г. Томск |
|
09 сентября 2013 г. |
Дело N А03-5345/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Петренко Н.Н. по доверенности от 05.04.2013 (на 1 год),
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 10.07.2013 по делу N А03-5345/2013 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Соллерс-Агро" (ОГРН 1112223007951, ИНН 2223582420)
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (ОГРН 1042202269317, ИНН 2225064134)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Соллерс-Агро" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее - Управление) от 19.11.2012 N 01-12/415 о назначении административного наказания по части 6.3 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 10.07.2013 Арбитражного суда Алтайского края заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Доводы жалобы мотивированы наличием в действиях общества вменяемого административного правонарушения и принятием всех мер для извещения общества о дате и месте рассмотрения материалов административного дела.
Подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество, несмотря на несогласие с выводами суда о наличии в его действиях вины и состава вменяемого административного правонарушения, считает, что обжалуемое решение арбитражного суда не подлежит отмене.
Представитель общества в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердила позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между резидентом (обществом) и нерезидентом ИП Куркумбаевым Е.К. (Казахстан) заключен контракт N 1 от 05.01.2012 на приобретение обществом товара. Паспорт сделки N 12010054/2879/0000/2/0 оформлен обществом в ОАО АКБ "Авангард" г. Москва.
Товарно-транспортные накладные, подтверждающие ввоз товара на территорию Российской Федерации, оформлены 27.02.2012 и 28.02.2012.
Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы по сроку представления 15.03.2012 представлены в уполномоченный банк 25.04.2012, то есть с нарушением срока на 40 дней.
24.10.2012 составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в действиях общества усмотрено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 19.11.2012 руководителем Управления принято постановление N 01-12/415 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 40 000 рублей.
Общество не оспаривает факт нарушения, однако не согласно со сроком, на который нарушило свои обязательство, что имеет существенное значение для квалификации правонарушения по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение установленных сроков более чем на 30 дней. Полагает, что поскольку первоначально документы представлены обществом 02.04.2012, но не были приняты банком, срок представления справки и подтверждающих документов нарушен на 18 дней.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, вместе с тем признал незаконным и отменил постановление Управления в связи с наличием существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней.
Из части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) следует, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в том числе вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением указанных валютных операций в период до 01.10.2012 был установлен Положением ЦБ РФ о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, утвержденным Банком России 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение N 258-П) (действовавшее в период возникновения административных правоотношений).
Из пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения N 258-П следует, что резидент в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). В случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций (пункт 2.1 Положения N 258-П). Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему положению (пункт 2.2 Положения N 258-П). Резидент представляет в банк паспорта сделки документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком паспорта сделки порядке и в согласованный с банком паспорта сделки срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа (абзац 3 пункта 2.4 Положения N 258-П).
Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к указанному, отнесена к формам учета по валютным операциям.
Представление обществом в уполномоченный Банк ПС справки о подтверждающих документах с приложением подтверждающих документов свидетельствует о том, что установленная валютным законодательством обязанность по предоставлению этой справки и подтверждающих документов исполнена, но с нарушением срока на 40 дней (согласно постановлению о назначении административного наказания).
Довод общества о том, что установленный срок нарушен на 18 дней, апелляционный суд отклоняет.
Из материалов дела следует, что первоначально справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представлены обществом в уполномоченный банк 02.04.2012, однако справка возвращена банком на основании пункта 2.14 Положения N 258-П.
На основании пункта 2.14 Положения N 258-П банк ПС возвращает резиденту один экземпляр справок с отметкой ответственного лица банка ПС о дате и причине возврата вместе с подтверждающими документами и копиями банковских выписок, а также иными документами, представляемыми в соответствии с Положением, в случаях, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных Положением.
Повторно справка о подтверждающих документах представлена обществом 24.04.2012, однако также возвращена банком, поскольку в ней указана дата, не соответствующая дате подтверждающих документов.
Надлежащим образом обязанность по представлению в уполномоченный банк справки и подтверждающих документов исполнена обществом 25.04.2012, что привело к нарушению установленного срока на 40 дней.
Ссылки общества на то, что к нарушению срока на 40 дней привели неправомерные действия банка по возврату справки, апелляционным судом не принимаются, поскольку соответствующие действия банка в судебном порядке не оспаривались, незаконными не признаны, данные обстоятельства в предмет доказывания по настоящему делу не входят.
Квалификация правонарушения по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ произведена административным органом верно. Ответственность юридического лица за данное правонарушение установлена в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применительно к установленным обстоятельствам дела, общество не доказало, что было лишено возможности для соблюдения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям и приняло все зависящие от него меры по выполнению установленной обязанности.
Тот факт, что справка возвращена банком вследствие допущенных обществом ошибок при её заполнении, что повлекло нарушение срока на 40 дней, а не на 18 дней, может свидетельствовать лишь о неосторожной форме вины общества.
Таким образом, состав административного правонарушения в действиях общества установлен.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно указано на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности. Любые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав. Данная норма касается всех стадий производства по делам об административных правонарушениях, начиная с составления протокола о проступке, так и рассмотрения его по существу.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 29.4 и части 1 статьи 29.7 КоАП РФ для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении вызывается законный представитель юридического лица.
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (статья 29.7 КоАП РФ).
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как следует из материалов дела, рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось 19.11.2012 в отсутствие представителя общества.
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что Управление не располагало сведениями о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения административного дела.
Судом первой инстанции установлено, что определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 06.11.2012 получено директором общества 06.11.2012.
В связи с неявкой представителя общества на рассмотрение дела об административном правонарушении и отсутствием доказательств вручения обществу копии определения о назначении рассмотрения дела, Управлением 06.11.2012 вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.11.2012. Указанное определение получено обществом 21.11.2012, то есть после вынесения оспариваемого постановления.
Также Управлением в адрес директора общества направлена телеграмма о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.11.2012, которая не была вручена адресату ввиду его неявки по извещению органа почтовой связи за получением корреспонденции.
Иные доказательства извещения общества о месте и времени рассмотрения дела Управление суду не представило, в материалах дела такие доказательства также отсутствуют.
Таким образом, на дату вынесения постановления от 19.11.2012 N 01-12/415 Управление не располагало доказательствами надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управлением при привлечении общества к административной ответственности не соблюдены гарантии защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и это обстоятельство является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления Управления в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.07.2013 по делу N А03-5345/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-5345/2013
Истец: ООО "Соллерс-Агро"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае