20 сентября 2013 г. |
А43-10014/2013 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокуратуры Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2013
по делу N А43-10014/2013,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению прокуратуры Нижегородской области
о привлечении индивидуального предпринимателя Саакяна Гриши Артемовича (ОГРН 304525426800070, ИНН 525709721706, г. Н. Новгород) к административной ответственности,
при участии:
от прокуратуры Нижегородской области - Грушиной Е.В. на основании удостоверения N 125743,
и установил:
прокуратура Нижегородской области (далее - прокуратура, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Саакяна Гриши Артемовича (далее - Предприниматель) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением от 04.07.2013 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Прокуратура не согласилась с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и прекратить производство по делу.
Прокурор в судебном заседании 11.09.2013 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения, а также заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11.09.2013 объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 18.09.2013.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, прокуратурой Канавинского района г. Нижнего Новгорода 29.03.2013 проведена проверка соблюдения Предпринимателем требований законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованных для перевозок более восьми человек, в ходе которой выявлен факт осуществления Предпринимателем названной деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при эксплуатации автобуса марки ПАЗ N 32050 с государственным номером М135ТО/52, а именно в нарушение требований Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения", в указанное транспортное средство без разрешения ГИБДД внесены изменения в его конструкцию - отсутствуют трубки ограничения двигателя, а также отсутствуют знак аварийной остановки, аптечка, огнетушитель.
По результатам проверки составлен акт от 29.03.2013.
Усмотрев в действиях Предпринимателя признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП, прокурор Канавинского района г. Нижнего Новгорода 16.04.2013 возбудил в отношении него дело об административном правонарушении, о чем вынес соответствующее постановление, а 20.05.2013 прокуратура обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности на основании данной нормы.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежат лицензированию.
В силу статьи 2 данного Федерального закона соблюдение лицензиатом лицензионных требований и условий обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Во исполнение данного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение).
Под грубым нарушением согласно пункту 5 Положения понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных "а", "г" - "и" пункта 4 Положения о лицензировании, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
На основании Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1.6 Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 N 2 "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются: содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии; обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок; организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.
Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
На основании пункта 7.18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения"), запрещается эксплуатация транспортных средств, если в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7.7 Перечня запрещается эксплуатация транспортных средств, если на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах отсутствуют медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
Пунктом 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации установлено, что должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения.
Как установлено судом первой инстанции, Предприниматель на основании лицензии от 28.01.2003 N 006054 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Управление транспортным средством - автобусом марки ПАЗ N 32050 с государственным номером М135ТО/52 осуществлял водитель Беридзе Ю.Т., состоящий с Предпринимателем в трудовых отношениях на основании трудового договора от 15.03.2013.
Согласно объяснениям Беридзе Ю.Т. от 29.03.2013 автобус 28.03.2013 находился на ремонте, после которого водитель не вернул знак аварийной остановки, аптечку и огнетушитель обратно в автобус.
Из путевого листа от 29.03.2013 N 729 усматривается, что автомобиль был признан технически и исправным и готовым к выезду диспетчером Маляевым В.П., который работает у Предпринимателя на основании трудового договора от 10.01.2013 N 11.
С учетом требований действующего законодательства и установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу об использовании водителем Беридзе Ю.Т. транспортного средства, не соответствующего техническим требованиям.
Однако суд посчитал, что действия водителя и диспетчера не влекут автоматически признание наличия в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП.
При этом суд со ссылкой на то, что функции по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, а также осуществлению предрейсового контроля за техническим состоянием автобусов в соответствии с должностной инструкцией были переданы диспетчеру Маляеву В.П., который обязан был обеспечить их исполнение, у Предпринимателя отсутствует вина в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В силу вышеприведенных норм законодательства Предприниматель является лицензиатом, на которого возлагается обязанность по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и недопущения транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей.
При этом основными задачами лицензиата по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются: содержание автобусов в технически исправном состоянии; предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии; обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок; организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.
Согласно информационному письму старшего государственного инспектора Отделения технического надзора МОГТО и РА ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области (л.д. 24) в конструкции автобусов ПАЗ - 3205 предусмотрен ограничитель частоты вращения коленчатого вала двигателя пневмоцентробежного типа, который состоит из датчика и имеющего привод от распределительного вала системы газораспределения (трубки), а также исполнительного механизма, конструктивно объединенного со смесительной камерой карбюратора и воздействующего на дроссельные заслонки карбюратора.На исправном двигателе нормальная работа ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя характеризуется частотой вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, не превышающей 3650 об/мин. и наибольшей скоростью движения автобуса на ровном горизонтальном участке дороги с твердым покрытием 80 км/час. При демонтаже пневмоцентробежного привода ограничителя оборотов (трубки) обороты двигателя возрастают, в результате возрастает скорость движения автобуса, а также возрастает допустимое содержание углерода и углеводородов.Внесение изменений в конструкцию транспортных средств необходимо согласовывать с органами ГИБДД МВД РФ.
Кроме того, из рапорта госинспектора МОГТО и РА ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области следует, что неисправности в транспортном средстве в виде отсутствия трубок ограничителя оборотов двигателя, а также отсутствие в салоне автобуса огнетушителей, знака аварийной остановки, аптечки могут создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (л.д. 14).
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Предприниматель является ответственным за соблюдение лицензионных требований, предусмотренных пунктом 1 частью 11 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, и в конкретной рассматриваемой ситуации именно он несет ответственность за действия своих работников, осуществляемые ими в связи с исполнением своих должностных обязанностей, а следовательно, он виновен в совершении административного правонарушения.
Вина данного лица доказана административным органом и подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что совершенное правонарушение связано с существенной угрозой охраняемым общественным отношениям, а именно безопасности дорожного движения и жизни человека.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления прокуратуры.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку на момент рассмотрения апелляционной жалобы истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП, решение Арбитражного суда Нижегородской области отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Исходя из положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.07.2013 по делу N А43-10014/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокуратуры Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10014/2013
Истец: Ппрокуратура Нижегородской области, Прокуратура Нижегородской области, Прокуратура Нижегородской области г. Н. Новгород
Ответчик: СААКЯН ГРИША АРТЕМОВИЧ
Третье лицо: Саакян Гриша Артемович