г. Хабаровск |
|
19 сентября 2013 г. |
Дело N А73-4883/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К.П.
при участии в заседании:
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: представители не явились;
от общества с ограниченной ответственностью "Формула здоровья": Козлова И.Г., представитель по доверенности от 20.07.2013 б/н;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формула здоровья" на решение от 17.07.2013 по делу N А73-4883/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Министерства здравоохранения Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Формула здоровья"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Хабаровского края (ИНН 2721026023, ОГРН 1022700915401, далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Формула здоровья" (ИНН 2723120007, ОГРН 1092723011700, далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.07.2013 по делу N А73-4883/2013 заявленные административным органом требования удовлетворены. Общество привлечено судом к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 17.07.2013 по делу N А73-4883/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных административным органом требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Административный орган против доводов апелляционной жалобы общества возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.07.2013 по делу N А73-4883/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции 05.09.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12.09.2013.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения министра здравоохранения Хабаровского края от 01.04.2013 N 435-р, 17.04.2013 с 15-55 до 18-00 и 19.04.2013 (пятница) с 16-10 по 18-00 было проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением обществом лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: 680000, г.Хабаровск, ул. Волочаевская, 17. Результаты проверки отражены в акте от 22.04.2013 (понедельник).
В ходе проведения проверки выявлено следующее.
В нарушение пп. "а, г" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение) ООО "Формула здоровья" при осуществлении розничной торговли лекарственными препаратами не предусмотрена возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в помещения аптечной организации, на вывеске аптечной организации отсутствует информация о местонахождении организации (в соответствии с учредительными документами), в витрине обнаружены продукты питания, не входящие в перечень товара, разрешенного к отпуску из аптечных учреждений, не соблюдаются правила хранения лекарственных средств (препаратов) для медицинского применения, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н.
Уведомление от 22.04.2013 о составлении протокола об административном правонарушении 26.04.2013 вручено лично законному представителю общества - директору.
По установленным проверкой нарушениям 26.04.2013 главным специалистом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Хабаровского края в присутствии законного представителя общества составлен в отношении ООО "Формула здоровья" протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотренно частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд удовлетворил требование административного органа и привлек общество к административной ответственности, с чем соглашается суд апелляционной инстанции на основании следующего.
Требование о лицензировании фармацевтической деятельности установлено подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон N 99-ФЗ). Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Статьей 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее Закон N 61-ФЗ) установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям.
Согласно подпунктов "г", "з" пункта 5 Положения о лицензировании аптечные организации обязаны соблюдать правила отпуска и хранения лекарственных препаратов для медицинского применения.
Пунктом 6 Положением о лицензировании, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а"-"з" настоящего Положения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
В силу пункта 3.1 отраслевого стандарта аптечной организации следует предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Пунктом 2.8 Правил установлено, что аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее - Правила хранения лекарственных средств).
Согласно пункту 32 Правил хранения лекарственных средств, хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Кроме того, в силу пункта 3.3 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях, аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск", "Аптечный магазин"; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек. Наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.
Пунктом 2.5 отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, определен перечень разрешенных для реализации в аптечных учреждениях сопутствующих товаров.
Суд первой инстанции обосновано признал недоказанным факт нарушения общества в виде нахождения в реализации не входящего в перечень товара, разрешенного к отпуску из аптечных учреждений, товара: батончики мюсли с апельсиновым желе в молочной глазури - 4 упаковки, изготовитель: "TEKMAR SLOVENSKO s.r.o." (ТЕКМАР СЛОВЕНСКО с.р.о.), Словакия, поскольку в судебном заседании факт нахождения указанного товара на витрине, в ином доступной для обозрения покупателей месте и наличие на нем ценника не установлен. Хранение посторонних пищевых продуктов является иным нарушением, не вмененным обществу и не зафиксированным протоколом об административных правонарушениях.
Апелляционный суд по материалам дела установил, что на день проверки должностным лицом административного органа зафиксировано препятствие в доступе в аптеку маломобильных групп населения, кнопка вызова сотрудников аптеки отсутствовала. Это подтверждается фотографиями (л.д.53, 54), где видна бетонная плита непосредственно перед входом, что указывает на невозможность доступа в аптечное учреждение маломобильным группам населения по причине имеющегося перепада высот. Отклоняется довод апелляционной жалобы о непроизведенных замерах перепада высот, поскольку не требовалось профессиональных знаний строителя при явном визуальном препятствии для коляски инвалида. Имеющийся пандус для въезда к торговому комплексу из нескольких объектов в одной линии не является достаточным для обеспечения входа маломобильных групп населения непосредственно в аптеку, перед входом которой препятствие.
Апелляционным судом отклоняется довод жалобы о наличии соответствующей вывески с реквизитами, предусмотренными указанными выше нормативными документами. Из материалов дела (л.д.53-55) следует, что в день проверки на вывеске отсутствовала информация о местонахождении организации (в соответствии с учредительными документами). Ссылка общества на представленные им фотографии отклоняется судом, поскольку на них отсутствует дата производства снимка.
В Правилах хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (ред. от 28.12.2010) указано, что хранение в "прохладном месте" считается при температуре до +15 град.C. На момент проверки в помещении для хранения лекарственных препаратов в коробках при температуре +21,8 град.С (измерено гигрометром психрометрическим ВИТ-2, производственный N б 094 поверка 2012 года) выявлен термолабильный препарат, полифепан порошок для приема внутрь, 1 упаковка, производитель ЗАО "Сайнтек", Россия, серия 61112, условия хранения которого согласно маркировке на упаковке "хранить в прохладном месте".
После выявления нарушений в ходе проверки, во исполнение предписания административного органа общество дополнило вывеску информацией о нахождении в соответствии с учредительными документами и обустроило уклон перед входными дверями с учетом основных параметров, что отражено в письме общества от 25.05.2013 (л.д.116).
На основании изложенного, суд первой инстанции верно сделал вывод, что при осуществлении фармацевтической деятельности обществом были нарушены требования вышеуказанных нормотивных актов. Обстоятельства правонарушения, совершенные обществом, подтверждаются актом проверки от 12.12.2012, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.12.2012, письменными объяснениями, фотоматериалами.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Протокол от 26.04.2013 об административном правонарушении составлен в присутствии директора общества, которому разъяснялись права, что подтверждается его подписями в протоколе (л.д.11-12). Указание в протоколе номеров разъясненных статей требованиями КоАП РФ не предусмотрено. Место расположения в протоколе графы о разъяснении прав не указывает на то, что права не разъяснялись, либо были разъяснены позднее, чем представитель дал своим пояснения.
Апелляционным судом отклоняется довод общества о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи со следующим.
Руководителем министерства здравоохранения Хабаровского края 01.04.2013 в соответствии с ежегодным сводным планом проверок субъектов предпринимательства принято распоряжение N 435-р о проведении плановой выездной проверки ООО "Формула здоровья" с 16.04.2013.
Суду первой инстанции представлены копии чеков от 02.04.2013 почтового отделения к квитанции N 68000283945054 (совпадает с номером идентификатора) о направлении министерством корреспонденции обществу. Иная дата на почтовом штемпеле не влияет на содержание самой квитанции (л.д.23).
Согласно представленной обществом апелляционному суду информации сайта Интернет "Почта России" письмо N 68000283945054 поступило в почтовое отделения получателя 04.04.2013, которым проведена неудачная попытка вручения. Из представленного обществом апелляционному суду ответа ОСП Хабаровский почтамт от 19.08.2013 следует, что письмо N 68000283945054 почтальоном не вручено адресату по ул.Волочаевской, 17 (адрес соответствует данным ЕГРЮЛ) из-за отсутствия доверенного лица, оставлено извещение ф.22. Возвращено по обратному адресу по истечении срока хранения. Таким образом, сотрудник аптеки 04.04.2013 не принял корреспонденцию, не имел полномочий на её получение.
При таких обстоятельствах административным органом своевременно приняты меры к извещению общества о проведении предстоящей проверки. Неполучение корреспонденции по месту нахождения организации в связи с несовершением этим лицом действий по получению почтовой корреспонденции является риском юридического лица, которое и несет все неблагоприятные последствия.
Распоряжение о проведении проверки также было вручено директору общества в день проверки. Проверка проведена в присутствии директора общества, о чем свидетельствует её личная подпись.
Грубых нарушений проведения проверки, порядка, сроков привлечения к ответственности не установлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с оценкой суда первой инстанции обстоятельств дела, которые не являются исключительными для малозначительности административного правонарушения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.07.2013 по делу N А73-4883/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Формула здоровья" (ИНН 2723120007) из федерального бюджета ошибочно уплаченную согласно платежному поручению от 24.07.2013 N 471 государственную пошлину в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4883/2013
Истец: Министерство здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ООО "Формула здоровья"