город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2013 г. |
дело N А32-18243/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 03.07.2013 г.
N В-140/01-7155/13-24 Пащенко А.А.;
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Темрюкский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от А32-18243/2012 по заявлению Администрации муниципального образования Темрюкский район о признании незаконным и отмене предписания от 10.05.2012 г. N П-23-Н/6-2012-06 об устранении выявленных нарушений
заинтересованные лица: 1) Кубанское управление Министерства культуры Российской Федерации;
2) Василевская Н.А. - учредитель и директор общества с ограниченной ответственностью "Бэла",
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края; 2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае; 3) Администрация Таманского сельского поселения Темрюкского района;
принятое в составе судьи Погорелова И.А.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Темрюкского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Кубанского управления Министерства культуры Российской Федерации (далее - Управление) от 10.05.2012 г. N П-23-Н/6-2012-06 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано правомерностью и законностью выданного Управлением предписания, отсутствием оснований для признания его недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования Темрюкского района обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что действующим законодательством возможность отмены ранее выданного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусмотрена. Поскольку разрешение на ввод в эксплуатацию от 29.08.2008 года N 23531311 послужило основанием для регистрации права собственности ООО "Бэла" на кафе, следовательно, принятие администрацией ненормативного акта об отмене данного разрешения нарушит права собственника, в связи с чем, собственник будет иметь право обратиться в суд за защитой и в силу 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт может быть признан судом недействительным, как несоответствующий закону и нарушающий права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заинтересованные лица и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, а требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Как следует из материалов дела, Управление на основании распоряжения от 07.03.2012 г. N 07-Р провело внеплановую документарную проверку соблюдения законодательства в области охраны культурного наследия в связи с обращением председателя Комитета по культуре Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.С. Говорухина о принятии мер по недопущению разрушения объекта культурного наследия федерального значения - памятника археологии "Остатки древнего города Гермонасса-Тмутаракань".
В ходе поверки установлено следующее.
Объект культурного наследия федерального значения - Археологический комплекс "Городище Гермонасса-Тмутараканъ, античное время, средневековье: городище, некрополи" Темрюкский район, ст. Тамань, включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятник государственного значения, утвержденный приложением N 1 к постановлению Совета Министров СССР от 30.08.1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
02 октября 2007 года издано постановление Главы администрации муниципального образования Темрюкский район N 3696 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с размещением строений по ул.К.Маркса, 88, в станице Тамань" (далее - постановление N 3696).
Постановление обжаловано Управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2008 г. по делу N А-32-8555/2008-39/148, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 11.02.2009 г. и постановлением суда кассационной инстанции от 07.05.2009 г. признано недействительным указанное постановление N 3696. Законность принятого Арбитражным судом Краснодарского края решения подтверждена и Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.08.2009 г. N ВАС-10732/09.
Указанными судебными актами установлено, что постановление N 3696, а также градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:30:06 03 002:0107, утвержденный указанным постановлением, не соответствуют требованиям Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) и статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В нарушение пункта 6 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в составе градостроительного плана земельного участка не была указана информация о расположенном в границах земельного участка объектах капитального строительства, объекте культурного наследия федерального значения "Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань. Античное время. Средневековье: Городище, Некрополи".
Суды указали, что утвердив градостроительный план земельного участка, в котором отсутствуют сведения об объектах культурного наследия, и, выдав разрешение на строительство, администрация по существу изменила целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, нарушила Закон N 73-ФЗ.
Резолютивная часть решения N А32-8555/2008-39/148 объявлена 16.09.2008 г. в присутствии представителя администрации.
Несмотря на это, за день до изготовления текста судебного решения от 30.09.2008 г. по делу N А32-8555/2008-39/148 в полном объеме, администрация выдала разрешение от 29.09.2008 г. N 23531311 на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости "Кафе с дегустационным залом" по ул. Карла Маркса, 88, в станице Тамань. После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2008 г. по делу N А32-8555/2008-39/148 администрация не отменила указанное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от 29.09.2008 г. N 23531311 выдано в нарушение пункта 5 части 5 статьи 51, части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 35 Закона N 73-ФЗ, несмотря на то, что разрешения на проведение строительных работ на территории объекта археологического наследия Управлением по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края не выдавалось, охранно-спасательные работы на территории памятника археологии не проводились; градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:30:06 03 002:0107 по улице К. Маркса, 88, в станице Тамань Арбитражным судом Краснодарского края признан не соответствующим действующему законодательству.
В связи с этим комиссия Управления сделала вывод о необходимости направить акт проверки с материалами проверки в Отдел Федеральной службы судебных приставов по Темрюкскому району Краснодарского края, для принятия решения о возбуждении в отношении виновного должностного лица органа местного самоуправления уголовного дела по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с подследственностью, установленной статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, комиссия Управления выявила нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), пункта 5 части 5 статьи 51, части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 35 и 46 Закона N 73-ФЗ.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 10.05.2012 г.
N 23-Н/6-2012
На основании данного акта Управление выдало администрации предписание от 10.05.2012 г. N П-23-Н/6-2012-06, в котором указано, что заявитель допустил следующие нарушения:
- статьи 11 Закона N 294-ФЗ: администрацией не была представлена информация, необходимая для проведения проверки в соответствии с пунктом 11 Распоряжения руководителя Кубанского управления Минкультуры России Асташкиной П.П. от 07.03.2012 г. N 07-Р;
- пункта 5 части 5 статьи 51, части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 35, 46 Закона N 73-ФЗ: администрация незаконно выдала разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости "Кафе с дегустационным залом" по ул.К. Маркса, 88, в станице Тамань на территории объекта культурного наследия федерального значения "Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань, Античное время, Средневековье: Городище, Некрополи".
Администрации предписано в 10-дневный срок с момента получения предписания направить управлению запрашиваемые документы проверки; до 30.06.2012 г. отменить разрешение от 29.09.2008 г. N 23531311 на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости "Кафе с дегустационным залом" по ул.К.Маркса, 88, в станице Тамань на территории объекта культурного наследия федерального значения "Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань, Античное время, Средневековье: Городище, Некрополи".
Не согласившись с предписанием от 10.05.2012 г. N П-23-Н/6-2012-06, администрация обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г.
N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Закон N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана включает в себя, в частности, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ущерба объекту культурного наследия, изменение облика и интерьера данного объекта культурного наследия, являющихся предметом охраны данного объекта культурного наследия (подпункт 4 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ).
В статье 39 Закона N 73-ФЗ указаны соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, которые обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия. Этими органами в силу пункта 2 статьи 18 указанного Закона являются федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 73-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1204 "Об утверждении положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - постановление N 1204) и Положением о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14.11.2011 г. N 1059 (далее - Положение), органам Минкультуры России предоставлено право проводить мероприятия по государственному контролю в этой области посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок. В случае выявления нарушений требований законодательства орган обязан выдать предписание собственнику объекта культурного наследия или пользователю объектом культурного наследия об устранении выявленных нарушений.
Так, согласно пункту 4 постановления N 1204 мероприятия по государственному контролю осуществляются Министерством, его территориальными органами и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством организации и проведения плановых проверок, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, должностные лица контрольных органов, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности обязаны выдать предписание собственнику объекта культурного наследия или пользователю объектом культурного наследия об устранении выявленных нарушений с указанием вида нарушения, ссылки на нормативный правовой акт, а также с указанием нарушения требований охранных обязательств собственников объектов культурного наследия или пользователей этими объектами и срока устранения выявленных нарушений (пункт 14 постановления).
В силу пункта 5.1.1 данного Положения территориальный орган осуществляет государственный контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Территориальный орган в целях реализации полномочий в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяет в установленной сфере деятельности меры, направленные на ликвидацию нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в данной сфере или ликвидацию последствий таких нарушений (пункт 6.5 Положения).
Предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
В силу пункта 99 Административного регламента исполнения Министерством культуры Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 08.08.2012 г. N 840, основанием для вынесения предписания об устранении нарушения является факт нарушения законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленный в результате проверки. Все требования, содержащиеся в предписании об устранении нарушения, подлежат исполнению в полном объеме и в установленные сроки. Лицо, действия (бездействие) которого в результате проверки были квалифицированы как нарушение обязательных требований, обязано в срок, указанный в предписании об устранении нарушения, принять исчерпывающие меры для устранения выявленного нарушения, его причин и последствий (пункты 102 и 105 Административного регламента).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Управления полномочий по выдаче предписания, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленный в результате проверки.
Из материалов дела видно, что Управление выдало администрации предписание от 10.05.2012 г. N П-23-Н/6-2012-06, в котором указано, что заявитель допустил нарушения статьи 11 Закона N 294-ФЗ: администрацией не была представлена информация, необходимая для проведения проверки в соответствии с пунктом 11 Распоряжения руководителя Кубанского управления Минкультуры России Асташкиной П.П. от 07.03.2012 г. N 07-Р; пункта 5 части 5 статьи 51, части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 35, 46 Закона N 73-ФЗ: администрация незаконно выдала разрешение на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости "Кафе с дегустационным залом" по ул.К.Маркса, 88, в станице Тамань на территории объекта культурного наследия федерального значения "Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань, Античное время, Средневековье: Городище, Некрополи". Администрации предписано в 10-дневный срок с момента получения предписания направить управлению запрашиваемые документы проверки; до 30.06.2012 г. отменить разрешение от 29.09.2008 г. N 23531311 на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости "Кафе с дегустационным залом" по ул.К. Маркса, 88, в станице Тамань на территории объекта культурного наследия федерального значения "Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань, Античное время, Средневековье: Городище, Некрополи".
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" утвержден список памятников культуры согласно Приложению N 1, подлежащих охране как памятники государственного значения, и список памятников культуры согласно Приложению N 2, подлежащих охране как памятники местного значения. Согласно Приложению N 1 к указанному постановлению на государственную охрану поставлен объект культурного наследия - памятник археологии "Городище Гермонасса-Тмутаракань", государственный номер N 3423.
В соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ объектами археологического наследия являются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объекты археологического наследия отнесены к памятникам.
Согласно Положению об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. N 865, памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории СССР, охраняются государством.
К памятникам истории и культуры относятся: памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 статьи 36 данного Закона требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.
В силу пункта 3 статьи 36 Закона N 73-ФЗ в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии со статьей 46 Закона N 73-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, - исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Законом N 73-ФЗ.
Из статьи 33 Закона N 73-ФЗ следует, что проведение любых видов работ на объекте культурного наследия должно быть согласовано с органом охраны памятников.
В материалах дела имеются предписания Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края (от 05.03.2008 N 25 и 21.03.2008 г. N 30) о приостановлении строительных и земляных работ на земельном участке по ул.К.Маркса, 88, в станице Тамань объекта недвижимости "Кафе с дегустационным залом" и предоставлении проектной документации для согласования разрешения на проведение строительных работ.
Согласно письму Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского N 78-1363/12-01-12 от 19.03.2012 г. разрешений на проведение работ по сохранению объекта археологического наследия "Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань" (городище, некрополи) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0603 002:0107 по адресу: Темрюкский район, станица Тамань, ул. К. Маркса, д. 88, Управление не выдавало, информация о проведении спасательных археологических работ (раскопок) при строительстве объекта "Кафе с дегустационным залом" на указанном земельном участке не поступала.
Постановлением N 3696 утвержден градостроительный план земельного участка с размещением строений по ул. К. Маркса, 88 в ст. Тамань, Васильевой Н.А. предписано оформить в установленном порядке: проект, разрешение на строительство, инвентаризацию, документацию о разрешении ввода в эксплуатацию, регистрацию права собственности на строение. Василевской Н.А. получено разрешение на строительство от 03.10.2007 N 23531312-37.
Как было указано выше, 30 сентября 2008 года Арбитражным судом Краснодарского края вынесено решение по делу N А32-8555/2008-39/148, по иску Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края к администрации, при участии в качестве третьего лица Василевской Н.А., которым постановление N 3696 признано недействительным и отменено. Постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, а также определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум решение по делу NА32-8555/2008-39/148 оставлено без изменения.
Суды установили, что постановление N 3696, а также градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 23:30:06 03 002:0107, утвержденный указанным постановлением, не соответствуют требованиям Закона N 73-ФЗ и статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В нарушение пункта 6 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в составе градостроительного плана земельного участка не была указана информация о расположенном в границах земельного участка объектах капитального строительства, объекте культурного наследия федерального значения "Археологический комплекс "Гермонасса-Тмутаракань. Античное время. Средневековье: Городище, Некрополи". Утвердив градостроительный план земельного участка, в котором отсутствуют сведения об объектах культурного наследия, и, выдав разрешение на строительство, администрация по существу изменила целевое назначение и разрешенное использование земельного участка, нарушила Закон N 73-ФЗ.
Вступившим в силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2009 г. N А32-21579/2008-5/295 признаны незаконными действия администрации по выдаче разрешения на строительство от 03.10.2007 г. N 23531312-37.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Управление, установив, что разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию выдано в отношении незаконно построенного на территории объекта археологического наследия объекта недвижимого имущества, при наличии прямого указания арбитражного суда о незаконности отвода земельного участка для осуществления такого строительства и незаконности разрешения на строительство, правомерно выдало администрации предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны культурного наследия.
Довод администрации об отсутствии у нее права на отмену разрешения на ввод в эксплуатацию отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт в случае его противоречия закону. Следовательно, в целях контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с изложенным в рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание Управления от 10.05.2012 г. N П-23-Н/6-2012-06 соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований администрации.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2013 г. по делу N А32-18243/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18243/2012
Истец: Администрация муниципального образования Темрюкского района
Ответчик: Василевская Н. А. - учредитель ооо "Бэла", Кубанское управление Минкультуры России
Третье лицо: Администрация Таманского сельского поселени, Администрация Таманского сельского поселения Темрюкского района, ООО "Бэла", Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Упр по охране, реставации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия), Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей, Учредителю ООО "Бела" Василевской Н. А., Кубанское управление министерства культуры России
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-18243/12
07.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8630/13
19.09.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12643/13
28.05.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-18243/12