г. Пермь |
|
20 сентября 2013 г. |
Дело N А50-8727/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей: Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N 4" г. Перми (ОГРН 1025901209839, ИНН 5905007330) - Мокрушин А.А., доверенность от 14.05.2013
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации - Темербаева Н.А., доверенность от 24.04.2013
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июля 2013 года
по делу N А50-8727/2013,
принятое судьей Е.Н. Аликиной
по заявлению Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Лицей N 4" г. Перми
к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании решения N 563 от 26.04.2013 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решения N 550 от 26.04.2013 г. о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний незаконными,
установил:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей N 4" г. Перми (далее по тексту МАОУ "Лицей N 4", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Пермскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту ГУ ПРОФСС РФ, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения N 563 от 26.04.2013 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решения N 550 от 26.04.2013 г. о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением арбитражного суда Пермского края от 16.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что ст. 9 ФЗ N 212 содержит исчерпывающий перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами; выплаты лицам, имеющим степень кандидата или доктора наук зависят от наличия трудовых отношений; единовременные выплаты не являются государственными пособиями, так как устанавливаются не законодательством РФ, а законодательством Пермского края, и данные выплаты не носят компенсационный характер; ежемесячные выплаты за ученую степень зависят от результатов труда.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей N 4" г. Перми является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование по видам социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. п. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту Федеральный закон N 212-ФЗ), ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту Федеральный закон N 125-ФЗ).
Должностными лицами фонда проведены документальные выездные проверки страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.10 по 31.12.12 ( л. д. 62 - 63 ).
По результатам документальных проверок составлены акты N 623 от 01.04.13, N 623н/с от 01.04.13, и 26.04.13 приняты решения N 563 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах", N 550 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В соответствии с решением N 550 МАОУ "Лицей N 4" привлечено к ответственности по п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 173 рублей 28 коп., ему предложено уплатить недоимку по страховым взносам по указанному виду социального страхования в сумме 866 рублей 40 коп. и пени в сумме 80 рублей 13 коп. ( л. д. 15 - 16 ).
По решению N 563 страхователь привлечен к ответственности по п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов по виду страхования на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в виде штрафа в размере 617 рублей 12 коп., ему предложено уплатить взносы в сумме 14 024 рублей 40 коп., соответствующие пени в сумме 47 рублей 58 коп.
Как следует из указанных решений, основанием для доначисления страховых взносов, пени, штрафов послужили выводы проверяющих о неправомерном не включении образовательным учреждением в объект обложения страховыми взносами и облагаемую базу единовременных выплат, произведенных в пользу молодых специалистов, работников, вышедших на трудовую пенсию по старости, имеющих стаж педагогической деятельности 25 лет и более, а также ежемесячных выплат, произведенных в пользу работников, имеющим научную степень кандидата наук.
Не согласившись с указанными решениями, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что Законами Пермского края, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственное (краевое) образовательное учреждение и муниципальное образовательное учреждение, педагогическим работникам, выходящим на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности, а также имеющим ученую степень кандидата наук и доктора наук, установлены выплаты, которые не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что ст. 9 ФЗ N 212 содержит исчерпывающий перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами; выплаты лицам, имеющим степень кандидата или доктора наук зависят от наличия трудовых отношений; единовременные выплаты не являются государственными пособиями, так как устанавливаются не законодательством РФ, а законодательством Пермского края, и данные выплаты не носят компенсационный характер; ежемесячные выплаты за ученую степень зависят от результатов труда.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ приведены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор-соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель, в частности, обязуется своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 587-ПК лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственное (краевое) образовательное учреждение и муниципальное образовательное учреждение, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в размере 18400 рублей и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет в размере 1480 рублей.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 названного закона педагогическим работникам (в том числе руководителям) тех же образовательных учреждений при увольнении в связи с выходом на трудовую пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в размере 12600 рублей.
Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" установлено право на получение выплаты работниками образования имеющих ученую степень кандидата наук и доктора наук и работающие в образовательных учреждениях на территории Пермского края постоянно или по совместительству за счет средств бюджета Пермского края в установленном размере.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Законами Пермского края, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственное (краевое) образовательное учреждение и муниципальное образовательное учреждение, педагогическим работникам, выходящим на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности, а также имеющим ученую степень кандидата наук и доктора наук, установлены выплаты, которые не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ст. 9 ФЗ N 212 содержит исчерпывающий перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, не принимается, так как в соответствии с указанной статьей государственные пособия относятся к выплатам, не облагаемым страховыми взносами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что единовременные выплаты не являются государственными пособиями, так как устанавливаются не законодательством РФ, а законодательством Пермского края, и данные выплаты не носят компенсационный характер; ежемесячные выплаты за ученую степень зависят от результатов труда; выплаты лицам, имеющим степень кандидата или доктора наук, зависят от наличия трудовых отношений, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, трудовыми договорами, заключенными МАОУ "Лицей N 4" со своими работниками, предусмотрен только должностной оклад согласно штатному расписанию, единовременные пособия, а также выплаты за научную степень, трудовыми договорами не устанавливаются, надбавки за ученую степень и единовременные выплаты не входят в заработную плату работников лицея, не носят стимулирующего характера, являются социальными выплатами, и соответственно, не облагаются страховыми взносами.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июля 2013 года по делу N А50-8727/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8727/2013
Истец: МАОУ "Лицей N 4" г. Перми, МАОУ "Лицей N4"
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - ПРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10501/13
20.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-14069/13
14.01.2014 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10501/13
20.09.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10501/13
16.07.2013 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-8727/13