г. Ессентуки |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А18-256/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Баканова А.П., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянско-фермерского хозяйства Льянова Мустафы Михайловича на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.06.2013 по делу N А18-256/2013
по заявлению главы крестьянско-фермерского хозяйства Льянова Мустафы Михайловича к Министерству экономического развития Республики Ингушетия
об оспаривании решений и действий (бездействия) министерства (судья Гелисханова Р.З.),
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства экономического развития Республики Ингушетия - Кодзоев М.- А. Ю. по доверенности N 1987/03 от 28.08.2013;
от Главы крестьянско-фермерского хозяйства Льянова Мустафы Михайловича - Батаев М.Б. по доверенности N 06АА0115340 от 10.09.2013;
Льянов Тагир Михайлович - лично,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.06.2013 по делу N А18-256/2013 в удовлетворении исковых требований главы крестьянско-фермерского хозяйства Льянова М.М. (далее - заявитель, глава КФХ Льянов М.М.) к Министерству экономического развития Республики Ингушетия (далее - министерство) об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.06.2013 по делу N А18-256/2013, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования главы КФХ Льянова М.М.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и неполно исследованы имеющиеся в деле доказательства.
Как указывает заявитель, согласно итоговому протоколу от 29.11.2012 года Министерство не заключило с заявителем договора. В качестве основания для незаключения договора Министерство сослалось на заключение межведомственной комиссии, образованной Указом главы Республики Ингушетия, согласно которому установлена очевидная невозможность получения ожидаемых результатов при реализации бизнес-проекта.
Истец также указывает, что ответчик в суде первой инстанции отметил, что причиной, по которой главе КФХ Льянов М.М. отказано в предоставлении гранта, явилось то, что согласно акту от 06.12.2012 года члена комиссии Куриева И.Б. им представлены недостоверные данные. Апеллянт считает, что Куриев И.Б. с ним не встречался и никем данные у заявителя не запрашивались.
Апеллянт указывает, что согласно п. 2 Положения гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела - субсидии индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) с последующим отчетом об их использовании.
Пунктами 8,20,21,22 Положения установлено, что конкурсный отбор проводится Конкурсной комиссией и по результатам рассмотрения заявок выносит решение о победителях конкурсного отбора и на основании протокола комиссии и приказа Министерства о предоставлении гранта в течение 20-ти дней заключается договор о предоставлении гранта с победителями конкурсного отбора.
По результатам конкурсного отбора от 29.11.2012 года Министерство не заключило договор о предоставлении субсидии (гранта) с истцом и обязательства по предоставлению дополнительных документов после принятия конкурсной комиссией решения о предоставлении заключении Договора Положением не предусмотрено.
По мнению апеллянта, оснований для отказа в предоставлении субсидии у Министерства не имелись.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители истца пояснили, что поддерживают доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика пояснил, что не признает апелляционную жалобу, поддерживает доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.06.2013 по делу N А18-256/2013 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.06.2013 по делу N А18-256/2013 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, постановлением Правительства Республики Ингушетия N 57 от 20.02.2009 г. утверждена Республиканская целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в республике Ингушетия на 2009 - 2012 гг." (далее - Программа), целью которой является обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Государственным заказчиком и разработчиком указанной Программы определено Министерство экономического развития Республики Ингушетия.
Основаниями для разработки Программы явились следующие нормативные правовые акты: Федеральный закон N 184-ФЗ от 06 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 209), Закон Республики Ингушетия N 31-РЗ от 30.12.2008 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия", Постановление Правительства Республики Ингушетия Nм 137 от 12 мая 2003 г. "О мерах государственной поддержки организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Ингушетия".
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами и во исполнение приказа Минэкономразвития России N 223 от 23.04.2012 г. "Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации", приказом Министра экономического развития Республики Ингушетия N 1 от 21.10.2011 г. утверждено Положение о порядке предоставления субсидий (грантов) начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, а именно возмещения части арендных платежей, стоимости приобретенных основных средств, материалов, методической и справочной литературы, обучения сотрудников, программного обеспечения, услуг по его обновлению, услуг по получению патентов, лицензий, свидетельств авторских прав, услуг на рекламу (далее - приказ N 1 от 21.10.2011 г. и Положение Минэкономразвития Ингушетии соответственно).
Положение Минэкономразвития Ингушетии содержит и критерии, и требования, предъявляемые к предпринимателям, участвующим в Программе.
Указом Главы Республики Ингушетия N 197 от 15.10.2012 г. создана Межведомственная комиссия Республики Ингушетия по конкурсному отбору заявок начинающих предпринимателей, претендующих на получение субсидии в целях возмещения части затрат по организации собственного дела в 2012 году (далее - Комиссия).
Конкурсный отбор проводится Комиссией. Согласно пункту 3.6. Положения Минэкономразвития Ингушетии конкурсные заявки рассматриваются на Комиссии без участия заявителя.
Объявлен конкурс 2 октября 2012 года на предоставление субсидии в целях возмещения части затрат.
Льянов М.М. подал заявку на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантов 29.10.2012 г. за порядковым номером 606.
Согласно заявлению Льянова М.М. при участии его в конкурсе по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства Министерство экономического развития Республики Ингушетия должно выплатить ему средства из бюджета Республики Ингушетия в виде субсидии, а он обязан использовать эти средства на указанные цели.
В силу пункта 1.3 Положения процедура конкурсного отбора включает в себя:
- подачу претендентами на получение гранта конкурсной заявки в уполномоченную Министерством экономического развития Республики Ингушетия организацию, осуществляющую функции по приему и проверке конкурсных заявок на предмет соответствия требованиям и условиям настоящего Положения (далее - Уполномоченная организация);
- рассмотрение и принятие решения межведомственной конкурсной комиссией, состав которой утверждается приказом Министерства на основании Указа Главы Республики Ингушетия с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей, по допущенным на конкурсный отбор заявкам претендентов;
- заключение Министерством с победителями конкурсного отбора договоров о предоставлении гранта.
Согласно пункту 4 того же Положения получатель гранта обязан использовать грант исключительно по целевому назначению в соответствии с бизнес-планом и заключенным договором о предоставлении гранта.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
В соответствии с частью 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Указанный в заявке адрес местонахождения КФХ не совпадает с адресом, указанным в бизнес-плане "Развитие крестьянско-фермерского хозяйства" (с. Джейрах, ул. Чикова, 12 по заявке, с.п. Джейрах, ул. Чикобава по бизнес-плану).
Согласно пункту 1.7. Положения к конкурсному отбору на предоставление грантов (далее - конкурсный отбор) допускаются вновь зарегистрированные и действующие менее 1 года с момента регистрации начинающие предприниматели, включая крестьянско-фермерские хозяйства и потребительские кооперативы, при условии их отношения непосредственно перед государственной регистрацией в соответствующей организационно-правовой форме к следующей приоритетной целевой группе получателей грантов:
- зарегистрированные безработные;
- работники, находящиеся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпуска без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);
- работники градообразующих предприятий;
- военнослужащие, уволенные в запас в связи сокращением Вооруженных сил Российской Федерации;
- субъекты молодежного предпринимательства (физические лица в возрасте до 30 лет; юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50%);
- субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к социальному предпринимательству, под которым понимается социально ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение следующих условий:
а) обеспечение занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди их работников составляет не менее 50%; а доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
б) предоставление услуг (производство товаров) в следующих сферах деятельности:
- содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости;
- социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях;
- выпуск периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
В соответствии с вышеизложенным и учитывая прием на работу инвалида II группы Льянова О.Д., 18.10.1969 г.р., глава крестьянско-фермерского хозяйства Льянов М.М. допущен к участию в конкурсном отборе как субъект социального предпринимательства.
На момент подачи конкурсной заявки Льяновым М.М., а точнее 29.10.2012 г., должность "разнорабочий" в представленном бизнес-плане обозначена вакантной.
Однако согласно приказу о приеме работника на работу, трудовому договору и записи в трудовую книжку, представленным в конкурсной документации, 1 июля 2012 года принят на работу по трудовому договору в качестве скотника Льянов О.Д.
Согласно договору купли-продажи сельскохозяйственных животных от 16.10.2012 продавцом МРС в количестве 53 голов значится Точиев Амирхан Курешович, зарегистрированный в с. Джейрах, ул. Мальсагова, 7, однако согласно приложенной копии паспорта им является Точиев Амирхан Курешевич, зарегистрированный в с. Джайрах. Указанный продавец работает по трудовому договору с Льяновым М.М. с 1 февраля 2000 года (выписка из приказа N 26 от 01.02.2000 г. и выписка из приказа N 15-К от 17.02.2009 г.).
Согласно вышеуказанному договору, акту приема-передачи сельскохозяйственных животных и акту приема-передачи денежных средств по договору фактически уплаченными расходами по приобретению являются 265 000 рублей.
Согласно пункту 9 Перечня документов для участия в конкурсном отборе по предоставлению грантов должны быть представлены нотариально заверенные копии документов, подтверждающих осуществление фактических расходов по реализации проекта, в том числе: при расчете наличными деньгами - договор аренды и/или договор купли-продажи, акты приемки оборудования и/или наличных денег, авансовый отчет, кассовый чек, товарный чек, накладная или квитанция к приходно-кассовому ордеру и накладная.
В связи с поступавшими от МВД, Следственного комитета и Управления экономической безопасности и противодействия коррупции в Минэкономразвития Республики Ингушетия запросами о мошеннических действиях и пресечении экономических, коррупционных, налоговых преступлений и членства капитана полиции УЭБиПК МВД по РИ Куриева И.Б. в Межведомственной комиссии Комиссией принято решение о привлечении к проверкам индивидуальных предпринимателей работников УЭБиПК МВД по РИ.
При выездной проверке членом Межведомственной комиссии - капитаном полиции УЭБиПК МВД по РИ Куриевым И.Б. составлен акт осмотра N 606, согласно которому факт наличия бизнеса не подтвержден. Представленная землянка также представлена ему как своя еще 3-мя индивидуальными предпринимателями - претендентами на получение субсидии (гранта). Указанное помещение, представленный корм не соответствуют требованиям содержания скота в 40 голов. Проверка проводилась 6 декабря 2012 года, в связи с чем скот не мог находиться на выпасе.
В отношении каждого индивидуального предпринимателя, подавшего документы для участия в конкурсном отборе по предоставлению гранта, составлен акт осмотра работниками УЭБиПК МВД по РИ.
По результатам конкурсного отбора и выездных проверок Комиссией из 990 заявок отобрано 336 победителей.
На основании итогового протокола межведомственной комиссии от 11.12.2012 г. приказом Минэкономразвития Республики Ингушетии о перечислении средств N 132 § 3 от того же числа утвержден список грантополучателей, прошедших конкурсный отбор. Льянов М.М. в данный протокол не включен в связи с тем, что не прошел конкурсный отбор.
Данный протокол опубликован в соответствии с Положением на официальном сайте Минэкономразвития Республики Ингушетии.
Однако итоговый протокол заседания межведомственной конкурсной комиссии по предоставлению субсидий (грантов) начинающим предпринимателям от 29.11.2012 г. в Минэкономразвития Республики Ингушетия не регистрировался и не передавался. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, не рассмотрев его как надлежащее доказательство.
13 декабря 2012 г. в Минэкономразвития Республики Ингушетии поступил протест Прокуратуры РИ (исх. N 7-37-2012).
21 декабря 2012 г. приказ N 1 от 21.10.2011 г. отменен. Представление N 7-37-2012 от 13.12.2012 удовлетворено.
Согласно ч. 1 ст. 1057 ГК РФ лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.
В соответствии с ч. 3 ст. 1057 ГК РФ публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.
Согласно ч. 5 ст. 1057 ГК РФ к публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 - 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.
В соответствии с ч. 5 ст. 448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Как указано в ч. 1 ст. 1059 ГК РФ решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе.
Согласно ст. 1061 ГК РФ лицо, объявившее публичный конкурс, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы.
Согласно пункту 9 Перечня документов для участия в конкурсном отборе по предоставлению грантов должны быть представлены нотариально заверенные копии документов, подтверждающих осуществление фактических расходов по реализации проекта, в том числе: при расчете наличными деньгами - договор аренды и/или договор купли-продажи, акты приемки оборудования и/или наличных денег, авансовый отчет, кассовый чек, товарный чек, накладная или квитанция к приходно-кассовому ордеру и накладная.
Базовым документом, подтверждающим намерение приобрести имущество, может быть договор или внутренний документ организации. Сам платеж производится с оформлением платежных документов: платежного поручения или расходного кассового ордера (п. п. 1.12, 5.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России N 383-П 19.06.2012, п. 4.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России N 373-П 12.10.2011).
Однако в большинстве случаев для подтверждения расхода недостаточно основного базового и платежного документов. Нужны еще и другие документы, в отсутствие которых нельзя сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены.
Это могут быть различные акты приема-передачи товаров (работ, услуг), счета на плату, выставляемые поставщиками (исполнителями), отгрузочные документы поставщиков, кассовые и товарные чеки и другие доказательства, указывающие на приобретение скота.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении заявления главы КФХ Льянова М.М. к Министерству экономического развития Республики Ингушетия об оспаривании решений и действий (бездействия) министерства противоречат закону, также исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклоняются судом апелляционной инстанции как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований главы КФХ Льянова М.М.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы, однако взысканию не подлежат, поскольку государственная пошлина в сумме 2000 руб. уплачена при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.06.2013 по делу N А18-256/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянско-фермерского хозяйства Льянова Мустафы Михайловича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-256/2013
Истец: Глава КФХ Льянов М. М., Глава Кфх Льянов Мустафа Михайлович
Ответчик: Министерство экономического развития РИ
Третье лицо: Министерство экономики и промышленности Республики Ингушетия