г. Хабаровск |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А73-4903/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Сателайт": Клюкин С.А., представитель по доверенности от 09.11.2012;
от Хабаровской таможни: Симоненко Е.А., представитель по доверенности от 28.01.2013 N 04-37/13;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни на решение от 08.07.2013 по делу N А73-4903/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Луговой И.М.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сателайт" (ИНН 272389788993)
к Хабаровской таможне
о признании незаконными: решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 14.02.2013, заявленной в ЭДТ N 10703070/041212/0004672, решения о принятии таможенной стоимости от 22.02.2013, оформленного путем проставления отметки в ДТС -2 в виде записи "таможенная стоимость принята" и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 347 335,62 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сателайт" (далее - общество, ООО "Сателайт") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решения Хабаровской таможни (далее - таможня, таможенный орган): от 14.02.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров от 14.02.2013, заявленной в ЭДТ N 10703070/041212/0004672 (далее - N 4672), и от 22.02.2013 о принятии таможенной стоимости, оформленного путем проставления отметки в ДТС -2 в виде записи "таможенная стоимость принята" и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 347 335,62 руб.
Решением от 08.07.2013 (с учетом дополнительного решения от 11.07.2013) суд заявленные требования удовлетворил. Признал незаконными решения таможни: от 14.02.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в ЭДТ N 4672, и от 22.02.2013 о принятии таможенной стоимости, оформленное путем проставления отметки в виде записи "таможенная стоимость принята" в ДТС-2. Обязал таможенный орган возвратить обществу денежные средства в размере 347 335 руб. 62 коп. Кроме того, взыскал с таможни в пользу ООО "Сателайт" судебные расходы в сумме 2000 руб. Возвратил обществу из федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26.03.2013 N 34.
Не согласившись с судебным актом, таможня обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель таможни настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Представитель общества в письменном отзыве и в судебном заседании выразил согласие с выводами суда и просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Между обществом (покупатель) и Жаохэской торгово-экономической компанией "Raohe Jincheng International Trade Co, LTD" (продавец) заключён контракт от 09.09.2011 N FHS-01 (далее - контракт).
По условиям контракта продавец продаёт и поставляет на условиях FCA Тунцзян, FCA Суньфэньхе, FCA Жаохэ, FCA Мишань, а покупатель покупает товары народного потребления производства КНР.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта поставка товаров осуществляется в количестве и ассортименте, указанных в предварительной заявке и спецификациях покупателя на каждую партию товара.
Общая сумма контракта составляет 200 000 000 долларов США.
Дополнением к договору от 24.10.2012 N 3 стороны определили дополнить пункт 1.2. контракта условием осуществления поставки на условиях FCA Хулинь.
В рамках исполнения контракта Обществом на таможенную территорию РФ ввезен товар - обувь (мужская /женская) по 8 товарным позициям в ассортименте.
04.12.2012 представителем Общества в Приамурский таможенный пост Хабаровской таможни подана ЭДТ N 4672.
Таможенная стоимость товара определена декларантом изначально на основе первого метода по стоимости сделки ввозимого товара. Оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-1, согласно которой к цене сделки добавлены расходы по перевозке товаров на территорию РФ.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа принято решение от 04.12.2012 о проведении дополнительной проверки. Со ссылкой на статью 69 ТК ТС таможня уведомила, что в ходе проверки декларации обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены: "возможное заявление в ДТ и ДТС недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, классифицируемых в товарных позициях: -6402 ТН ВЭД ТС "обувь с верхом из искусственной кожи", - 6403 ТН ВЭД ТС "обувь с верхом из натуральной кожи", - 6404 ТН ВЭД ТС "обувь с верхом из текстильных материалов", влияющих на размер причитающихся таможенных платежей, путем представления недействительных документов либо коммерческих документов по внешнеторговой сделке не в полном объеме".
Обществу предложено в срок до 01.02.2013 представить таможенному органу дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров и внести обеспечение уплаты таможенных платежей согласно представленному расчету в срок до 05.12.2012.
Помимо решения о проведении дополнительной проверки в адрес декларанта было направлено требование предоставления электронных документов от 04.12.2012, согласно которому обществу необходимо в срок до 04.12.2012 представить оригиналы документов, подтверждающие заявленные в ДТ сведения, на бумажных носителях: инвойса, контракта, дополнений к контракту, отгрузочной спецификации, договора перевозки, счета на перевозку, платежных документов, транспортной накладной, пояснений продавца и декларанта.
По результатам анализа представленных обществом в таможню документов и пояснений таможенным органом принято решение от 14.02.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров.
Декларанту предложено осуществить корректировку таможенной стоимости исходя из предложенных таможенным органом величин.
Поскольку обществом такая корректировка осуществлена не была, таможней составлены формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1, КТС-2 и оформлена декларация таможенной стоимости формы ДТС-2 от 22.02.2013, согласно которой таможенная стоимость товаров определена резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
В результате произведённой корректировки таможенная стоимость товаров увеличилась по сравнению с заявленной обществом, что привело к увеличению размера таможенных платежей на 347 335, 62 руб.
Посчитав решение о корректировке таможенной стоимости, а также принятое на его основании решение о принятии скорректированной таможенной стоимости незаконными, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 65 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 и главой 8 ТК ТС.
Согласно пункту 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, перечисленные в пункте 2 указанной статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, а также формы декларации таможенной стоимости и правила их заполнения устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 3 статьи 65 ТК ТС).
Как указано в пункте 4 статьи 65 ТК ТС, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учётом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
Пунктом 1 статьи 2 Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2 - 5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
В силу статьи 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
В рассматриваемом случае, декларирование товаров и взаимодействие общества с таможенным органом осуществлялось в электронной форме, в связи с чем, декларант в центр электронного декларирования подал ЭДТ N 4672 и определил таможенную стоимость ввозимого товара на основе первого метода.
Судом первой инстанции установлено, что решение от 14.02.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров мотивировано тем, что:
- декларантом не представлены изменения и дополнения к внешнеторговому контракту от 09.09.2011 N FHS-01, предусматривающие перечисление денежных средств за товар на счёт CANE INVESTMENTS LIMITED;
-имеются расхождения в банковских реквизитах Общества в контракте от 09.09.2011 N N FHS-01 и паспорте сделки;
- декларантом не представлены оригиналы документов, подтверждающие заявленные в ЭДТ сведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществлённых или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещённой законодательством государства - члена Таможенного союза.
Согласно пункта 4 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утверждённых Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 (правопреемник КТС) ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществлённых или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платёж может быть произведён не только посредством перевода денежных средств, но и путём расчётов по аккредитиву или расчётов с использованием финансовых инструментов (акция, облигация, чек, простой или переводный вексель, ордер, варрат, сертификат, и др.). При заключении сделок взаимосвязанными лицами расчёты между продавцом и покупателем также могут осуществляться без фактического перечисления денежных средств.
Пунктом 3.4 контракта от 09.09.2011 N FHS-01 установлено, что оплата товаров производится покупателем банковским переводом на валютный счёт продавца, указанный в разделе 10 настоящего договора в реквизитах продавца.
При этом пунктом 3.6 контракта от 09.09.2011 N FHS-01 предусмотрено, что оплата товара Покупателем должна быть произведена в течение 180 дней с даты поставки в РФ.
Дополнительным соглашением от 11.01.2012 N 1 к контракту сторонами сделки установлено, что оплата товара может осуществляться по банковским реквизитам CANE INVESTMENTS LIMITED. Возможность осуществления платежей на счет указанного лица, подтверждается и сведениями, отраженными в паспорте сделки, также представленному таможенному органу.
Вместе с этим таможенному органу было представлено дополнительное соглашение от 30.06.2012 б/н, содержание которого аккумулировало все видоизменения контракта по порядку расчетов, в том числе, определило получателя денежных средств.
Дополнительные соглашения N 1 от 11.01.2012 и б/н от 30.06.2012 к контракту были представлены таможенному органу, что отражено в описи документов, однако данным документам оценки дано не было.
Таким образом, вывод таможни о непредставлении обществом документов, подтверждающих факт оплаты денежных средств в пользу продавца товаров, суд отклоняет.
Подлежит отклонению и довод таможни об имеющихся расхождениях в банковских реквизитах общества в контракте от 09.09.2011 N FHS-01 и паспорте сделки.
Действительно контракт от 09.09.2011 N FHS-01 именуемый как "Реквизиты сторон" содержал сведения о банковском учреждении ФСКБ Приморья "Примсоцбанк", однако дополнительным соглашением от 11.01.2012 N 1, дополнительным соглашением от 30.06.2012 б/н к контракту от 09.09.2011 N FHS-01, представленным таможенному органу 04.12.2012, сторонами закреплено изменение банковских реквизитов, изложенных в п. 10 контракте от 09.09.2011 N N FHS-01. Тем самым сведения о банковском учреждении изменены на ООО КБ "Банк Расчётов и Сбережений", что соответствует сведениям, указанным, в том числе, в паспорте сделки от 31.01.2012 N 12010036/2617/0000/2/0.
Также в качестве довода в решении о корректировке таможня ссылается на непредставление декларантом оригиналов документов, подтверждающих заявленные в ЭДТ сведения.
Согласно пункту 3 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах, с использованием таможенной декларации.
Возможность таможенного декларирования в бумажной и электронной формах закреплена в пункте 4 и пункте 5 статьи 183 ТК ТС соответственно.
Пунктом 4 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии,
таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных при таможенном декларировании документов их оригиналам в случаях, если эти копии заверены лицом, их представившим, декларантом либо органом, выдавшим такие документы (пункт 3 статьи 208 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом.
Общество осуществляло декларирование товаров в электронной форме, и, как следует из описи, представило в таможню все необходимые документы.
Запрашивая у общества предоставление оригиналов документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, таможенный орган не принял во внимание особенностей таможенного законодательства Таможенного союза, регулирующих порядок электронного декларирования товаров.
Вместе с этим, запрос оригиналов документов был оформлен таможенным органом путем составления требования "о предоставлении электронных документов" от 04.12.2012.
Однако в соответствии с пунктом 13 Порядка при принятии решения о проведении дополнительной проверки должностное лицо в установленном порядке проставляет соответствующую отметку в декларации таможенной стоимости и оформляет решение о проведении дополнительной проверки по форме согласно приложению N 2 к Порядку.
При этом согласно пункту 14 Порядка при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Таким образом, запрос у декларанта оригиналов документов, оформленный по форме, не предусмотренной законодателем, не может являться обоснованным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенным органом не доказано, что сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные обществом, являются недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, то есть не доказано наличие оснований для корректировки таможенной стоимости товара.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно признал оспариваемое решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 4672 и решение о принятии таможенной стоимости незаконными.
Поскольку таможней не доказано наличие оснований для корректировки таможенной стоимости товаров, следовательно, доначисленные к уплате по результатам корректировки и уплаченные обществом по таможенной расписке таможенные платежи в размере 347 335,62 руб., являются излишне уплаченным и, согласно статьи 89 ТК ТС подлежат возврату обществу в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Новых доказательств, влияющих на законность судебного акта, таможенным органом не представлено.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2013 по делу N А73-4903/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4903/2013
Истец: Клюкин С. А. - представитель, ООО "Сателайт"
Ответчик: Хабаровская таможня