскании убытков.
Более того, в соответствии с правовой позицией, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 14489/11, возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные обществом убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.
Позиция истца о необходимости назначения экспертизы и истребования у управляющей компании информации судом апелляционной инстанции признается несостоятельной, поскольку данные процессуальные действия не приведут к установлению всех необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Кодекса госпошлина подлежит отнесению на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-952/2011 от 04.06.2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-952/2011
Истец: ОАО "Брянские коммунальные системы"
Ответчик: Брянская область в лице департамента финансов Брянской области, Министерство финансов РФ, МО городской округ "г. Клинцы" Брянской области в лице Финуправления Клинцовской горадминистрации
Третье лицо: Администрация г. Клинцы, Департаменнт ТЭК и ЖКХ Брянской области, Департамент ТЭК и ЖКХ Брянской области, ОАО "Брянские коммунальные системы", ООО ОЦ " Клинцы- жилкомсервис", Управление государственного регулирования тарифов Брянской области