г. Томск |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А03-4695/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Н.А.,
судей Кудряшевой Е.В., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Усовой Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края (рег. N 07АП-6867/2013) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 июля 2013 года (судья Сосин Е.А.) по делу NА03-4695/2013 по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" к муниципальному образованию "Город Рубцовск" Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 1 375 907 руб. 61 коп. задолженности за счёт казны муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края,
третье лицо - муниципальное казенное унитарное предприятие "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск",
УСТАНОВИЛ
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство" Муниципального образования "Город Рубцовск" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Муниципальному образованию "Город Рубцовск" в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска (далее - Комитет) о взыскании 1 375 907 руб. 61 коп. задолженности в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края.
Исковое заявление обосновано ссылкой на статьи 113, 115, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и мотивировано тем, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.04.2012 по делу NА03-11913/2011 с муниципального казенного унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" (далее - МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск") в пользу МУП "Коммунальное хозяйство" МО "Город Рубцовск" взыскана задолженность в сумме 1 375 907 руб. 61 коп. До настоящего времени решение суда не исполнено и денежные средства для погашения долга у МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" отсутствуют, в связи с чем требование об уплате долга предъявлено к субсидиарному должнику - муниципальному образованию "Город Рубцовск", в собственности которого находится имущество основного должника.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 03.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" (л.д.1-3).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04 июля 2013 года с муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска Алтайского края в порядке субсидиарной ответственности за счет казны муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края в пользу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" муниципального образования "Город Рубцовск" взыскано 1 375 907 руб. 61 коп. долга.
Муниципальное образование "Город Рубцовск" Алтайского края в лице Комитета не согласилось с решением Арбитражного суда Алтайского края от 04 июля 2013 года, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, требование истца заявлено к ликвидируемому основному должнику после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" для предъявления кредиторами своих требований, а поэтому оно подлежит удовлетворению в порядке, установленном пунктом 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть за счет имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок; до настоящего времени промежуточный ликвидационный баланс предприятия не составлен и не утвержден, недостаточность средств у ликвидируемого должника для расчетов с кредиторами не установлена, в связи с чем основания для удовлетворения иска о взыскании задолженности с муниципального образования отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского края от 04 июля 2013 года, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.01.2010 по делу N А03-428/2009 муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство" муниципального образования "Город Рубцовск" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Шелипова Марина Викторовна.
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство" муниципального образования "Город Рубцовск" обратилось в арбитражный суд с иском к ликвидируемому муниципальному казенному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" о взыскании задолженности в сумме 39 190 360 рублей за выполненные работы (оказанные услуги) в период с января 2005 года по февраль 2009 года.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.04.2012 по делу N А03-11913/2011 с муниципального казенного унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" в пользу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" муниципального образования "Город Рубцовск" взыскано 1 375 907 руб. 61 коп. долга, в удовлетворении остальной части иска отказано (л.д.19-24).
Указанное решение арбитражного суда вступило в законную силу. Взыскателю выдан 22.05.2012 исполнительный лист серии АС N 005698038.
15.01.2013 истец направил ответчику требование об уплате задолженности в размере 39569401 руб. 72 коп., в том числе, в сумме 1 375 907,61 руб., установленной решением арбитражного суда по делу N А03-11913/2011 (л.д.49).
26.03.2013 истец повторно обратился к ликвидационной комиссии МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" с требованием о включении требования в указанном выше размере в реестр требований кредиторов и погашении задолженности в кратчайший срок (л.д.14).
В связи с неполучением в разумный срок от ликвидационной комиссии МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" ответа на свои заявления и неудовлетворением требования об оплате долга, МУП "Коммунальное хозяйство" МО "Город Рубцовск" обратилоль в арбитражный суд с настоящим иском к МО "Город Рубцовск", как к собственнику имущества ликвидируемого должника - МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск", в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности.
Арбитражный суд Алтайского края, удовлетворяя иск в полном объеме, руководствовался статьями 63, 113, 115, 125, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 6, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и исходил из доказанности наличия совокупности условий для привлечения ответчика к субсидиарной ответственности по обязательствам основного должника, соблюдения истцом порядка и срока предъявления требования к субсидиарному должнику.
Апелляционная инстанция считает указанные выводы суда первой инстанции соответствующими действующему законодательству, обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Положениями статей 63, 64 ГК РФ установлен порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица.
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ установлено, что выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
Согласно пункту 4 статьи 64 ГК РФ кредитор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании долга при ликвидации юридического лица в случае отказа ликвидационной комиссией в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения.
Материалами дела подтверждено, что Администрацией города Рубцовска принято постановление N 3120 от 05.08.2010 о ликвидации МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" в срок до 01.07.2011 и создании ликвидационной комиссии.
Сообщение о ликвидации МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" опубликовано в журнале "Вести государственной регистрации" N 34 от 01.09.2010, срок предъявления требований кредиторов установлен в течение 2-х месяцев с даты опубликования настоящего сообщения.
Постановлениями Администрации города Рубцовска Алтайского края N 2168 от 15.06.2011, N 2907 от 20.06.2012 срок ликвидации МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" продлен до 01.07.2013 (т.1, л.д.72-75).
Заявления истца о включении его требования в реестр требований кредиторов ликвидируемого предприятия последним были оставлены без удовлетворения.
Соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора (обращение с требованием к основному должнику), а также факт взыскания в судебном порядке с основного должника задолженности за выполненные работы, оказанные услуги в сумме 1 375 907,61 руб., неисполнение основным должником решения суда о взыскании долга до настоящего времени подтверждено материалами делами и не оспаривается ответчиком.
Согласно пункту 6 статьи 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Таким образом, одним из обязательных условий привлечения собственника имущества казенного предприятия у субсидиарной ответственности по долгам казенного предприятия является недостаточность имущества казенного предприятия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 115 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Поскольку МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" не исполнило вступившее в законную силу решение арбитражного суда о взыскании задолженности, Администрацией города Рубцовска Алтайского края срок ликвидации предприятия неоднократно продлевался, промежуточный ликвидационный баланс не составлен, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии совокупности условий для привлечения собственника муниципального казенного унитарного предприятия к субсидиарной ответственности по обязательствам основного должника.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование истца заявлено ликвидационной комиссии МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для предъявления кредиторами своих требований, а поэтому подлежит удовлетворению за счет имущества предприятия, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как он противоречит материалам дела.
Истец обращался в ликвидационную комиссию МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" 06 октября 2010 года с заявлением о предоставлении сведений о публикации сообщения о ликвидации МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" и о порядке и сроках предъявления требований его кредиторами, о наличии у МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" перед истцом кредиторской задолженности в размере 39 569 401 руб. 72 коп. и 402 740 руб. 97 коп. (т.1, л.д.12).
Данное обращение истца к МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" оставлено без ответа, сведения о публикации сообщения о ликвидации МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" и о порядке и сроках предъявления требований кредиторами истцу не представлены и в материалах дела публикация такого сообщения отсутствует.
Ссылку заявителя апелляционной жалобы на недоказанность факта недостаточности средств у ликвидируемого МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" для расчета с кредиторами ввиду не составления и не утверждения промежуточного ликвидационного баланса предприятия, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, а поэтому не принимает в качестве основания для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Как установлено судом выше, ликвидация МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" проводится с 05.08.2010, промежуточный ликвидационный баланс предприятия в разумный срок не составлен и не утвержден, более того, срок ликвидации неоднократно продлевался, однако до истечения срока, установленного постановлением Администрации N 2907 от 20.06.2012 (до 01.07.2013) промежуточный ликвидационный баланс предприятия так и не был составлен и утвержден.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска Алтайского, представляя интересы муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края, в настоящем деле не реализовал свои процессуальные права, предусмотренные статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательства наличия у МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" имущества, достаточного для погашения долга, либо частичной уплаты задолженности по исполнительному листу, не назвал объективные причины продления сроков ликвидации на длительный период времени и не составления промежуточного ликвидационного баланса.
Следуя правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 13622/12 от 26.02.2013, действия муниципального образования по затягиванию процедуры ликвидации учреждения при отсутствии для этого объективных причин (продление сроков ликвидации на длительный период времени), по существу, направлены на уклонение от расчетов с кредиторами должника и освобождение муниципального образования от субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, что в совокупности представляет собой злоупотребление правом и является недопустимым в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иные обстоятельства, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции от 04.07.2013, в апелляционной жалобе не указаны.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 июля 2013 года по делу N А03-4695/2013 законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пп.1. п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации муниципальное образование "Город Рубцовск" Алтайского края освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 июля 2013 года по делу N А03-4695/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Усенко Н.А. |
Судьи |
Кудряшева Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4695/2013
Истец: МУП "Коммунальное хозяйство" в лице к/управляющего Шелиповой М. В.
Ответчик: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Рубцовска Алтайского края, МО "Город Рубцовск" в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Рубцовска
Третье лицо: МКУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" МО "Город Рубцовск"