г. Москва |
|
19 сентября 2013 г. |
Дело N А40-155539/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Банина И.Н., судей: Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Добровольским А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2013 г. по делу N А40-155539/12, принятое единолично судьей Цыдыповой А.В. (шифр судьи 111-662) по иску РГУП "Чувашавтотранс" Минпрома Чувашии
(ОГРН 1022101129775, г. Чебоксары, ул. Гагарина, д. 20)
к Министерству финансов Российской Федерации
(ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
с участием Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 69 158 242, 73 руб.
при участии представителей:
от ответчика - Шиляев А.П. по доверенности от 11.12.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
РГУП "Чувашавтотранс" Минпрома Чувашии обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании за счет казны Российской Федерации 69 158 242 руб. 73 коп. убытков, возникших в связи с перевозкой истцом льготных категорий граждан.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2013 г. по делу N А40-155539/12 с Министерства финансов Российской Федерации в пользу РГУП "Чувашавтотранс" Минпрома Чувашии взысканы убытки в размере 69 158 242 руб. 73 коп. и расходы по уплате госпошлины в размере 200 000 руб.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с принятым решением, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прост обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик полагает, что при вынесении оспарваемого решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителей истца и третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выслушав представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, РГУП "Чувашавтотранс" Минпрома Чувашии - коммерческая организация, предметом деятельности которой является осуществление перевозок в пределах Чувашской Республики (г. Чебоксары) на городских и пригородных маршрутах автобусным транспортом на платной основе.
С января 2009 года по декабрь 2010 года включительно истец осуществлял перевозки пассажиров в пределах Чувашской Республики на городских и пригородных автобусных маршрутах, в том числе лиц, включенных в федеральный регистр льготников (имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета). На пригородных автобусных маршрутах на территории Чувашской Республики социальные перевозки выполнялись только РГУП "Чувашавтотранс" Минпрома Чувашии.
В целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Чувашской Республики в спорный период для граждан, меры социальной поддержки которых осуществляются за счет средств федерального бюджета действовал льготный проездной билет (ЛПБ), стоимость которого, а также порядок приобретения были установлены Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 314 от 15.12.2006 г.
Постановлением N 314 "О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров" также были утверждены Правила предоставления субсидий организациям автомобильного и водного транспорта на территории Чувашской Республики в целях компенсации убытков организаций транспорта в связи с реализацией единых социальных проездных билетов отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.2005 г. N 266 "О введении на территории Чувашской Республики единого социального проездного билета".
Во исполнение Постановления N 314 Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики был издан Приказ N 04-13/286 от 29.12.2006 г., которым был утвержден бланк ЛПБ, определен Перечень уполномоченных организаций, осуществляющих продажу ЛПБ, определена форма отчетности о реализации ЛПБ, утвержден Порядок распределения между организациями транспорта полученных от реализации денежных средств и определен Перечень пригородных автобусных маршрутов, городского и пригородного сообщений, транспортная работа которых учитывается при распределении денежных средств от реализации ЛПБ.
Социальные перевозки граждан автобусным транспортном оказывались истцом на основании указанного Приказа Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики N 04-13/286 от 29.12.2006 г.
Для расчета выпадающих доходов от перевозки пассажиров по ЛПБ в Чувашской Республике в спорный период действовала Методика расчета выпадающих доходов от перевозки по льготным проездным билетам, утвержденная заместителем министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики 14.02.2006 г. (т. 1, л.д. 53).
За 2009 и 2010 г.г. за перевозки на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, истец получил:
-15 619 185 руб. - от реализации ЛПБ в 2009 году;
-10 630 871, 75 руб. - субвенции из федерального бюджета в 2009 году;
-15 242 805 руб. - от реализации ЛПБ в 2010 году.
Субвенции из бюджета на компенсацию выпадающих доходов в 2010 году истцу не предоставлялись.
Вместе с тем субвенция в 2009 году и выручка от реализации ЛПБ не возместили полностью расходы на перевозку граждан, предъявляющих ЛПБ.
Фактически, убытки истца за 2009 и 2010 год составили 69 158 242 руб. 73 коп.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, Министерство финансов Российской Федерации не представило доказательств возмещения расходов истца в полном объёме.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
Расчет произведен истцом по Методике расчета выпадающих доходов от перевозки по льготным проездным билетам, утвержденной заместителем министра градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики 14.02.2006 г. Расчет судом проверен, признан обоснованным.
Разъяснение Методики представлено Министерством градостроительства и общественной инфраструктуры Чувашской Республики N 20/21 от 14.09.2010 г. (т. 1 л.д. 54-55).
N=(Qr xTr+ Qn хТп х WCP) - Р;
Где N - сумма выпадающих доходов на один ЕСПБ, руб.;
Qr - количество поездок в месяц на городских маршрутах -30 (установлено Методикой) - графа 4 Таблицы 2 и графа 3 Таблицы 4;
Qn - количество поездок в месяц на пригородных маршрутах -20 (установлено Методикой) - графа 3 Таблицы 1 и графа 3 Таблицы 3;
Тr - утвержденный тариф на городские перевозки - 9,00 руб. - 2009 год - 15.02.2010 г., 10,00 руб. - с 15.02.2010 г. по 31.12.2010 г. (т 1 л.д. 91, 89) графа 5 Таблицы 2 Расчета; и графа 4 Таблицы 4 Расчета;
Тп - утвержденный тариф на пригородные перевозки - 1.40 руб./км. - 2009 год -15.02.2010 г" 1.56 руб./км. - с 15.02.2010 г. по 31.12.2010 г. (т. 1 л.д. 91, 98);
Wcp - средняя дальность поездки одного пассажира в пригородном сообщении - утверждена Министерством градостроительства и социального развития Чувашской Республики (т. 1 л.д. 50) графа 4 Таблицы 1 и графа 4 Таблицы 3;
Р - стоимость ЕСПБ - 250 руб.
Далее, сумма выпадающих доходов за одного гражданина, воспользовавшегося льготным проездом (за один реализованный ЕСПБ), умножается на количество реализованных ЕСПБ.
Данные по количеству реализованных ЕСПБ и по количеству ЕСПБ, приходящихся на долю истца - с учетом коэффициента выполненной транспортной работы, подтверждаются следующими доказательствами - Письмом Минтранса Чувашской Республики N 20-30/509 от 29.08.2012 (т. 1 л.д.51) графа 3 Таблицы 2 и графа 2 Таблицы 4.
Средства, полученные от реализации ЕСПБ - Сводный отчет о проданных ЕСПБ и выполненной транспортной работе за 2009 и 2010 года (по каждому месяцу, с указанием количества ЕСПБ с учетом выполненной транспортной работы), заверенный Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, (т. 1, л.д. 26-49) графа 5 Таблицы 5;
Средства, перечисленные из бюджета на компенсацию убытков от перевозки, федеральных льготников подтверждены платежными поручениями (т. 1, л.д. 57-68) графа 6 Таблицы 5 и дополнительно подтверждены Письмом N 10/23 08660 от 24.08.2012 г. Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (т 1 л.д. 56);
Все представленные доказательства, которые подтверждают показатели, использованные в расчете, подтверждены первичными документами.
Определение размера убытков расчетным способом в данном деле является обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела и правовой позиции ВАС РФ о возможности использования расчетного способа определения размера убытков, исходя из конкретных обстоятельств дела ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества.
Примененный истцом способ расчета размера убытков позволяет соблюсти компенсаторную функцию гражданско-правового института убытков, так как в результате восстанавливается нарушенное имущественное положение истца, компенсируются его имущественные потери.
С учётом изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции всесторонне исследовал фактические обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам и принял решение в соответствии с действующим в спорный период законодательством. Постановления Президиума ВАС РФ, на которые указывает ответчик в жалобе, не имеют преюдициального значения для рассматриваемого дела.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции необоснованно изменил предмет иска. В частности, иск был заявлен к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд же взыскал убытки непосредственно с Министерства финансов РФ.
Кроме того, суд первой инстанции не учёл положения ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Данное обстоятельство является основанием для изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2013 г. по делу N А40-155539/12.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2013 г. по делу N А40-155539/12 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636) за счёт казны Российской Федерации в пользу РГУП "Чувашавтотранс" Минпрома Чувашии (ОГРН 1022101129775) убытки в сумме 69 158 242 (шестьдесят девять миллионов сто пятьдесят восемь тысяч двести сорок два) руб. 73 коп., государственную пошлину по иску 200 000 (двести тысяч) руб. 00 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1555539/2012
Истец: ГУП ЧР "Чувашавтотранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства ЧР
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29565/13