г. Москва |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А41-11470/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Исаевой Э.Р., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Зачиняевой Е.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Общества с ограниченной ответственностью "Град+Сервис" (ИНН:5001077478, ОГРН:1105001001995): Епифанова И.Н., представитель (доверенность от 01.01.2013),
от ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Балашихи" (ИНН:5001036552, ОГРН:1025000509357): Носова М.С., представитель (доверенность от 14.01.2013),
от третьего лица - Общества с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр г. Балашихи" (ИНН:5001038581, ОГРН:1035000708357): представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Град+Сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2013 года по делу N А41-11470/13, принятое судьей Закутской С.А. по иску Общества с ограниченной ответственностью "Град+Сервис" к Обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Балашихи" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 9 369 214 руб. 61 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Град+Сервис" (далее - ООО "Град+Сервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Балашихи" (далее - ООО "Тепловые сети Балашихи") о взыскании неосновательного обогащения в сумме 9 369 214 руб. 61 коп. (л.д. 3-7).
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Информационно-расчетный центр г. Балашихи" (далее - ООО "ИРЦБ") (л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2013 года исковые требования оставлены без удовлетворения (л.д. 71-73).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Град+Сервис" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить (л.д. 76-78).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из материалов дела, по договору на отпуск тепловой энергии N 660, заключенному 01 октября 2011 года между ООО "Тепловые сети Балашихи" (теплоснабжающая организация), ООО "Град+Сервис" (поставщик) и ООО "ИРЦБ" (оператор), теплоснабжающая организация обязалась отпустить поставщику тепловую энергию, а поставщик - принять и произвести расчеты за отпущенную тепловую энергию через оператора в соответствии с разделом 4 договора, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им теплоэнергетических приборов и оборудования (пункт 1.1 договора) (л.д. 11-15).
В соответствии с пунктом 2.1 договора количество тепловой энергии, отпущенной поставщику, не имеющему приборы учета, отпускается по графику отпуска тепловой энергии (Приложение N 1). Количество отпускаемой тепловой энергии, указанной в Приложении N 1, рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством порядке.
Количество тепловой энергии, отпущенной поставщику на многоквартирные дома, имеющие приборы учета, определяется на основании показаний приборов учета, зафиксированных в двусторонних актах, составляемых сторонами в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным, а в части, не учтенной прибором учета, - по графику (пункт 2.2 договора).
Согласно пункту 2.5 договора количество тепловой энергии для горячего водоснабжения уточняется ежеквартально на основании списков проживающих постоянно, временно, временно отсутствующих, предоставленных поставщиком и заверенных оператором.
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что все расчеты по договору производятся по платежным требованиям и счетам-фактурам, которые выписываются теплоснабжающей организацией и выставляются поставщику в первой декаде текущего месяца на оплату теплоснабжения за весь текущий месяц и оплачиваются оператором.
Во исполнение условий договора в период с октября 2011 года по март 2012 года ООО "Тепловые сети Балашихи" поставило на объекты истца тепловую энергию общей стоимостью 14 589 835 руб. 38 коп.
По утверждению истца, ответчиком неверно произведен расчет стоимости тепловой энергии, что привело к незаконному увеличению платы за коммунальные услуги в спорный период, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском. При этом указал на правильность расчета количества тепловой энергии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности факта переплаты истцом за тепловую энергию, поставленную ответчиком в период с октября 2011 года по март 2012 года.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Из смысла данной правовой нормы следует, что покупатель обязан оплатить фактически принятое количество тепловой энергии.
Доказательствами, подтверждающими фактическое потребление абонентом тепловой энергии и ее количество, являются акты приема-передачи тепловой энергии, подписанными абонентов без претензий и замечаний по качеству и объекту, платежных требований в качестве доказательств передачи тепловой энергии абоненту.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), условия договора теплоснабжения от 01.11.2006 не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и ГВС определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 Приложения N 2 к названным Правилам, которым установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Следовательно, при отсутствии средств измерения в жилом доме объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
В силу Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг N 306 от 23 мая 2006 года, норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2). Установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункт 3). Согласно Правилам N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления (пункт 4).
Таким образом, способ расчета за переданные коммунальные услуги, примененный ответчиком, соответствует действующему законодательству, регулирующему отношения сторон (статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам").
Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно пункту 2 постановления подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, то есть с 01 сентября 2012 года.
Таким образом, требования подпункта "е" пункта 3 постановления N 124 не подлежат применению к настоящему спору.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что применение к отношениям сторон методики расчета по индивидуальным приборам учета означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ответчика ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении истца. При оплате оказанных услуг по показаниям индивидуальных приборов учета не учитываются технически неизбежные и обоснованные потери горячей воды во внутридомовых коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома, в том числе и объем горячей воды, необходимый для содержания общего имущества в многоквартирном доме, оплата которых в данном случае лежит на собственниках помещений дома опосредованно через ответчика. Следовательно, у ответчика отсутствовали основания для определения количества тепловой энергии по показаниям установленных у населения индивидуальных приборов учета. Таким образом, при отсутствии общедомового прибора учета объем потребленной горячей воды правомерно определялось расчетным путем, с учетом установленного норматива потребления коммунальных услуг населением, при этом показания индивидуальных приборов учета воды не принимались во внимание.
Данный вывод согласуется с позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 22.09.2009 N 5290/09 и от 23.11.2010 N 6530/10.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение, которое приводит к возникновению отдельной разновидности внедоговорного обязательства, регулируемого нормами главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Целью обязательств из неосновательного обогащения является восстановление имущественной сферы потерпевшего путем возврата неосновательно полученного или сбереженного за счет него другим лицом (приобретателем) имущества.
По смыслу указанной нормы права, истец должен доказать, что за его счет со стороны ответчика имеет место сбережение денежных средств без должного правового обоснования.
Как установлено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт переплаты за оказанные услуги по поставке тепловой энергии, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ООО "Град+Сервис" о взыскании с ООО "Тепловые сети Балашихи" неосновательного обогащения.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2013 года по делу N А41-11470/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Мальцев |
Судьи |
Э.Р. Исаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11470/2013
Истец: ООО "Град+Сервис"
Ответчик: ООО "Тепловые сети Балашиха"
Третье лицо: ООО "Информационно-расчетный центр г. Балашиха", ООО "Информационно-расчетный центр г. Балашихи"