г. Владимир |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А79-3714/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2013 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Наумовой Е.Н.,
судей Бухтояровой Л.В., Большаковой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гуськовой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации города Чебоксары Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.07.2013
по делу N А79-3714/2013, принятое судьей Новожениной О.А.,
по иску государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, г. Чебоксары, ОГРН 1022101129775, ИНН 2128004517,
к администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, ОГРН 1022101150037, ИНН 2126003194, третьи лица: Финансовое управление администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары, Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары,
о взыскании 1 165 672 руб.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ.
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Чебоксары Чувашской Республики о взыскании убытков в сумме 1 165 672 руб.
Исковые требования обоснованы положениями статей 16, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением от 04.07.2013 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель указывает, что только 01.03.2013 в соответствии с постановлениями администрации города Чебоксары от 26.02.2013 N 525, от 01.10.2012 N 311 между истцом и Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары заключено соглашение о предоставлении субсидий из бюджета города за компенсацию потерь в доходах перевозчика.
Пояснил, что с 01.01.2012 по 28.02.2013 между сторонами договоры или дополнительные соглашения не были заключены, постановление от 28.01.2011 N 12 утратило юридическую силу 08.10.2012.
Не признает услуги истца за период с 01.01.2013 по 28.02.2013.
Считает, что в отсутствие договорных отношений у администрации не возникает обязательств по оплате.
ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность обжалуемого решения, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 512 от 29.12.2010 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортном" в целях социальной поддержки граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Заволжья постановлением администрации города Чебоксары N 12 от 28.01.2011 установлены льготные тарифы на перевозки пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары-Сосновка" для граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Заволжья, и работников муниципальных учреждений: МОУ "Заволжская средняя общеобразовательная школа", ДОУ N 8, 43, 47, МОУ "Детская юношеская спортивная школа N 10", МОУ ДОЛ "Волна", филиал "Заволжье" МУЗ "Первая городская больница им. И.П. Осипова", МУ "Служба муниципального земельного контроля г. Чебоксары", ПЧ N 9 по охране п. Сосновка ГУ "ЧРПС" ГК ЧС Чувашии, информационно-культурный центр п. Сосновка, клубы Заволжья согласно приложению.
05.03.2011 между администрацией города Чебоксары (заказчик) и государственным унитарным предприятием Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (исполнитель) заключен муниципальный договор N 18 на выполнение услуг по перевозке пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары-Сосновка" в течение 2011 года.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного муниципального договора исполнитель по поручению заказчика обязался осуществлять перевозку пассажиров и багажа жителей Заволжья и работников муниципальных учреждений образования, культуры и здравоохранения, находящихся на территории Заволжья, на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары-Сосновка" по тарифам, установленным постановлением администрации N 12 от 28.01.2011 "Об установлении льготных тарифов на перевозки пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары-Сосновка".
Согласно пункту 4.1 муниципального договора указанный договор вступает в силу с момента его подписания и распространяется на отношения сторон в период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Оплата по муниципальному договору производится за счет средств бюджета г. Чебоксары на 2011 год (пункт 1.2). Исполнитель ежемесячно представляет в отдел транспорта и связи заказчика расчеты по выпадающим доходам от перевозки пассажиров на пригородном автобусном маршруте N 204. За выполненную работу заказчик производит ежемесячное перечисление средств на расчетный счет исполнителя в соответствии с расчетами, представленными исполнителем, и проверенными отделом транспорта и связи заказчика в пределах выделенных бюджетных средств на указанные цели, в т.ч. за выполненную работу в 2011 году - 1 213 693 руб. (пункты 2.1, 2.2 договора).
Данные обстоятельства установлены вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Чувашской Республики от 08.02.2012 по делу N А79-7043/2011, от 20.06.2012 по делу N А79-5232/2012, от 19.12.2012 по делу N А79-11543/2012, которые в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
Приказом Минстроя ЧР N 04-13/390 от 02.09.2009 "Об утверждении Перечня маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан" утвержден Перечень маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан, в т.ч. по маршруту N 204 "Чебоксары (Привокзальная АС-Сосновка)", обслуживаемому ГУП "Чувашавтотранс".
Постановлением администрации N 311 от 01.10.2012 "Об организации транспортного обслуживания населения города на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары (Привокзальная АС)-п.Сосновка" утверждено "Положение о бесконтактной микропроцессорной пластиковой смарт-карте, предназначенной для совершения фиксации проезда на пригородном автобусном маршруте N 204 "АС "Привокзальная" (Чебоксары)-п.Сосновка (Чебоксары)", перечень категорий граждан, имеющих право пользования бесконтактной микропроцессорной пластиковой смарт-картой и льготным проездом на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары (Привокзальная АС)-п. Сосновка", а также стоимость льготного проезда.
Управлению ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары совместно с Заволжским территориальным управлением администрации города Чебоксары предписано принять меры по реализации Положения и организации внедрения автоматизированной системы учета безналичной оплаты проезда на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары (Привокзальная АС)-п. Сосновка" с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых смарт-карт, а также осуществлять возмещение затрат, связанных с перевозкой пассажиров, пользующихся льготным проездом на пригородном автобусном маршруте N 204 с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых смарт-карт, в соответствии с Правилами предоставления субсидии на компенсацию потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате установления льготного проезда отдельным категориям граждан на пригородном автобусном маршруте N 204 (пункты 4.1, 4.2 постановления N 311 от 01.10.2012).
Правила предоставления субсидии на компенсацию потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате установления льготного проезда отдельным категориям граждан на пригородном автобусном маршруте N 204, утверждены постановлением администрации N 335 от 08.10.2012.
Согласно пункту 2 указанных Правил организация автомобильного транспорта, осуществляющая перевозку пассажиров на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары (Привокзальная АС)-Сосновка", определяется на основании приказа Минстроя ЧР N 04-13/390 от 02.09.2009 "Об утверждении перечня маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозки льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета для льготных категорий граждан".
Под потерями в доходах перевозчика в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан понимается разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае оформления разовых проездных документов (билетов) по действующему тарифу, и фактическими доходами перевозчика, полученными в результате предоставления льготы.
Финансирование расходов по предоставлению субсидии осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Чебоксары в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных на соответствующий финансовый год для главного распорядителя бюджетных средств - Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи (пункт 3).
Средства бюджета города Чебоксары предоставляются в виде субсидии организации автомобильного транспорта, с которой Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи заключает соглашение о предоставлении субсидии из бюджета города Чебоксары на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары-Сосновка", возникающих в результате установления льготного проезда отдельным категориям граждан по единым транспортным картам. Размер субсидии определяется в соответствии с данными учета поездок отдельных категорий граждан и отчетами на возмещение потерь в доходах перевозчика, ежемесячно представляемыми, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, перевозчиком Управлению ЖКХ, энергетики, транспорта и связи по формам, предусмотренным соглашением. Перечисление перевозчику субсидии производится с лицевого счета получателя средств бюджета города Чебоксары - Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи, открытого в Финансовом управлении администрации города Чебоксары, на расчетный счет получателя субсидии, указанный в соглашении (пункты 4, 5, 7).
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о бесконтактной микропроцессорной пластиковой смарт-карте, предназначенной для совершения фиксации проезда на пригородном автобусном маршруте N 204 "АС "Привокзальная" (Чебоксары)-п.Сосновка (Чебоксары)", внедрение автоматизированной системы учета безналичной оплаты проезда на пригородном автобусном маршруте N 204 с использованием транспортной карты осуществляется на основании соглашения, заключаемого между администрацией города Чебоксары, юридическими и физическими лицами, осуществляющими пассажирские перевозки на указанном пригородном автобусном маршруте, организацией, уполномоченной на изготовление и доставку транспортных карт.
Для внедрения транспортной карты Заволжское территориальное управление администрации города Чебоксары обеспечивает: организацию рабочего места для работы с заявителями; сбор и направление в уполномоченную организацию информации о заявителе для изготовления транспортной карты; выдачу транспортной карты в предусмотренном указанным Положением порядке; ведение учета выданных транспортных карт.
Соглашение о предоставлении субсидий из бюджета г. Чебоксары на компенсацию потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате установления льготного проезда отдельным категориям граждан на пригородном автобусном маршруте N 204, было заключено ГУП "Чувашавтотранс" и Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи лишь 01.03.2013.
В результате перевозки пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 204 в период с 01.01.2013 по 28.02.2013 у ГУП "Чувашавтотранс" образовались убытки (невозмещенные затраты) в сумме 1 165 672 руб.
Ссылаясь на то, что ответчик не погасил задолженность по недополученным денежным средствам за фактически произведенные перевозки в указанный период, ГУП "Чувашавтотранс" обратилось с настоящим иском в суд.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика и оснований для взыскания 1 165 672 руб.
Суд апелляционной инстанции согласен с данной позицией суда в силу следующего.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
- принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
- принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка транспортом общего пользования относится к публичным договорам, по условиям которого перевозчик обязан оказать соответствующую характеру его деятельности услугу в отношении каждого, кто к нему обратится. Следовательно, исходя из правовых оснований, технологических особенностей перевозочного процесса и его направленности на обслуживание населения города в целом, перевозки льготных и не пользующихся льготами категорий пассажиров могли производиться транспортными средствами истца только одновременно. Соответствующие перевозки носят социальный характер, осуществляются по регулируемым тарифам.
Отношения администрации со сторонними перевозчиками, не находящимися в ее муниципальной собственности, регулируются нормами гражданского законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовые образования, в том числе муниципальные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
Вопросы организации транспортного обслуживания населения в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежали включению в расходы бюджета городского округа исходя из положений статей 6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В подтверждение фактического осуществления пассажирских перевозок истцом в спорный период представлены билетно-учетные листы с приложением корешков льготных проездных билетов, путевые листы, ведомости продажи билетов, контрольные листы за январь-февраль 2013 года.
Между тем соглашение о предоставлении субсидии из бюджета города Чебоксары на компенсацию части потерь в доходах в связи с осуществлением перевозок пассажиров на пригородном автобусном маршруте N 204 "Чебоксары-Сосновка", возникающих в результате установления льготного проезда отдельным категориям граждан по единым транспортным картам, между ГУП "Чувашавтотранс" и Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи было заключено 01.03.2013.
По существу, за счет предоставления истцом услуг по перевозке ответчик выполнил возложенные на него публичные функции, которые относятся к расходным обязательствам муниципальных образований, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 13371/10 от 31.05.2011.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Указанное правило, применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
На основании пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужими услугами должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование и в том месте, где оно происходило.
Отсутствие договорных отношений не является основанием для неоплаты лицом услуг, их получивших.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Задолженность бюджета г. Чебоксары по компенсации невозмещенных затрат за фактически оказанные в период с января по февраль 2013 года услуги по перевозке пассажиров подтверждаются представленными в материалы дела первичными документами.
Поскольку ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств оплаты долга, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания 1 165 672 руб. неосновательного обогащения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как не влияющие на законность принятого судебного акта.
Аргумент заявителя о том, что постановление администрации города Чебоксары N 12 от 28.01.2011 утратило силу, не принимается во внимание, поскольку постановлением N 311 от 01.10.2012 установлен перечень категорий граждан, имеющих право пользования льготным проездом в спорный период времени на автобусном маршруте истца.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.07.2013 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.07.2013 по делу N А79-3714/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Л.В. Бухтоярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3714/2013
Истец: ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской республики
Ответчик: Администрация города Чебоксары, Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: Управление ЖКХ ,энергетики , транспорта и связи администрации города Чебоксары, Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары Чувашской Республики, Финансовое управление администрации города Чебоксары Чувашской республики