город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2013 г. |
дело N А32-12216/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сулименко О.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от ОАО "Мобильные ТелеСистемы": представитель Стахирюк О.В. по доверенности от 29.02.2012;
от Управления государственного строительного надзора Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2013 по делу N А32-12216/2013, принятое судьей Колодкиной В.Г., по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" к Управления государственного строительного надзора Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
ОАО "МТС" в лице филиала ОАО "МТС" МР "Юг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Управления государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - административный орган, управление) от 21.03.2013 N 31-Ю-162-м о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 тыс.руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава правонарушения, а также отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление, сославшись на то, что железобетонная опора, не является объектом капитального строительства и нет необходимости получать разрешение на строительство и проводить госэкспертизу проекта опоры, БС, РЭС.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл.34 АПК РФ.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Управление, надлежащим образом уведомленное о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило.
Учитывая изложенное, на основании ч. ч.1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.01.2013 N 31-09 управление в период с 11.01.2013 по 07.02.2013 провело внеплановую документарную проверку соблюдения обществом градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Башня сотовой связи", расположенная по адресу: Краснодарский край, Курганинский район, ст. Темиргоевская, ул. Первомайская, 28 В. (далее - башня, объект).
В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором аренды от 01.08.2012 N 766-18/2 общество на арендованном земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Курганинского района, ст. Темиргоевская, ул. Первомайская, 28-В выполнило строительство объекта капитального строительства "Башня сотовой связи".
Проверкой установлено, что строительство объекта ведется с нарушениями требований Градостроительного кодекса, а именно: отсутствуют разрешение на строительство объекта капитального строительства, чем нарушены части 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации данного объекта, чем нарушена часть 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 06.02.2013 N 31-40-Ю-13-ВС. Акт составлен в присутствии представителя по доверенности Носолева Е.С.
6 февраля 2013 года административный орган также составил протокол об административном правонарушении N 31-40-Ю-01-ВС по факту административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Протокол составлен в присутствии представителя общества по доверенности Носолева Е.С.
Определением от 07.03.2013 N 31-Ю-162к административный орган назначил рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ на 21.03.2013 на 12 часов 20 минут, о чем заявитель извещен телеграммой.
21 марта 2013 года управление вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 31-Ю-162-м, в котором общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 тыс. рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Часть 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Критериями поднадзорности объектов государственному строительному надзору является необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации, по которой осуществляется строительство, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сооружения связи не входят в число объектов, проектная документация на которые не подлежит государственной экспертизе, а соответственно, и государственному строительному надзору.
В силу частей 1 и 2 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 Кодекса. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что железобетонная опора СК-26 и установленное на ней смонтированное оборудование - базовая станция BTS-23-2085U не является объектом капитального строительства по следующим основаниям.
Понятие объекта капитального строительства содержится в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса, согласно которому под таким объектом понимаются - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и всего, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Вместе с тем Градостроительный кодекс не отождествляет понятия объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивается критерием прочной связи с землей (пункт 10 статьи 1 Кодекса).
Из заявления общества следует и им не оспаривается, что возведенный обществом объект (Башня сотовой связи) представляет собой железобетонную антенную опору высотой 22 м с жесткой заделкой в основании (в землю на 4,5 м), состоящую из антенной опоры с размещением на ней антенно-фидерных устройств. Функционирование указанной конструкции возможно лишь при помощи присоединения к ней комплекта антенн базовой станции, антенн радиолинейных линий, объектов инженерной инфраструктуры.
В подпунктах 6, 14.1 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) содержатся определения линейно-кабельного сооружения связи; сооружения связи и особо опасных, технически сложных сооружений связи: под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; под сооружениями связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; под особо опасными, технически сложными сооружениями связи - сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Таким образом, согласно действующему законодательству определено, что сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; - особо опасные, технически сложные сооружения связи - сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от семидесяти пяти до ста метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от пяти до десяти метров.
Согласно пункту 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи (Приложение А), утвержденных приказом Минсвязи России от 09.09.2002 N 113, зарегистрированных Минюстом Российской Федерации от 17.09.2002 N 3804, базовые станции отнесены к сооружениям. Под сооружением связи понимается совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи. Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи (пункты 2, 3 и 5 Правил).
Следовательно, исходя из норм градостроительного, гражданского законодательства и законодательства о связи, линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи отнесены к сложным объектам, объектам капитального строительства, подконтрольным государственному строительному надзору.
Пунктом 11 "Правил подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от13.02.2006 N 83, предусмотрено, что до начала подачи ресурсов заказчик должен получить разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, выдаваемое при наличии заключения Госстройнадзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования. Под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
С учетом установленных обстоятельств, возведенная обществом башня относится, в силу статьи 2 Закона о связи, к сооружениям связи, составляющим единую вещь - базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, линейно-кабельных и иных сооружений связи. Закон не содержит норм, которые исключают из сооружений связи сборные сооружения, т. е. характер монтажных соединений конструкций не влияет на их предназначение и отнесение к указанным объектам.
Исходя из приведенных норм градостроительного, гражданского законодательства и законодательства о связи линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, к которому отнесена и базовая станция отнесены к объектам капитального строительства.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод общества о том, что железобетонная опора не является объектом капитального строительства, надлежащих доказательств обратного, обществом не представлено.
В рассматриваемом случае проектная документация сооружения связи подлежит государственной экспертизе, а обществу требуется получение разрешения на строительство объекта.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что административный орган сделал правильный вывод о необходимости получения разрешения на строительство рассматриваемого объекта.
Доказательств принятия всех зависящих мер по недопущению указанных нарушений заявителем не представлено (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено обществу в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкциями части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверка процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным процессуальным действием при рассмотрении вопроса о законности обжалованного постановления о привлечении к ответственности. По настоящему делу судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о процессуальных нарушениях, допущенных административным органом при принятии оспариваемого постановления и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями для признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда. Учитывая конкретные обстоятельства совершения нарушений законодательства в области строительства, их характер, основания для признания совершенных обществом административных правонарушений малозначительным, отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы апелляционной жалобы, поскольку они являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2013 по делу N А32-12216/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12216/2013
Истец: ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "МТС" МР "Юг"
Ответчик: управление государственного строительного надзора Краснодарского края
Третье лицо: Управление гос строительного надзора Кк