г. Вологда |
|
19 сентября 2013 г. |
Дело N А66-3464/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маховой Е.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ГРАНДЕКС" Литвинова А.О. по доверенности от 16.09.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области на определение Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2013 года по делу N А66-3464/2013 (судья Калита И.В.),
установил:
администрация муниципального образования Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области (ОГРН 1056900212830; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ГРАНДЕКС" (ОГРН 1116952020481; далее - Общество), о расторжении муниципального контракта N 0136300033512000049-0152758-02 на выполнение работ по объекту "Техническое перевооружение теплоснабжения с.Пушкино Верхневолжского сельского поселения Калининского района Тверской области".
Определением Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2013 года заявление оставлено без рассмотрения.
Администрация с определением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, просит определение отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что заказчиком было направлено подрядчику уведомление о расторжении контракта, являющееся предложением расторгнуть контракт. Ответ подрядчика на данное предложение в тридцатидневный срок получен не был. Направленное уведомление о расторжении контракта с приложенными документами были возвращены службой почтовой связи заказчику с указанием, что Общество не располагается по указанному адресу. В связи с этим истцом при направлении уведомления о расторжении муниципального контракта без приложения соглашения о расторжении муниципального контракта не были нарушены права подрядчика.
Общество в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 18.06.2012 Администрация (заказчик) и Общество (подрядчик) на основании протокола от 25.05.2012 N 0136300033512000049-3 открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту "Техническое перевооружение теплоснабжения с. Пушкино Верхневолжского сельского поселения Калининского района Тверской области" был заключен муниципальный контракт N 0136300033512000049-0152758-02 на выполнение работ по объекту "Техническое перевооружение теплоснабжения с. Пушкино Верхневолжского сельского поселения Калининского района Тверской области" (далее - Объект).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 муниципального контракта подрядчик ознакомлен с проектной документацией на строительство Объекта и не имеет замечаний, увеличивающих цену Контракта и сроки выполнения работ. Содержание и сроки выполнения этапов работ по строительству Объекта определяются графиком производства работ, составляющим неотъемлемую часть Контракта согласно приложению N 1.
Стоимость работ по контракту определена в пункте 2.1 в сумме 13 898 990 руб. 67 коп., в том числе НДС 18%.
Главой 4 муниципального контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить все работы, предусмотренные пунктом 1.1 контракта, в сроки, установленные графиком производства работ. Подрядчик обязан приступить к работам с момента подписания акта приема - передачи ему технической документации и строительной площадки и сдать объект в эксплуатацию в течение 90 (девяноста) календарных дней. Моментом окончания работ считать дату подписания комиссией акта о приемке законченных работ (пункт 4.1).
Срок действия контракта: с момента подписания контракта и до выполнения сторонами своих обязательств по настоящему контракту и урегулирование взаимных расчетов (пункт 4.2).
В девятой главе контракта стороны определили порядок изменения и дополнения контракта, предусмотрев в пункте 9.2, что досрочное расторжение Контракта может иметь место по соглашению сторон либо по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, с возмещением понесенных убытков.
Пунктом 9.5 предусмотрено, что сторона, решившая расторгнуть контракт, направляет письменное уведомление другой стороне; в течение 30 дней стороны рассматривают уведомление и принимают решение о расторжении либо об отказе в расторжении контракта.
Ссылаясь на то, что ответчиком нарушен срок выполнения работ по настоящему контракту, истец обратился в суд с настоящим иском с требованием о его расторжении.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу, пришел к выводу о том, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора по расторжению контракта, поскольку отсутствуют доказательства направления ответчику соглашения о расторжении контракта.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона N 94-ФЗ расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 60 постановления от 01.07.1996 N 618 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спор о расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 ГК РФ. Требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучением ответа в срок, указанный в претензии или установленный законом либо договором, и при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 9.5 контракта, сторона решившая расторгнуть контракт, направляет письменное уведомление другой стороне. В течение 30 дней стороны рассматривают уведомление и принимают решение о расторжении либо об отказе в расторжении контракта.
Истцом в материалы дела представлено уведомление о расторжении муниципального контракта от 20.12.2012 N 1144 (т. 1, л. 82-83). Данное уведомление направлено Обществу по адресу: 170100, Тверская обл., г. Тверь, ул. Лидии Базановой, д. 5, оф. 19.
Направленное уведомление о расторжении контракта с приложенными документами было возвращено службой почтовой связи заказчику с отметкой "истек срок хранения". Направление соглашения о расторжении контракта условиями заключенного контракта не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции считает, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования данного спора, предусмотренный статьей 452 ГК РФ, в связи с этим у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для оставления иска без рассмотрения.
На основании изложенного определение суда подлежит отмене, а вопрос направлению для рассмотрения в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Тверской области от 12 июля 2013 года по делу N А66-3464/2013 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-3464/2013
Истец: Администрация муниципального образования "Верхневолжское сельское поселение Калининского района Тверской области"
Ответчик: ООО "Грандекс"
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6285/14
12.05.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-3464/13
19.09.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8267/13
12.07.2013 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-3464/13