г. Тула |
|
17 сентября 2013 г. |
Дело N А09-1165/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой С.Е., при участии от заявителя - Черногоровой А.В. (доверенность от 13.09.2013 N 29/04-7578), ответчика - Закатовой О.В. (доверенность от 20.12.2012 N 48), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 11.06.2013 по делу N А09-1165/2013 (судья Земченкова Г.В.), установил следующее.
Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в арбитражный суд с иском к управлению земельных и имущественных отношений Брянской городской администрации об обязании организовать размещение заказа и выступить заказчиком на выполнение работ по межеванию земельных участков, занятых парками и скверами, в том числе:
земельного участка в г. Брянске Советского района, занятого сквером у памятника "Площадь партизан";
земельного участка, занятого ЦПКиО "Соловьи" памятником "Курган Бессмертия", расположенного в Советском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером у фонтана "Дружба", расположенного в Советском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером им К.Маркса, расположенного в Советском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером у театра Юного зрителя, расположенного в
Советском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером у памятника 1000-летию г. Брянска (Покровская гора), расположенного в Советском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером "Литий", расположенного в Фокинском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером "БМЗ", расположенного в Бежицком районе г. Брянска;
земельного участка, занятого парком культуры и отдыха "Юность", расположенного в Бежицком районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером по ул. Дуки у бассейна "Дормаш", расположенного в Советском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого привокзальной площадью у железнодорожного вокзала "Брянск-1", расположенного в Володарском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого парком ДК "Железнодорожников", расположенного в Фокинском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером на пересечении улиц Фокина и Калинина, расположенного в Советском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером им. Фокина, расположенного в Фокинском районе г. Брянска;
земельного участка, занятого сквером напротив железнодорожного вокзала "Брянск-2", расположенного в Фокинском районе г. Брянска;
земельного участка площадью, занятого севером им. Тютчева, расположенного в Советском районе г. Брянска.
Решением арбитражного суда от 11.06.2013 истцу в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные им требования удовлетворить.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся
административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами
соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Брянской области от 09.10.2006 N 76-З "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории административного центра Брянской области - г. Брянска" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области, определяемым губернатором Брянской области.
Постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006 N 641 на Управление имущественных отношений Брянской области возложены функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска.
Решением Советского районного суда от 22.07.2008 по делу N 2-1648(2008) по иску Брянского природоохранного прокурора на Управление имущественных отношений Брянской области возложена обязанность поставить на кадастровый учет вышеназванные земельные участки, занятые парками и скверами.
Исковые требования управления мотивированы тем, что согласно пункту 20 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения. В силу пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации скверы, парки, бульвары относятся к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и в составе земель рекреационных зон используются для отдыха граждан и туризма.
Потребности для решения вопросов местного значения представляют собой муниципальные нужды, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов. Именно поэтому в Положении об управлении земельных и имущественных отношений Брянской городской администрации, утвержденной решением городского Совета народных депутатов от 07.08.2009 N 95, закреплена функция по организации размещения заказа для проведения земельно-кадастровых работ, связанных с управлением, распоряжением, разграничением государственной собственности на землю за счет средств бюджета г. Брянска.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции счел, что заявитель со ссылкой на нормы права не обосновал обязанность ответчика по проведению межевания вышеуказанных земель.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов, изложенных в решении, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1, с пунктом 1 статьи 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Объектами землеустройства являются, в частности, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 N 991, парки и скверы на территории г. Брянска включены в рекреационные зоны.
В силу пп. 6 п. 18.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства в землеустроительное дело включаются копии документа, удостоверяющего права на землю, или правоустанавливающего документа.
В данном случае обязанность управления имущественных отношений Брянской области по постановке земельных участков, входящих в состав рекреационных зон, возникла из решения суда.
Полномочным государственным органом по распоряжению земельными участками на территории населенного пункта, государственная собственность на которые не разграничена, является управление имущественных отношений Брянской области, которое согласно пункту 3.4 Положения (утверждено указом губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 66) осуществляет, в частности, полномочия государственного заказчика по разработке и реализации программ в установленной сфере деятельности управления. Реализация этих программ осуществляется из федерального бюджета, поскольку иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.
Основаниями осуществления кадастрового учета (постановка на учет) является образование или создание объекта недвижимости (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Вместе с тем истец не обосновал, в силу каких обстоятельств, соглашений и какого Закона или иного нормативного правового акта в сфере земельных (в т. ч. землеустроительных) отношений у ответчика возникла обязанность по проведению межевания земельных участков.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 11.06.2013 по делу N А09-1165/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Г. Дорошкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1165/2013
Истец: Управление имущественных отношений Брянской области
Ответчик: управление земельных и имущественных отношений Брянской городской администрации, Управление земельных и имущественных отношений Брянской области
Третье лицо: Брянская городская администрация