г. Москва |
|
19 сентября 2013 г. |
Дело N А40-5564/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Седова С.П.,
Судей: Лящевского И.С., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саутиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело N А40-5564/13
по иску Открытого акционерного общества "Яргорэлектротранс" (ОГРН 1117602000064, 150044, г. Ярославль, ул. Ленинградский проспект, д. 37)
к 1) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1), 2) Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области (ОГРН 1027600695363, 150000, г. Ярославль, ул. Андропова, д.9/9)
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Семикин Д.С. по доверенности от 19.12.2012 г.;
от ответчика: 1) Филатов О.С. по доверенности N 01-10-08/109 от 25.12.2012 г.,
2) Троицкая Л.В. по доверенности от 29.07.2013 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Яргорэлектротранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании убытков причиненных перевозкой льготных категорий граждан с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в сумме 115.612.624,29 рублей и с Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области в сумме 236.958.700,70 рублей.
Решением от 29 мая 2013 года Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении исковых требований.
Истец не согласился с решением и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, удовлетворить иск в полном объеме.
В соответствии с ч. 6 ст. 268 АПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
При исследовании материалов дела апелляционным судом установлено, что 19 марта 2013 года состоялось судебное заседание, в котором была закончена подготовка к судебному заседанию и вынесено определение о назначении судебного заседания.
Протокол указанного судебного заседания не подписан судьей и секретарем (л.д. 71 т. 2), что фактически свидетельствует об отсутствии данного протокола.
В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является отсутствие в деле протокола судебного заседания или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 155 настоящего Кодекса.
В связи с этим апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в соответствии с частью 6-1 ст. 268, ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истеца поддержал исковые требования.
Ответчики возражали против удовлетворения иска, указывая на то, что истцу возмещены расходы на перевозку льготной категории граждан в полном объеме.
Рассмотрев дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, оценив их доводы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
К указанным выводам апелляционный суд пришел на основании следующих обстоятельств и норм права.
Исковые требования о взыскании понесенных истцом убытков предъявлены в связи с обеспечением истцом в 2009 году равной доступности услуг городского трамвайно-троллейбусного транспорта для граждан, включенных в федеральный и региональный регистр льготников.
В обоснование своей позиции истец ссылается на положения постановления Администрации Ярославской области от 19.12.2006 N 331 "О порядке организации проезда отдельных категорий граждан" и постановление мэра г. Ярославля от 27.06.20 08 N 1858 "О системе проездных билетов долговременного пользования в городском пассажирском транспорте".
По мнению истца, данными нормативными правовыми актами органами государственной власти была установлена мера социальной поддержки по проезду на общественном транспорте для граждан льготных категорий в Ярославской области в виде проезда по единому льготному проездному билету, имеющему меньшую стоимость.
Указанная позиция истца нельзя признать обоснованной, поскольку это не соответствует сложившейся на территории Ярославской области системе мер социальной поддержки, а также действующим в спорный период нормативным правовым актам.
В целях реализации полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области Законом Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з утвержден Социальный кодекс Ярославской области, вступивший в силу с 01.01.2009 г. Статьей 58 Социального кодекса Ярославской области предусмотрено предоставление социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области отдельным категориям граждан предоставляется социальная услуга по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в городском автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) постоянно на всей территории Ярославской области.
Указанная услуга предоставляется ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, ветеранам труда Ярославской области, реабилитированным лицам, гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам, сопровождающим в поездке инвалида, которому установлена I группа инвалидности, или ребенка-инвалида, почетным донорам, гражданам, имеющим право на дополнительную социальную поддержку.
Приказом департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.06.2008 N 30 была установлена стоимость разовой поездки в городском сообщении на территории города Ярославля в размере 10 рублей.
Какие-либо дополнительные тарифы при этом не устанавливались.
Порядок предоставления услуги в 2009 году регулировался постановлением Администрации Ярославской области от 19.12.06 N 331 "О порядке организации проезда отдельных категорий граждан".
Данными нормативным правовым актом установлено право разовой льготной поездки для определенных категорий граждан.
Предоставление льготного месячного проездного билета, дающего право на неограниченное количество поездок субъектом Российской Федерации не предусмотрено.
Рассматриваемые полномочия по предоставлению льгот и порядка их реализации органам местного самоуправления не передавались.
Возмещение выпадающих доходов транспортных предприятий, возникающих в связи с предоставлением гражданам социальной услуги при проезде в транспорте общего пользования, осуществлялось в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 19.12.2006 N 331 и на основании договоров, заключенных уполномоченным органом власти Ярославской области с перевозчиком.
Во исполнение указанного постановления с истцом был заключен договор N 1Л02 от 28.01.09г. на компенсацию, как за региональных, так и за федеральных категорий льготников.
Указанный договор исполнен сторонами в полном объеме, что подтверждается приобщенными к материалам дела актами выполненных работ и сводными отчетами о количестве перевезенных граждан, имеющих право на получение социальной услуги.
Обязательства в рамках указанного договора исполнены полностью, что подтверждается справкой об объемах финансирования и реестрами платежных поручений, копии которых приобщены к материалам дела.
Тем самым, обязательства, которые были приняты ответчиками по обеспечению равной доступности транспортных услуг для граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, финансируемой за счет средств федерального и регионального бюджета ответчиками исполнены.
Как указано в преамбуле, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.
Рассматриваемый федеральный закон не содержит положений, предоставляющих органам местного самоуправления право устанавливать меры социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств федерального или областного бюджета.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные, меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В рамках указанной правовой нормы Постановлением мэра г. Ярославля от 27.06.2008 N 1858 установлены дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан в виде права на приобретение льготного месячного проездного билета.
Подобный единый льготный месячный проездной билет действовал исключительно на территории городя Ярославля и не действовал в других местностях Ярославской области.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансирование дополнительных мер социальной поддержки, установленных органами местного самоуправления, не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 86 БК РФ, расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В соответствии с пунктами 1, 2.71 решения Муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" ветераны, инвалиды, а также граждане, которым в соответствии с нормативными правовыми актами Ярославской области предоставляются отдельные виды социальных услуг, имеют право на дополнительные меры социальной поддержки, в том числе на право приобретения единого льготного проездного билета, за счет средств городского бюджета.
Порядок предоставления хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров городским автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (кроме перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок), субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельными категориями граждан утвержден постановлением Мэрии города Ярославля 03.02.2009 N 195.
Пунктами 1.1. и 1.3. указанного постановления также установлено, что субсидия предоставляется за счет средств городского бюджета.
Пунктом 3.4. договора N . 19 от 19.02.2009, заключенного между истцом и органами местного самоуправления г. Ярославля (департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля) также закреплена обязанность органов местного самоуправления по возмещению выпадающих доходов.
В соответствии с положениями ст. 139 БК РФ и п. 3 постановления Администрации Ярославской области от 19.12.2006 N 331 в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, Законом Ярославской области от 08.12.2008 N 59-з "Об областном бюджете на 2009 год" был предусмотрен межбюджетный трансферт в размере 39.700.000,00 рублей.
Финансирование осуществлялось по заявительному принципу в соответствии с Порядком предоставления и расходования межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к совместному ведению Российской Федерации и Ярославской области, по решению органов местного самоуправления муниципальных образований области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 11.02.2009 N 104-п.
Заявки городского округа г. Ярославль по обращению органов местного самоуправления выполнены в полном объеме в размере 39.700.000 рублей, что подтверждается приобщенным к материалам дела реестром платежных поручений, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Ссылка истца на постановление Правительства Ярославской области от 11.02.2009 N 104-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к совместному ведению Российской Федерации и Ярославской области, по решению органов местного самоуправления муниципальных образований области" не может быть принята во внимание, поскольку предоставление муниципальному образованию субсидии (ст. 139 БК РФ) или иного межбюджетного трансферта (139.1 БК РФ) не означает принятие субъектом Российской Федерации расходных обязательств органов местного самоуправления.
Ссылку истца на Постановление ВАС РФ N 2696/11 от 22.05.12г. является необоснованной, поскольку в спорном случае речь идет не об установленном субъектом РФ порядке проезда льготников, а о дополнительной мере, введенной муниципальным образованием в дополнение к порядку перевозки льготных категорий граждан, установленному на уровне субъекта РФ - Ярославской области.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2013 г. по делу N А40-5564/13 отменить по безусловному основанию.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5564/2013
Истец: ОАО "Яргорэлектротранс"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов в РФ, Ярославская область в лице Департамента финансов Ярославской области