г. Москва |
|
20 сентября 2013 г. |
Дело N А40-24539/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Цымбаренко И.Б., Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
помощником судьи Струковой В.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.05.2013 по делу N А40-24539/2013 судьи Махлаевой Т.И. (2-130)
по заявлению ООО "АНТЕС" (ОГРН 1035003353076, 141080, МО, г.Королев, пр-т Космонавтов, дом 43Б)
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Внук В.К. по дов. от 06.08.2013, Капланов Д.Д. по дов. от 18.02.2013, Погодина С.Н. Протокол от 18.12.2009; |
от ответчика: |
Волкова Е.И. по дов. от 09.01.2013; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АНТЕС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Московской областной таможни N 10130000-19-16/364 от 19.12.2012 г. о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС "алюминиевые клипсы колбасные предназначенные для запечатывания мясной продукции в рукавные сетки и оболочки"; обязать Московскую областную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АНТЕС".
Решением от 28.05.2013 заявленные требования удовлетворены. При этом суд пришел к выводу, что вынесенное Московской областной таможней классификационное решение Московской областной таможни N 10130000-19-16/364 от 19.12.2012 г. о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС "алюминиевые клипсы колбасные предназначенные для запечатывания мясной продукции в рукавные сетки и оболочки" было принято без достаточных на то оснований, не соответствует правилам интерпретации ТН ВЭД ТС, не являются законными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с данным решением, Московская областная таможня в апелляционной жалобе просит его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает её необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, ООО "АНТЕС" ввезло на таможенную территорию РФ товар "алюминиевые клипсы колбасные непрерывные, артикулы: Н15/08 5x1,75, Н15/09 5x1,75 "А", Н15/09 5x1,75, Н18/09 5x2 "А", Н18/09 5x2, Н18/11 5x2, HI8 12 5x2,2, производство фирмы Suministros A.Lorenzo Barroso SA, торговой марки "Lorenzo Barroso" (товар N 1), и алюминиевые клипсы колбасные П-образные, артикулы: XERI-410 Т, Н-535 Т. XERI-420 Т, SC25-128 ВТ, SC25-526 ВТ, Н-540 ВТ, Н-548 ВТ, Н-2712 Т, Н-2714 Т. Н-2716 Т, S-4526 Т, S-735 Т, S-740 Т, ВС-3 Т, Н-547 ВТ, ХЕ-210 Т, ХЕ-220 ВТ, ХЕ-220 Т, ХЕ-230 Т, Х-1411 DST, ХСА27-1211 DST, S-128 ВТ, производства фирмы Suministros A.Lorenzo Barroso SA, торговой марки "Lorenzo Barroso" (товар N 2), предназначенные для запечатывания мясной продукции в рукавные сетки и оболочки", и предъявило его по средствам электронного декларирования к таможенному оформлению на Каширский таможенный пост Московской областной таможни. ДТ был присвоен номер 10130060/101212/0031898
Поставка вышеуказанного товара осуществлена в рамках контракта от 01.06.2011 г. N 21, (далее - контракт), заключенных между обществом (покупатель) и компанией Suministros A Lorenzo Barosso SA, Испания (продавец).
Согласно п.1 контракта продавец обязуется поставить покупателю расходные материалы: клипсы и/или петли, а также запасные части в соответствии со спецификациями, являющимися неотъемлемой частью контракта.
Детальный перечень, наименование, описание, цена за единицу и количество подлежащего поставке товара, указывается в соответствующей спецификации.
Компания продавец является производителем товара.
В графе 33 деклараций на товар общество указало код товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС - 7616 10 000 0 ("прочие изделия из алюминия: - гвозди, кнопки, скобы (кроме указанных в товарной позиции 8305), винты, болты, гайки, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шайбы и аналогичные изделия, - прочие", ставка ввозной таможенной пошлины 10%).
В целях таможенного оформления общество представило: электронную копию ДТ N 10130060/101212/0031898, доверенность б/н от 15.02.2012 г., платежные поручения, паспорт РФ N 25 04 393221, свидетельство представителя, договор представителя N 29-М, контракт от 01.06.2011 г. N 21, спецификацию от 29.11.12, инвойс N R/45.747 от 30.11.12, инвойс за перевозку N ТЭО-672-15/1 от 29.11.12, ДТС N 10130060/101212/0031898, паспорт сделки, CMR N 10002 от 10.12.12, книжку МДП N XW71837299 от 13.12.12.
19.12.2012 г. Московской областной таможней в отношении товара N 2 было принято решение N 10130000-19-16/364 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД - 8305 20 000 0 ("фурнитура для скоросшивателей или папок, канцелярские зажимы и скрепки, индексные карточные указатели и аналогичные канцелярские изделия, из недрагоценных металлов; проволочные скобы в блоках (например, для канцелярских целей, обивки мебели, упаковки), из недрагоценных металлов: - проволочные скобы в блоках"), ставка таможенной пошлины 20%.
В связи с изменением кода товара по ТН ВЭД ТС таможенным органом в адрес общества было направлено требование от 24.12.2012 г. на корректировку сведений, заявленных в ДТ N 10130060/101212/0031898.
Считая, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении его прав и законных интересов, заявитель обратился в арбитражный суд.
Правильно определив характер спорных правоотношений, суд первой инстанции сделал выводы, которые соответствуют смыслу и содержанию норм, подлежащих применению.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации -свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД. Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется по правилам 1, 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 (а), 5 (б) и 6.
Согласно ОПИ ЕТТ классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам:
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями:
2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с фугими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или зещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3.
3. В случае, если в силу Цравила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом:
а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а) должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
в) Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.
4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями вышеизложенных Правил, классифицируются в товарной позиции, соответствующей товарам, наиболее сходным (близким) с рассматриваемыми товарами.
6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
При применении правила 2 ОПИ ТН ВЭД сначала применяется ОПИ ТН ВЭД 2а, затем ОПИ ТН ВЭД 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 26, применятся правило 3 ОПИ ТН ВЭД (п.6 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (ред. от 16.08.2011) "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров").
Таможенный орган должен доказать невозможность применения правила 1а, 2б, перед применением правила 3а, то есть отсутствие любой ссылки в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество, а также любой ссылки на товар из определенного материала или вещества, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества.
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД России правило 1 используется в следующих случаях.
Номенклатура представляет в систематизированном виде товары, обращающиеся в международной торговле. Эти товары группируются в ней в разделы, группы и подгруппы, снабженные наименованиями, указывающими в предельно сжатой форме категории или типы товаров, которые они охватывают. Во многих случаях, однако, в разделе или группе классифицируется такое разнообразие и количество товаров, что все их невозможно охватить или перечислить конкретно в наименованиях.
Правило I поэтому начинается с оговорки, что эти наименования приводятся "только для удобства использования". Следовательно, они не имеют законной силы при классификации.
Вторая часть данного Правила говорит о том, что классификацию следует проводить: исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
К указанной обществом товарной подсубпозиции 7616 10 ООО 0 ТН ВЭД ТС относятся "прочие изделия из алюминия: - гвозди, кнопки, скобы (кроме указанных в товарной позиции 8305), винты, болты, гайки, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шайбы и аналогичные изделия, - прочие".
Таможенный орган указал, что в отношении данного товара необходимо использовать подсубпозицию 8305 20 000 0 ТН ВЭД ТС, к которой относится "фурнитура для скоросшивателей или папок, канцелярские зажимы и скрепки, индексные карточные указатели и аналогичные канцелярские изделия, из недрагоценных металлов; проволочные скобы в блоках (например, для канцелярских целей, обивки мебели, упаковки), из недрагоценных металлов: - проволочные скобы в блоках".
Группа 83 ТН ВЭД ТС - Прочие изделия из недрагоценных металлов.
В данную группу включена товарная позиция 8305 - Фурнитура для скоросшивателей или папок, канцелярские зажимы и скрепки, индексные карточные указатели и аналогичные канцелярские изделия, из недрагоценных металлов; проволочные скобы в блоках (например, для канцелярских целей, обивки мебели, упаковки), из недрагоценных металлов.
Согласно пояснениям Федеральной таможенной службы к ТН ВЭД ТС, указанным к данной товарной позиции в нее включаются фурнитура из недрагоценных металлов в виде зажимов, струн, пружинных рычагов, колец, винтов и т.д., для скоросшивателей или папок. В нее также входят защитные кольца, переплеты и уголки для гроссбухов или других канцелярских книг; здесь же рассматриваются металлические канцелярские принадлежности для скрепления вместе или проштамповки бумаг (например, зажимы для писем, зажимы для бумаг, скоросшиватели для бумаг, скрепки, ярлычки-указатели для картотеки и досье, металлическое крепление для досье); проволочные скобы в блоках, используемые в степлерах, для канцелярских целей, обивки, упаковки и т.п.
Принимая во внимание данное примечание, таможенный орган классифицируя товар в данной товарной позиции ссылается на наименование проволочные скобы в блоках. Основываясь на том, что упаковка одного из видов товара - П-образных алюминиевых клипс отдаленно напоминает упаковку канцелярских скоб для степлера.
В оспариваемом решении в графе 5 "наименование товара" и в графе 7 сведения о товаре, необходимые для классификации" указано - проволочные П-образные скобы Однако, необходимо учитывать, что обществом в графе 31 ДТ "описание товара" указано - алюминиевые клипсы колбасные предназначенные для запечатывания мясной продукции в рукавные сетки и оболочки, также обществом было представлено письмо с графическими чертежами, подробным техническим описанием товара и его функциональной принадлежности, а также экспертное заключение N 6960, сертификат соответствия ГОСТ Р Х°РОСС ES.MM05.B00071 от 19.08.2010 по 18.08.2013, копии рекламных брошюр и описание-принцип действия клипсаторов, в которых также указан товар - алюминиевые клипсы колбасные, не представляется возможным определить какой именно технической документацией и какими именно сведениями пользовалась таможня при определении кода ТН ВЭД ТС в отношении товара, заявленного в ДТ N 10130060/101212/0031898.
Оспариваемое решение было принято таможенным органом лишь в отношении товара N 2 (алюминиевые клипсы колбасные П-образные), заявленного в ДТN 10130060/101212/0031898, хотя отличие товара N 1 (алюминиевые клипсы колбасные непрерывные) от товара N 2 (алюминиевые клипсы колбасные П-образные) - это разная упаковка и использование непрерывных алюминиевых клипс колбасных в клипсаторах большей производительности, что также свидетельствует о необоснованности действий таможенного органа при принятии решения о квалификации товаров, заявленных в ДТN 10130060/101212/0031898.
Клипсы колбасные алюминиевые, предназначенные для запечатывания мясной продукции в рукавные сетки и оболочки, используемые для клипсования. Клипсы изготовлены из алюминиевой проволоки с механическими свойствами, одинаковыми по всей длине клипсы.
Для запечатывания колбасных изделий в пищевой промышленности определяющим является материал, из которого изготовлены Клипсы колбасные алюминиевые - алюминий. Любой другой материал, используемый для изготовления фурнитуры, для пищевой промышленности не допускается.
По коду ТН ВЭД, определенному Московской областной таможней ставка таможенной пошлины составляет 20%, а по предлагаемому обществом коду - 10%, что влечет для общества неблагоприятные последствия в виде уплаты таможенной пошлины по не правильному коду ТН ВЭД.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно п.5 ст.200 АПК РФ и с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которое приняло этот акт.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст. 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение действие (бездействие органов), осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решение и действие (бездействие) незаконными.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.05.2013 по делу N А40-24539/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24539/2013
Истец: ООО "АНТЕС"
Ответчик: Московская областная таможня