г. Хабаровск |
|
19 сентября 2013 г. |
Дело N А73-4392/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.
при участии в заседании:
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Избаш И.А., представитель по доверенности от 09.07.2013 N 09/97;
от ООО "ДальЕвроЛес": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края на решение от 17.06.2013 по делу N А73-4392/2013 Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Захаренко Е.Н.
по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес"
о взыскании 2 072 094,02 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053) (далее - Управление лесами) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" (ОГРН 1052740147602, ИНН 2717013462) (далее - ООО "ДальЕвроЛес" задолженности по договору аренды N 0049/2008 от 12.11.2008 за 1 квартал 2013 года в размере 2 072 094,02 рублей, из них: в федеральный бюджет - 1 295 058,75 рублей, в краевой бюджет - 777 035,27 рублей.
Решением от 17.06.2013 иск удовлетворен частично: с ООО "ДальЕвроЛес" в пользу Управления лесами взыскан долг по арендной плате в сумме 1 424 564,63 рублей, из них: в федеральный бюджет - 777 035,25 рублей, в краевой бюджет - 647 529,38 рублей.
В апелляционной жалобе Управление лесами, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить судебный акт, удовлетворив иск в полном объеме.
В обоснование жалобы указано на противоречие решения суда статьям 22, 73 Лесного кодекса РФ, статьям 431, 614 ГК РФ, постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
По мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что в случае исключения инвестиционного проекта из числа приоритетных инвестиционных проектов, арендная плата уплачивается арендатором за весь период пользования лесным участком без применения понижающего коэффициента.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ДальЕвроЛес" считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Управления лесами поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
ООО "ДальЕвроЛес", извещенное в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося ответчика.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Распоряжением губернатора Хабаровского края от 05.03.2008 N 91-р в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 419 утверждена заявка ООО "ДальЕвроЛес" на реализацию инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб.м клееной фанеры и 200 тыс.куб.м пиломатериалов" в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края (далее - инвестиционный проект).
12.11.2008 между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "ДальЕвроЛес" (арендатор) заключен договоры аренды лесного участка N 0049/2008.
Объектом аренды является лесной участок площадью 271 113 га, расположенный по адресу: Хабаровский край, муниципальный район имени Полины Осипенко, Кербинское лесничество, номера кварталов: 1-40, 44-48, 55-59, 64-87, 90-101, 104, 106-113, 116-127, 131, 132, 136-140, 146-160, 172-175, 181, 182, 184-204, 219-221, 224-239, 259-286, 302-317, 337-343, 354-372, 375, 376, 390-403, 418-428, 448-454, 471-476, 481-489, 491, 492, 494-496 Амгуньского участкового лесничества; номера кварталов: 796-801, 817-822, 831-835, 842, 843 Херпучинского участкового лесничества, условный номер лесного участка: 08:237:13:0049.
Лесной участок находится в федеральной собственности.
По акту приема-передачи от 12.11.2008 лесной участок передан в аренду обществу.
Согласно пункту 5 договора арендная плата составляет: в 2008-2019 годы - 5 040 767,16 рублей в год, в том числе 2 749 509,36 рублей - в краевой бюджет, 2 291 257,80 рублей - в федеральный бюджет; с 2020 года - 7 332 024,96 рублей в год, в том числе 2 749 509,36 рублей - в краевой бюджет, 4 582 515,60 рублей - в федеральный бюджет.
В соответствии с подпунктом 1.1 постановления Правительства Российской Федерации N 310 с момента государственной регистрации договора до окончания заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта "Производство 190 тыс.куб.м клееной фанеры и 200 тыс.куб.м пиломатериалов" в пос.Харпичан Солнечного района Хабаровского края" размер арендной платы устанавливается с применением коэффициента 0,5 (пункт 6 договора).
Согласно пункту 7 договора по соглашению сторон размер арендной платы устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, с учетом применения коэффициента 1,5 к ставкам платы, устанавливаемым в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ. Указанный коэффициент может быть изменен по соглашению сторон, но не чаще одного раза в год.
Арендатор вносит арендную плату с момента государственной регистрации договора - ежеквартально, согласно приложению N 4 в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представляет в течение 1 месяца по истечении установленного с рока внесения арендной платы арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункт 8 договора).
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ (пункт 9 договора).
Срок действия договора согласован сторонами с момента государственной регистрации по 22.12.2030 (пункт 23 договора).
Договор прошел государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области 26.11.2008.
В силу пункта 13 договора арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, Хабаровского края; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; построить в пос. Харпичан Солнечного района Хабаровского края завод по производству 190 тыс.куб.м клеевой фанеры в год и лесопильный завод с годовым объемом производства 200 тыс.куб.м пиломатериалов; в соответствии с проектом организовать производство клееной фанеры: выполнение проектной документации и ее экспертизы с 01.07.2009 по 31.12.2010, строительство завода - с 01.01.2011 по 31.03.2012, ввод производственных мощностей и выпуск 95 тыс.куб.м фанеры в 2012 году, выход на проектную мощность - 190 тыс.куб.м в 2015 году; в соответствии с проектом организовать производство пиломатериалов: выполнение проектной документации и ее экспертиза с 01.07.2008 по 31.03.2009, строительство лесопильного завода с 01.04.2009 по 31.03.2011, ввод производственных мощностей с выпуском 100 тыс.куб.м пиломатериалов в 2011 году, выход на проектную мощность в 2014 году; своевременно предоставлять арендодателю отчеты о ходе выполнения инвестиционного проекта.
Согласно пункту 16 договора при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных проектов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование лесными участками в полном объеме за весь период использования.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.08.2012 N 1185 инвестиционный проект исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Ссылаясь на указанное обстоятельство, определение договором как льготного, так и полного размера арендной платы, наличие задолженности по оплате за пользование лесным участком за 1 квартал 2013 года, Управление лесами обратилось с настоящим иском в суд.
Полномочия истца по взысканию задолженности, образовавшейся в связи с использованием лесов, предусмотрены пунктом 3.25 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя истца, оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает решение подлежащим изменению.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, порядок и сроки внесения которой определяются договором.
Удовлетворяя заявленные требования в сумме 1 424 564,63 рублей и отказывая в удовлетворении остальной части иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия дополнительного соглашения к договору аренды или внесения изменения в договор.
При этом, суд пришел к выводу о том, что исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов не порождает у общества обязанность уплатить арендную плату в полном объеме без понижающего коэффициента 0,5.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
Согласно абзацу второму пункта 20 постановления Правительства Российской Федерации N 419 и пункту 16 договора аренды в случае исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных проектов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования лесным участком.
В соответствии с пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Поскольку приказом Минпромторга России от 22.08.2012 N 1185 инвестиционный проект ответчика исключен из перечня приоритетных, для арендатора инвестиционный проект является окоченным с даты издания приказа.
В этой связи арендатор обязан уплатить в полном объеме арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесными участками без применения понижающего коэффициента 0,5.
Согласно расчету истца, произведенному в соответствии с пунктом 9 договора, задолженность по арендной плате за 1 квартал 2013 года в связи с исключением инвестиционного проекта из числа приоритетных инвестиционных проектов составила 2 072 094,02 рублей, в том числе в федеральный бюджет - 1 295 058,75 рублей, в краевой бюджет - 777 035,27 рублей.
Ставки и коэффициенты, использованные в расчете, соответствуют ставкам и коэффициентам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации N 310 и Федеральных законах от 24.07.2007 N 198-ФЗ; от 03.12.2012 N 216-ФЗ.
При заключении договора аренды в 2008 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" коэффициент составлял 1,15; в 2013 году коэффициент составил 1,3.
Согласно приложению N 4 к договору аренды лесного участка N 0049/2008 от 12.11.2008 в федеральный бюджет арендная плата составляла в 2008 году 1 145 628,90 рублей, в краевой бюджет - 687 377,34 рублей.
В 2013 году размер арендной платы в федеральный бюджет составил 1 295 058,75 рублей (1 145 628,90:1,15*1,3=1 295 058,75 рублей); в краевой бюджет - 777 035,27 рублей (687 377,34:1,15*1,3= 777 035,27 рублей).
Всего: 2 072 094,02 рубля (1 295 058,75+777 035,27=2 072 094,02 рубля).
Расчет истца апелляционным судом проверен и признан правильным.
Учитывая факт исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов, предоставлявшего льготу по арендной плате с применением понижающего коэффициента, согласование в договоре аренды как льготного, так и полного размера арендной платы (пункты 5 - 7 договора, Приложение N 4 к договору), вывод суда о необходимости внесения изменений в договор либо заключения дополнительного соглашения, является неверным.
Таким образом, за пользование лесным участком по договору N 0049/2008 от 12.11.2008 за 1 квартал 2013 года, в связи с исключением инвестиционного проекта из перечня приоритетных, арендная плата подлежит исчислению в соответствии с нормативными актами уполномоченного органа без применения понижающего коэффициента.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит изменению: с ООО "ДальЕвроЛес" в пользу Управления лесами Правительства Хабаровского края подлежит взысканию задолженность по арендной плате за пользование лесным участком за 1 квартал 2013 года в сумме 2 072 094,02 рубля, из них: в федеральный бюджет - 1 295 058,75 рублей, в краевой бюджет - 777 035,27 рублей.
Доводы апелляционной жалобы, в связи с изложенным, признаются обоснованными.
На основании части 1 статьи 110 АПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 33 360,47 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 17.06.2013 по делу N А73-4392/2013 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" (ОГРН 1052740147602, ИНН 2717013462) в пользу Управления лесами Правительства Хабаровского края (ОГРН 1072721021020, ИНН 2721153053) задолженность по арендной плате за 1 квартал 2013 года в сумме 2 072 094,02 рубля, в том числе в федеральный бюджет - 1 295 058,75 рублей, в краевой бюджет - 777 035,27 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ДальЕвроЛес" (ОГРН 1052740147602, ИНН 2717013462) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 33 360,47 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4392/2013
Истец: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "ДальЕвроЛес"