г. Санкт-Петербург |
|
20 сентября 2013 г. |
Дело N А56-12324/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от истца: Катышева Д.В. по дов. от 09.01.2013 N 153
от ответчика: Прыгичева А.В. по дов. от 08.07.2013 N 01-19/5842, Хандусенко О.А. по дов. от 15.02.2013 N 01-19/1192
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14068/2013) ОАО "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2013 по делу N А56-12324/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ОАО "Славянка"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
открытое акционерное общество "Славянка" (129110, г. Москва, Суворовская площадь, д. 2, строение 3, ОГРН 1097746264219) (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу (далее - департамент, административный орган) от 18.02.2013 N 14-327/2012 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.06.2013 в удовлетворении заявленных требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2013 по делу N А56-12324/2013 и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что на день вынесения оспариваемого постановления Министерство обороны РФ не является собственником КОС, в связи с чем ответственность за техническое обслуживание данного объекта необоснованно возложена на ОАО "Славянка".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества апелляционную жалобу поддержал, представитель департамента против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.10.2012 Военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона совместно с департаментом проведена выездная проверка по факту сброса неочищенных сточных вод в ручей Сертоловский и далее - в р.Черная в г.Сертолово Всеволожского района Ленинградской области.
В ходе проверки был произведен осмотр территории объекта по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Сертолово, мкр. Сертолово-1, ул. Индустриальная, д. 14, корп. 5, территория канализационных очистных сооружений (далее - КОС), принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации.
В результате осмотра установлено, что КОС длительное время находятся в неудовлетворительном состоянии, практически работают в режиме механической очистки, биологическая стадия (биофильтры) не функционирует, иловые площадки заброшены. На КОС по подводящему коллектору D = 400 мм поступают хозбытовые сточные воды от мкр. Сертолово-1. Сброс сточных вод после КОС по отводящему коллектору D = 400 мм осуществляется в водный объект - руч. Сертоловский, впадающий в р.Черная. Сброс неочищенных хозбытовых сточных вод от мкр. Сертолово-2 осуществляется по аварийному выпуску указанных очистных сооружений (подводящий коллектор D = 800 мм, который при сбросе в водный объект разделяется на два отводящих коллектора D = 400 мм). Сброс осуществляется в ручей Сертоловский, минуя очистные сооружения. Очистные сооружения расположены от этого коллектора на расстоянии около 200 м.
В ходе выездной проверки 02.10.2012 специалистом лаборатории ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" были произведены отборы проб сточных вод (акт отбора проб воды N 543.1.12 от 02.10.2012) в следующих точках:
проба N 1 - сточная вода после КОС, отбор из трубы выпуска на береговом склоне канавы и далее в руч.Сертоловский, координаты места отбора: 60°08'14,0" с.ш., 30° 11*26,4" в.д.
проба N 2 - неочищенная сточная вода из выпуска коллектора D - 800 мм, отбор из тубы примерно в 15 м до ручья Сертоловский, координаты места отбора: 60°08'12,2" с.ш., 30°11'26,1" в.д.
проба N 3 - сточная вода на входе на КОС, отбор из приемного колодца.
Результаты анализов проб сточной воды, отобранных 02.10.2012, отражены в протоколах количественного химического анализа N 1524.12.В от 10.10.2012, N1525.12.В от 10.10.2012, N 1526.12.В от 10.10.2012.
Экспертным заключением N 077-Э-12.от 22.10.2012 установлено, что очистные сооружения ОАО "Славянка" работают недостаточно эффективно (очистка по взвешенным веществам составляет 44%, по БПК - 63%). Увеличение содержание в стоках после очистки фосфора фосфатов, фосфора общего и азота аммонийного указывает на переменный (нестабильный) состав сточных вод и недостаточное усреднение стоков на очистных сооружениях (в момент контроля до и после ОС отбирались пробы, пришедшие на очистку в разное время).
По результатам проведенных исследований в сточной воде выпуска после очистных сооружений, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации и переданных в эксплуатацию ОАО "Славянка", обнаружены превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с ПДКрыб/хоз по следующим показателям: БПКполн. - 29 раз, азот аммонийный - 85 раз, фосфор фосфатов - 22,5 раз, нефтепродукты - 5,6 раза, АПАВ - 5,0 раз, фенол - 3,2 раза, алюминий - 12,3 раза, железо общее - 20 раз, марганец - 10,8 раза, медь - 23 раза, цинк - 12 раз, что может повлечь загрязнение водного объекта (ручей Сертоловский). В сточной воде выпуска коллектора Ш800 мм при сбросе в руч. Сертоловский, установлены превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с ПДКрыб/хоз по следующим показателям: БПКполн. - 42 раза, азот аммонийный - 55 раз, фосфор фосфатов - 12 раз, нефтепродукты - 54 раза, АПАВ - 7,2 раза, фенол - 10 раз, алюминий - 10,5 раза, железо общее - 26 раз, марганец - 38 раз, медь - 15 раз, цинк - 11,6 раза, что может повлечь загрязнение водного объекта (ручей Сертоловский).
По результатам совместной проверки государственным инспектором департамента представлена справка о результатах проверки, проводимой прокуратурой Ленинградской области с привлечением департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, на основании которой военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона 17.10.2012 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО "Славянка" по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ и направлено в Департамент для проведения административного расследования и принятия решения по существу.
В ходе проведения административного расследования установлено, что согласно государственному контракту N 1-ВКХ от 14.07.2011 с дополнительным соглашением N 1 от 28.04.2012, заключенному между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка", ОАО "Славянка" является единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Таким образом, ОАО "Славянка" является организацией, оказывающей комплекс мероприятий, выполняемых по отведению и очистке сточных вод с использованием объектов канализационного хозяйства.
В связи с вышеуказанным контрактом Министерство обороны Российской Федерации передало в эксплуатацию ОАО "Славянка" комплекс очистных сооружений, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Сертолово, мкр. Сертолово-1, ул. Индустриальная, д. 14, корп. 5, который состоит из здания решеток (инв. N 241), здание хлораторной (инв. N 242) и здания КНС (инв. N 240), а также сети водоотведения мкр. Сертолово-1 общей протяженностью 900 м.
В рамках административного расследования, с целью проведения количественного химического анализа качества сточных вод, сбрасываемых предприятием в водный объект (руч. Сертоловский), и определения эффективности работы очистных сооружений департаментом определением N 14-327/2012 от 29.10.2012 назначено проведение аналитической экспертизы, которое поручено ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО".
С целью проведения экспертизы 31.10.2012 и 08.11.2012 сотрудником ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" в присутствии государственного инспектора департамента, представителей филиала "Санкт-Петербургский" ОАО "Славянка" и двух понятых были отобраны пробы сточной воды на выпуске в руч. Сертоловский после КОС, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации и переданных в эксплуатацию ОАО "Славянка" (отбор из трубы выпуска из падающей струи на склоне канавы, впадающей в руч. Сертоловский), на входе на КОС (отбор из приемного колодца КОС), а также природной воды (руч. Сертоловский) и на выпуске в руч. Сертоловский (неочищенная сточная вода из выпуска подводящего коллектора D = 800 мм). Пробы от 31.10.2012:
Проба N 1 - выпуск сточных вод от подводящего коллектора D = 400 мм в руч. Сертоловский после КОС (отбор из трубы выпуска из падающей струи на склоне канавы, впадающей в руч. Сертоловский, координаты места отбора: 60°08Т4,1" с.ш., 30°1176,6" в.д.). Пломба N С1183532.
Проба N 2 - сточная вода из выпуска канализационного коллектора Ш800 мм ("аварийного") в ручей Сертоловский (отбор из трубы выпуска из падающей струи на склоне руч. Сертоловский (в 7-8 м до ручья), координаты места отбора 60°08'12,2" с.ш., 30°11'26,0"в.д.). Пломба N СП 83531.
Проба N 3 - природная вода руч. Сертоловский примерно в 150-200 м выше места впадения стоков с КОС (отбор с середины ручья с поверхностного горизонта, после трубы под автодорогой, ведущей к заводу ЖБИ, координаты места отбора: 60°08'23,7" с.ш., 30°11'35,7" в.д.). Пломба N С1183533.
Проба N 4 - природная вода руч. Сертоловский примерно в 100-150 м ниже места впадения стоков с КОС (отбор примерно 1 м от правого берега ручья с поверхностного горизонта, координаты места отбора: 60°08'09,9 с.ш., 30°1Г25,0" в.д.). Пломба N СП 83536.
В районе КОС, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации и переданных в эксплуатацию ОАО "Славянка", левый берег руч. Сертоловский низкий и заболоченный, правый берег крутой, обрывистый. Берега ручья поросли кустарником. Выше выпуска КОС по берегам ручья расположены промышленные предприятия, территория которых ограждена бетонным забором, подход к ручью там невозможен. Поэтому отбор проб природной воды руч. Сертоловский проводился в 150-200 м выше и в 100-150 м ниже выпуска КОС, в местах, доступных для отбора проб воды. Пробы упакованы в полиэтиленовые пакеты, опломбированы и помещены в термоконтейнеры.
По факту отбора сотрудником ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" составлен акт отбора проб воды от 31.10.2012 N 613.1.12. Государственным инспектором департамента составлен протокол взятия проб и образцов от 31.10.2012 N14-327/2012.
По результатам проведенных исследований в пробе сточной воды, отобранной 31.10.2012 на выпуске КОС, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации и переданных в эксплуатацию ОАО "Славянка", при сбросе сточных вод в ручей Сертоловский, обнаружены превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с ПДКрыб/хоз по следующим показателям: БПКполн. - 31 раз, ХПК -11,7 раза, азот аммонийный - 95 раз, азот нитритов - 25 раз, фосфор фосфатов - 32 раза, нефтепродукты - 19,4 раза, АПАВ - 2,6 раза, фенол - 1,9 раза, алюминий - 20 раз, железо общее - 28 раз, марганец - 18 раз, медь - 38 раз, цинк - 22 раза.
По результатам проведенных исследований в пробе сточной воды, отобранной 31.10.2012 на выпуске канализационного коллектора г. Сертолово Ш800 мм ("аварийный" выпуск) при сбросе сточных вод в ручей Сертоловский, обнаружены превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с ПДКрыб/хоз по следующим показателям: БПКполн. - 104 раза, ХПК - 15,3 раза, азот аммонийный - 78 раз, фосфор фосфатов - 20,5 раз, нефтепродукты - 10,8 раза, АПАВ - 3,5 раза, фенол -9,3 раза, алюминий - 10,8 раза, железо общее - 21 раз, марганец - 33 раза, медь - 20 раз, цинк - 15 раз.
Пробы от 08.11.2012:
Проба N 1 - сточная вода из выпуска канализационного коллектора Ш800 мм ("аварийного") в ручей Сертоловский (отбор из трубы выпуска из падающей струи на склоне руч. Сертоловский (в 7-8 м до ручья). Пломба N C1183161.
Проба N 2 - выпуск сточных вод от подводящего коллектора D = 400 мм в руч. Сертоловский после КОС (отбор из трубы выпуска из падающей струи на склоне канавы, впадающей в руч. Сертоловский). Пломба N C1183162.
Проба N 3 - сточная вода на входе на КОС (отбор из приемного колодца КОС). Пломба NС1183163.
Пробы упакованы в полиэтиленовые пакеты, опломбированы и помещены в термоконтейнеры.
По результатам отбора проб сотрудником ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" составлен акт отбора проб воды от 08.11.2012 N 636.1.12. Государственным инспектором составлены протоколы взятия проб и образцов от 08.11.2012 N14-327/2012, N14-326/2012.
Административным органом установлено, что на момент контроля ОАО "Славянка" (филиал "Санкт-Петербургский" ОАО "Славянка"), являясь водопользователем, не имело действующего разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду по выпуску после КОС.
По результатам проведения анализов отобранных проб ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" составлены экспертные заключения N 092-Э-12 от 19.11.2012, N093-3-12 от 21.11.2012, согласно которым на выпуске сточных вод после КОС г. Сертолово, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации и эксплуатируемых ОАО "Славянка" (филиал "Санкт-Петербургский" ОАО "Славянка"), при сбросе сточных вод в руч. Сертоловский установлены превышения концентраций загрязняющих веществ по сравнению с ПДКрыб/хоз и ПДКсан.гиг. по следующим показателям: БПКполн. - в 31 раз; ХПК - в 11,7 раза; азот аммонийный - в 95 раз; азот нитритный - в 25 раз; фосфор фосфатов - в 32 раза; нефтепродукты - в 19,4 раза; АПАВ - в 2,6 раза; фенол - в 1,9 раза; алюминий - в 20 раз; железо общее - в 28 раз; марганец - в 18 раз; медь - в 38 раз; цинк - в 22 раза.
По результатам проведенных исследований в пробе сточной воды, отобранной 08.11.2012 на выпуске канализационного коллектора г. Сертолово Ш800 мм ("аварийный" выпуск) при сбросе сточных вод в ручей Сертоловский, установлено превышение концентраций загрязняющих веществ по сравнению с ПДКрыб/хоз и ПДКсан.гиг. по следующим показателям: БПКполн. - 52 раза, ХПК - 12,7 раза, азот аммонийный - 83 раза, фосфор фосфатов - 20,5 раза, нефтепродукты - 4 раза, АПАВ -4,4 раза, фенол - 12 раз, алюминий - 9,8 раза, железо общее - 24 раза, марганец - 39 раз, медь - 18 раз, цинк - 16 раз.
Таким образом, административным органом установлено, что в природной воде ручья Сертоловский в 150-200 м выше сброса стоков г. Сертолово имеется превышение по 5 загрязняющим веществам из 18 имеющих нормативы (ПДК), и эти превышения составляют: азот аммонийный - 4 раза, алюминий - в 3,3 раза, железо общее - 14,1 раза, марганец - 42 раз, цинк- 1,8 раз. А по результатам анализов в природной воде ручья Сертоловский в 150-200 м ниже сброса стоков г. Сертолово наблюдается превышение по 13 загрязняющим веществам из 18 имеющих нормативы (ПДК), и эти превышения составляют: БПКполн. - 40 раз, ХПК - 7,3 раза, взвешенные вещества - 15,3 раз, азот аммонийный - 43 раза, азот нитритный - 5 раз, фосфор фосфатов - 12 раз, нефтепродукты - 12,4 раза, АПАВ -2,1 раза, алюминий - 8,5 раз, железо общее - 22 раза, марганец - 38 раз, медь - 15 раз, цинк - 9,4 раза.
Административным органом установлено, что на КОС производится только механическая очистка от крупных отходов, песка и частично от взвешенных веществ, биологический процесс очистки и обеззараживание сбрасываемых сточных вод не производится. Оборудование сильно изношено: металлические конструкции и детали повреждены, сильно проржавели, бетонные конструкции растрескались, наблюдаются сколы, местами выкрошен бетон, стыки подтекают, оголена арматура. Аэрофильтры не работают, подводящие каналы замусорены и захламлены, накопившийся в отстойниках осадок не удаляется. Контрольно-измерительные приборы отсутствуют. Эффективность очистки на сооружениях низка и вместо процесса очистки по ряду показателей идет вторичное загрязнение, т.е. вынос загрязняющих веществ в водный объект (руч. Сертоловский), что подтверждается результатами государственного аналитического контроля, проведенного в период с 31.10.2012 по 08.11.2012 (экспертное заключение N 092-Э-12 от 19.11.2012). Высокое содержание после очистки БПКполн., взвешенных веществ, ХПК, биогенных элементов (азот аммонийный, фосфор фосфатов), фенолов, АПАВ, алюминия, железа общего, марганца, меди и цинка свидетельствует о неудовлетворительной работе очистных сооружений.
Сбросы сточных вод после КОС повышают уровень загрязненности водного объекта - ручья Сертоловский с отсутствия загрязнения (в фоновой точке) до высокого уровня загрязненности (в контрольной точке) по БПКполн., ХПК, взвешенным веществам, фосфору фосфатов, нефтепродуктам, меди; с уровня отсутствия загрязнения до среднего уровня загрязненности по азоту нитритов и АПАВ; с уровня низкой загрязненности до уровня средней загрязненности по цинку; с уровня средней загрязненности до уровня высокой загрязненности по азоту аммонийному, что свидетельствует о неудовлетворительной работе очистных сооружений.
Усматривая в действиях общества нарушения требований части 1 статьи 34, части 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), части 1 статьи 44, части 2 статьи 55, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, 19.12.2012 должностным лицом департамента в отношении общества составлен протокол N 14-327/2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Постановлением от 18.02.2013 N 14-327/2012 о назначении административного наказания ОАО "Славянка" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 35000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления общества, пришел к выводу о наличии в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения, нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности судом не установлено.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу ОАО "Славянка" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
Частью 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесен сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.
Частью 2 статьи 21 Закона об охране окружающей среды установлено, что к нормативам качества окружающей среды относятся нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества.
В силу части 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
На основании части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В силу части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Как следует из материалов дела, актом приемки-передачи основных средств и актом приема-передачи сетей канализации и канализационных колодцев, ФГУ "Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее -ФГУ "Осинорощинская КЭЧ района") в сентябре 2010 года передала на баланс МО Сертолово канализационные сети протяженностью 42,3 км. Все переданные сети находятся в жилой зоне г. Сертолово, ограниченной с запада Восточно-Выборгским шоссе.
Таким образом, при реорганизации 03.06.2011 ОАО "Сертоловский Водоканал" в ООО "Сертоловский Водоканал" из муниципальной собственности администрацией МО Сертолово Всеволожского муниципального района ООО "Сертоловский Водоканал" переданы в собственность (уставной капитал) 42,3 км канализационных сетей, в границах до Восточно-Выборгского шоссе, в том числе участок канализационного коллектора D = 800 мм, который также до Восточно-Выборгского шоссе передан в уставной капитал ООО "Сертоловский Водоканал", а участок сетей от Восточно-Выборгского шоссе до КОС принадлежит Министерству обороны Российской Федерации.
В соответствии с экспертным заключением ЗАО "Северо-Западное агентство таможенных и экспертных услуг" N 152-12/Э от 04.12.2012, актом разграничения балансовой принадлежности канализационных сетей между ООО "Сертоловский Водоканал" и ФГУ "Осинорощинская КЭЧ района", границей раздела канализационных сетей является стена первых приемных колодцев. В соответствии со схемой разграничения балансовой принадлежности сетей канализации КОС г. Сертолово, зона ответственности ООО "Сертоловский Водоканал" лежит за пределами очистных сооружений.
Поскольку выпуски сточных вод являются неотъемлемой частью очистных сооружений, то, соответственно, выпуск неочищенных сточных вод от подводящего коллектора D = 800 мм в руч. Сертоловский, а также выпуск сточных вод D = 400 мм после КОС в руч. Сертоловский находятся вне зоны ответственности ООО "Сертоловский Водоканал".
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Сертоловский Водоканал", не имея на балансе канализационных очистных сооружений, занимается только эксплуатацией переданных в уставной капитал инженерных канализационных сетей, приемом и транзитом по эксплуатируемым канализационным сетям сточных вод до границы балансовой принадлежности с сетями Министерства обороны Российской Федерации, в том числе по канализационному коллектору Б = 800 мм до колодца, расположенного у Восточно-Выборгского шоссе со стороны жилой зоны, а затем сточные воды транспортируются Федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на КОС, принадлежащие Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Взимая с абонентов плату за водоотведение в соответствии с установленным тарифом, ООО "Сертоловский Водоканал" оставляет себе плату за транспортировку сточных вод, а плату за очистку сточных вод на КОС, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации, перечислял ФГУ "Осинорощинская КЭЧ района" на основании заключенных договоров: договор N б/н на прием сточных вод от 19.09.2001 в объеме 6363 м /сут. на очистные сооружения (г. Сертолово) с дополнительным соглашением от 20.09.2002 о пролонгации договора; договор N б/н на прием сточных вод на очистные сооружения от 01.07.2005 (микрорайон Черная речка).
Оплата за очистку сточных вод производилась согласно вышеуказанным договорам на основании выставленных счетов с учетом объемов сточных вод, отводимых от абонентов из жилой зоны в коллектор D = 800 мм.
В связи с проведенной реорганизацией 20.09.2011 ФГУ "Осинорощинская КЭЧ района" прекратило свою деятельность, полноправным его правопреемником является Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" осуществляет прием сточных вод от ООО "Сертоловский Водоканал" по вышеуказанным договорам.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в рассматриваемый период собственником канализационных сетей г. Сертолово от Восточно-Выборгского шоссе до КОС, комплекса КОС, выпуска неочищенных сточных вод от подводящего коллектора D = 800 мм в руч. Сертоловский, а также выпуска сточных вод D = 400 мм после КОС в руч. Сертоловский являлось Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 N 645-р ОАО "Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2011 N 1074-р ОАО "Славянка" переданы на праве безвозмездного пользования объекты водоснабжения и канализации, соответствующих сетей и иного имущества Министерства обороны Российской Федерации, необходимого для осуществления функций единственного поставщика холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Министерства обороны Российской Федерации и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, на срок действия государственных контрактов.
Согласно государственному контракту N 1-ВКХ от 14.05.2011, заключенному во исполнение вышеуказанных распоряжений Правительства РФ между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка", функции по отведению и очистке сточных вод с использованием объектов канализационного хозяйства и осуществление технического обслуживания объектов водопроводно-канализационного хозяйства возложены на ОАО "Славянка" (филиал "Санкт-Петербургский" ОАО "Славянка").
Материалами дела подтверждается факт использования водного объекта ОАО "Славянка" для целей сброса в него сточных вод при эксплуатации КОС.
Объемы сброшенных сточных вод по выпускам с 02.10.2012 по 08.11.2012 по данным из справки ООО "Сертоловский водоканал" и журнала учета объемов сбрасываемых сточных вод ОАО "Славянка" составили: по выпуску КОС - 181485 м3; по выпуску "аварийному" - 176612 м3.
Согласно Графику производства работ по реконструкции, пуско-наладочным работам, мероприятиям для ввода в эксплуатацию ГКНС в г. Сертолово, утвержденному ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и Администрацией МО Сертолово по ЖКХ, с 20.12.2012 проведены работы по переключению сбросов сточных вод г.Сертолово в горканализацию ГУП "Водоканал Санкт-Петербург" и прекращение сбросов сточных вод в водный объект (руч.Сертоловский).
В соответствии с письмом ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" исх. N 100-13-115/13-00 от 25.01.2013, объем сбрасываемых в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод установлен в договоре на основании выданной разрешительной документации - условиями подключения от 01.10.2012 N 300-28-15982/12-0-1, согласованием присоединения к системе коммунальной канализации от 05.12.2012 N 117-29-486/12-0-1 ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и составляет 13300 м3/сут.
ОАО "Славянка", как водопользователь, обязано соблюдать нормативы допустимого воздействия на водные объекты при сбросе в него сточных вод.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, правовое значение в данном случае имеет ни факт определения собственника или балансодержателя очистных сооружений, а факт установления лица, эксплуатирующего водохозяйственную систему для целей сброса сточных вод в водный объект, т.е. лица, использующего водный объект путем сброса в него сточных вод - водопользователя.
Таким образом, действиями (бездействием) ОАО "Славянка" (филиал "Санкт-Петербургский" ОАО "Славянка") 02.10.2012, 31.10.2012 и 08.11.2012 при осуществлении сброса неочищенных сточных вод от подводящего канализационного коллектора 0800 мм ("аварийного") в ручей Сертоловский (бассейн р. Черная) и сброса сточных вод после КОС г. Сертолово, принадлежащих Министерству обороны Российской Федерации и эксплуатируемых ОАО "Славянка" (филиал "Санкт-Петербургский" ОАО "Славянка") по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район., г. Сертолово, мкр. Сертолово-1, ул. Индустриальная, д. 14, корп. 5, допущен сброс сточных вод с превышениями концентраций загрязняющих веществ, установленных для водоемов рыбохозяйственного значения, что привело к ухудшению качества природной воды в ручье Сертоловский (бассейн р. Черная) по БПКполн., ХПК, взвешенным веществам, фосфору фосфатов, нефтепродуктам и меди, по азоту нитритов и АПАВ, по цинку и значительное ухудшение качества природной воды в ручье Сертоловский (бассейн р. Черная) по азоту аммонийному, что подтверждается результатами государственного аналитического контроля, проведенного в период с 02.10.2012 по 08.11.2012 (экспертные заключения ФБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО" N 077-Э-12 от 22.10.2012, N 092-Э-12 от 19.11.2012, N 093-Э-12 от 21.11.2012), и является нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, в том числе по установке дополнительных технических средств очистки сбрасываемых сточных вод, материалы дела не содержат.
В связи с изложенным, правильным является вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оснований для переоценки выводов суда у апелляционной коллегии не имеется.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2013 по делу N А56-12324/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12324/2013
Истец: ОАО "Славянка", Филиал "Сакнт-Петербургский" ОАО "Славянка"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10012/13
20.09.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14068/13
18.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-12324/13