г. Москва |
|
20 сентября 2013 г. |
Дело N А40-52555/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: |
Бекетовой И.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Коротковым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Энергопром менеджмент"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2013 по делу N А40-52555/2013, принятое судьей О.Ю. Немовой (72-437),
по заявлению ЗАО "Энергопром менеджмент" (ОГРН 1037731018082, 127018, г.Москва, ул. Двинцев, д. 12, корп. 1, 7 этаж)
к ГУМЧС России по г. Москве
о признании незаконным предписания
при участии:
от заявителя: |
Богатова А.А. по дов. от 22.01.2013, |
от ответчика: |
Щуров С.А. по дов. от 06.02.2013, |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными пунктов 6 и 7 Предписания ГУ МЧС России по г. Москве (административный орган, заинтересованное лицо) от 28.02.2013 N 15 по устранению нарушений требований в области чрезвычайных ситуаций.
Решением от 10.07.2013 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемых пунктов предписания, и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что заявитель не относится к субъектам, на которых распространяются требования пункта 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.12.2005 N 993). Указывает, что оспариваемое предписание вынесено неуполномоченным лицом.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал решение суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свою правовую позицию.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, считает необходимым оставить судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом на основании материалов дела, 07.02.2013 на основании распоряжения от 29.01.2013 N 15 сотрудниками 3 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве проведена плановая выездная проверка ЗАО"ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Двинцев, д. 12, корп. 1.
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения положений Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказа МЧС РФ от 21.12.2005 N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2006 N7384), а именно: не соответствуют установленным нормам объемы накопления средств индивидуальной защиты, их хранение, освежение и использование по предназначению для должностных лиц и работников организации; не соответствуют установленным нормам объемы накопления дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно-химических опасных веществ в военное и мирное время, их хранение и использованием по предназначению для должностных лиц и работников организации.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.02.2013 N 15.
По данному факту 28.02.2013 ГУ МЧС России по г. Москве выдано предписание N 15 по устранению обществом нарушений требований в области чрезвычайных ситуаций.
В оспариваемых пунктах 6 и 7 предписания от 28.02.2013 N 15 установлено нарушение ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также пунктов 3, 7 и 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утв. Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 N 993).
Считая пункты 6 и 7 указанного предписания незаконными и необоснованными, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ" обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ" требования, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности названного предписания ГУ МЧС России по г. Москве.
Срок на обращение в суд, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии с нормой ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утв. приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993) накопление средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (п. 4 Положения об организации обеспечения).
Пунктом 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 названного Положения.
Пунктом 7 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
Пунктом 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты установлено, что ля обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149 к особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ", расположенное по адресу: г. Москва, ул. Двинцев, д. 12, корп. 1, здание С, обязано соблюдать требования Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.
Оспариваемое предписание выдано обществу по результатам проверки. Выявленные правонарушения зафиксированы в акте проверки. Из текста предписания следует, какие нарушения допущены, а также предписаны мероприятия и срок их устранения.
Выводы, изложенные административным органом в предписании, документально ЗАО "ЭНЕРГОПРОМ МЕНЕДЖМЕНТ" не опровергнуты.
Судом не установлено нарушения порядка проведения проверки, данное обстоятельство подателем апелляционной жалобы не оспаривается.
Таким образом, предписание 28.02.2013 N 15, выданное в целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений, в котором указан перечень нарушений, идентичный нарушениям, указанным в акте проверки, а также срок их устранения, соответствует законодательству, охраняемых прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Довод заявителя о вынесении оспариваемого предписания неуполномоченным лицом отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с абз. 9 пп. 4 п. 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868) МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;
Согласно п. 5 Положения о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 N 303) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет следующие полномочия:
реализует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственную политику в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вызываемых опасными биологическими агентами и химическими веществами;
осуществляет управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение биологической и химической безопасности Российской Федерации, в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными для населения и окружающей среды биологическими агентами и химическими веществами природного и техногенного происхождения;
организует на постоянной основе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мониторинг состояния защищенности критически важных объектов, в том числе опасных производственных объектов, техногенные аварии на которых могут создать чрезвычайные ситуации биологического или химического происхождения.
Таким образом, ГУ МЧС России по г. Москве уполномочено на издание оспариваемого предписания от 28.02.2013 N 15 по устранению обществом нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого предписания и, как следствие, об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными, является правомерным.
Доводы подателя апелляционной жалобы, касающиеся п. 8 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты суд оставляет без внимания, так как оспариваемое предписание от 28.02.2013 N 15 не содержит ссылки на названный пункт.
Довод об отсутствии доказательств отнесения территории, на которой расположено общество, к территории, находящейся в зоне возможного химического загрязнения, опровергается справкой Управления по СВАО ГУ МЧС России по г.Москве от 26.06.2013 N 375 (л.д. 71).
Вопреки мнению подателя апелляционной жалобы МЧС России является государственным органом, уполномоченным на предоставление такой информации (Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 N 303).
Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на толковании правовых норм и оценке обстоятельств дела отличных от суда первой инстанции, не опровергают выводы решения и не свидетельствуют о наличии оснований для его отмены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.07.2013 по делу N А40-52555/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-52555/2013
Истец: ЗАО "Энергопром менеджмент"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (Главное управлениеМЧС по г. Москве), ГУ МЧС России по г. Москве, Управление по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве