город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2013 г. |
дело N А32-35830/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сулименко О.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от ООО "Лора Плюс": представитель Целинский В.В. по доверенности от 18.04.2011;
от Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2013 по делу N А32-35830/2012, принятое судьей Бутченко Ю.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лора Плюс" к Государственному учреждению - Краснодарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации территориальный филиал N 2 о признании недействительным решения от 26.10.2012 N 987
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лора Плюс" (далее - ООО "Лора Плюс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2, к ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, Фонд, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 26.10.2012 N 987 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2013 оспариваемое решение признано незаконным, с Фонда в пользу заявителя взыскано 2000 рублей в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что пониженные страховые тарифы устанавливаются, в данном случае, для юридического лица, осуществляющего фармацевтическую деятельность на основании лицензии, в связи с чем, общество вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем
работникам, участвующим в деятельности Общества, облагаемой единым налогом на вмененный доход. у него отсутствует обязанность по подтверждению наличия у работающих в нем физических лиц соответствующего образования, позволяющего заниматься фармацевтической деятельностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества просил оставить решение без изменения.
Представитель Фонда в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства общество извещено надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Согласно части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Фонда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, что Фонд 28.09.2012 провел камеральную проверку представленного ООО "Лора плюс" 13.07.2012 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 30.06.2012
В ходе камеральной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов фонд установил и отразил в акте проверки от 28.09.2012 N 987, что ООО "Лора плюс" в проверяемом периоде применяло пониженный тариф страховых взносов на выплаты, осуществляемые сотрудникам, не участвующим в фармацевтической деятельности (из 74 сотрудников, у 29 отсутствуют сертификаты специалиста, а у 8 работников закончился срок действия сертификата специалиста), что привело к занижению базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 г. в сумме 4 055 809,56 руб., на которые следует начислить страховые взносы в сумме 117 618,48 руб.
По результатам рассмотрения материалов принято решение от 26.10.2012 N 987 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах и о доначислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; данным решением обществу доначислены страховые взносы в размере 117 618,48 руб.
Общество не согласилось с указанным решением Фонда и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Общество в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закон N 212-ФЗ, является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В статье 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
В соответствии с частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов, в том числе, в 2012 году в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов; в Федеральный фонд социального страхования - 0,0 процента; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,0 процента.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Фармацевтическая деятельность на основании пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ осуществляется, в том числе, аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе, аптечными организациями.
Согласно пункту 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню (приложение к утвержденному Положению), в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Таким образом, согласно приведенному выше определению, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование и лицензию, участвуют и иные работники аптечной организации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Лора Плюс" является розничная торговля фармацевтическими товарами, осуществляемая на основании лицензии от 12.11.2010 N ЛО-23-02-001153.
Фонд считает, что указанный пониженный тариф (применяемый с 01.01.2012) применяется в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, то есть выплат только работникам, которые на основании статьи 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее - Закон N 323-ФЗ) имеют право на занятие фармацевтической деятельностью, а именно лицам получившим высшее и среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации и имеющим сертификат специалиста.
Таким образом, пониженный тариф на выплату страховых взносов, по мнению Фонда, не применим к работникам Общества, не имеющим высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста. В обоснование своей позиции Фонд ссылается на Письмо от 13.04.2012 N 19-/6302371/2288 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Письмо Минздравсоцразвития).
В связи с осуществлением указанной выше деятельности Общество уплачивает единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Доводы фонда обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку Общество имеет статус аптечной организации, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании лицензии, в связи с чем, относится к категории плательщиков, имеющих право применять пониженные тарифы страховых взносов на основании пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Положения пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае для Общества, а не для конкретных работников, работающих у страхователя. Поскольку именно Общество осуществляет фармацевтическую деятельность и является плательщиком страховых взносов, следовательно, имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении всех работников, участвующих в деятельности Общества.
Довод Фонда социального страхования о том, что пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный пунктом 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении работников Общества, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста, не применим, обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункта 1 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу пункта 2 статьи 52 Федерального закона N 61-ФЗ физические лица могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, высшего или среднего ветеринарного образования и сертификата специалиста, а также высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами при условии их работы в обособленных подразделениях медицинских организаций, указанных в части 1 настоящей статьи.
По смыслу части 1 статьи 52 Закона N 61-ФЗ аптечную деятельность осуществляет именно аптечная организация, а не отдельные работники общества.
Письмо Минздравсоцразвития России от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288 не обладает признаками нормативного документа, поскольку сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации данного документа, отсутствуют, Указанное письмо Минздравсоцразвития официально не было опубликовано в порядке, установленном Указом от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов власти.
Согласно пункту 10 данного Указа нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
При таких обстоятельствах Письмо Минздравсоцразвития не может быть положено в основу требования Фонда об устранении выявленных нарушений действующего законодательства в связи с уплатой Обществом страховых взносов.
Кроме того, по результатам правовой экспертизы разъяснений Минздравсоцразвития России, содержащихся в письме от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288, Министерством юстиции Российской Федерации предложено отозвать указанные разъяснения. Письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.12.2012 N 15-03-11/05-16023 указанные разъяснения, содержащиеся в письме Минздравсоцразвития России от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288, отозваны.
Таким образом, учитывая, что положения пункта 10 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ устанавливают пониженные тарифы для страхователя, в данном случае юридического лица, которым выступает аптечная организация, Общество является плательщиком единого налога на вмененный доход и осуществляет фармацевтическую деятельность, суд считает, что Общество вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к вознаграждениям, выплачиваемым всем работникам, участвующим в деятельности Общества, облагаемой единым налогом на вмененный доход.
Судом апелляционной инстанции не принимается довод Фонда социального страхования о том, что пониженный тариф страховых взносов, предусмотренный пунктом 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в отношении работников Общества, не имеющих фармацевтического образования и сертификата специалиста, поскольку данный довод исследовался в суде первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции установил, что общество является аптечной организацией, осуществляющей фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии, и является плательщиком ЕНВД, в связи с чем, суд сделал правильный вывод о наличии у общества оснований для применения пониженных тарифов страховых взносов в соответствии с положениями пункта 10 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.05.2013 по делу N А32-35830/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35830/2012
Истец: ООО "Лора Плюс"
Ответчик: ГУ - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации территориальный филиал N2, ГУ Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ГУ Краснодарское региональное отделение фонд социального страхования РФ филиал N2