г. Самара |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А72-5112/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.09.2013 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации поселения муниципального образования "Новоселкинское сельское поселение" Мелекесского района Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.06.2013 по делу N А72-5112/2013 (судья Семенова М.А.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Администрации поселения муниципального образования "Новоселкинское сельское поселение" Мелекесского района Ульяновской области, п.Новоселки Ульяновской области, к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области, г.Ульяновск, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Новоселки-ЖКХ" (ИНН7310105542, ОГРН 1097310000116), п.Новоселки Ульяновской области, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
в судебном заседании приняли участие:
от Администрации поселения муниципального образования "Новоселкинское сельское поселение" Мелекесского района Ульяновской области - Демидов М.И. (решение 17.11.2009 N 18/60),
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области - Забегалин Д.А. (доверенность от 13.09.2013 N 45) и Салаева И.Г. (доверенность 11.09.2013 N 43),
от ООО "Новоселки-ЖКХ" представители в судебное заседание не явились, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация поселения муниципального образования "Новоселкинское сельское поселение" Мелекесского района Ульяновской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области (далее - Россельхознадзор) от 18.02.2013 N 737008 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новоселки-ЖКХ" (далее - ООО "Новоселки-ЖКХ").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.06.2013 по делу N А72-5112/2013 в удовлетворении указанного заявления отказано.
В апелляционной жалобе Администрация просила отменить указанное судебное решение и прекратить производство по делу. По мнению Администрации, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Россельхознадзор в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ООО "Новоселки-ЖКХ", которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители Россельхознадзора апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Россельхознадзора от 29.12.2012 N 73/2014, в отношении Администрации 25.01.2013 и 12.02.2013 была проведена плановая выездная проверка надлежащего использования земельного участка, расположенного в 1 км северо-восточнее жилой зоны п. Новоселки Мелекесского района Ульяновской области на земельном участке сельскохозяйственного использования в черте данного населенного пункта )кадастровый квартал N 73:08:043901, площадь участка 4 га, координаты N53° 55 095" Е 049° 48 011" (зафиксированы GPS навигатором Garmin GPSmap 62s)).
В результате проверки было выявлено складирование твердых бытовых отходов (бытовой мусор, тара, оцинковка, битое стекло, дерево, полиэтиленовые пакеты и бутылки, битый шифер) на участке сельскохозяйственных угодий площадью 4 га.
По результатам проверки Россельхознадзор составил протокол осмотра территории от 25.01.2013, акт проверки от 12.02.2013 N 73/2014, протокол об административном правонарушении от 12.02.2013 N 737669.
В протоколе Глава Администрации указал на согласие с выявленными нарушениями и обязался их устранить до 12.02.2013.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением Россельхознадзора от 18.02.2013 N 737008 Администрация привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40000 руб.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Администрации в удовлетворении заявления об оспаривании этого постановления.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и земельного законодательства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих вверенных им территориях, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, ответственность за нарушение в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, захламлению земель и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В пункте 2 статьи 12 ЗК РФ указано, что целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что землепользователи должны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в частности, относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с Уставом муниципального образовая "Новоселкинское сельское поселение" Мелекесского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18), утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения, в числе прочих, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения (пункт 20).
В статье 4 Устава муниципального образования "Новоселкинское сельское поселение" указано, что территория данного поселения входит в состав муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области; территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, в том числе поселок Новоселки; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; административным центром поселения является поселок Новоселки.
В рассматриваемом случае объектом правонарушения является земельный участок площадью 4 га (кадастровый квартал N 73:08:043901), расположенный в 1 км северо-восточнее жилой зоны п. Новоселки Мелекесского района Ульяновской области в границах землепользования данного поселения и отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения (вид разрешенного использования данного земельного участка - для сельскохозяйственного использования в черте населенного пункта п. Новоселки Мелекесского района Ульяновской области).
Поскольку материалами дела подтверждается, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов была создана за земельном участке сельскохозяйственного назначения в границах поселения, то ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, должна нести именно Администрация.
Ссылку Администрации на кадастровый паспорт земельного участка от 14.04.2010 N 7308/201/10-2558 суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку по данным Публичной кадастровой карты земельный участок в кадастровом квартале N 73:08:043901 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, земельного участка N 7308/201/10-2558 в кадастровом квартале N 73:08:043901 не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о существовании одного земельного участка сельскохозяйственного назначения без каких-либо выделов из него других участков. Доказательств, опровергающих этот вывод, Администрация при рассмотрении настоящего дела не представила.
Доказательств, свидетельствующих о правомерности размещения свалки твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, при рассмотрении настоящего дела не представлено.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод Администрации об отсутствии у нее каких-либо прав на данный земельный участок.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация не представила надлежащих доказательств, свидетельствующих об отсутствии у нее возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и о принятии ею всех зависящих от нее мер по их соблюдению.
По рассматриваемому делу не имеется никаких сомнений в виновности Администрации, которые могли бы быть истолкованы в ее пользу на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, наказание назначено Администрации в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и обстоятельств, приведенных в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела не имеется оснований считать совершенное Администрацией правонарушение малозначительным. Наличие исключительных обстоятельств, позволявших бы применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности, Администрация не доказала.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно оценил их.
Доводы, приведенные Администрацией в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в связи с этим не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июня 2013 года по делу N А72-5112/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5112/2013
Истец: Администрация поселения МО "Новоселкинское сельское поселение" Мелекесского района Ульяновской оласти, МУ Администрация поселения МО Новоселкинское сельское поселение
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области
Третье лицо: ООО "Новоселки-ЖКХ"