Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2013 г. N 13АП-16587/13
г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А26-3099/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Борисова Г.В.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Гусева Л.Г.-предприниматель, Шаркевича И.Н. по доверенности от 28.09.2012;
от заинтересованного лица: не явились-извещены ( уведомление N 81435);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (13АП-1741/2013)
индивидуального предпринимателя Гусевой Любови Григорьевны
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.07.2013
по делу N А26-3099/2013 (судья Таратунин Р.Б.),
рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гусева Любовь Григорьевна (ОГРНИП 305103917400025, далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного инспектора по охране территории Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Кивач" (186220, Республика Карелия, Кондопожский район, п.Кивач, далее- Государственный заповедник) от 23.04.2013 N 11, о привлечении к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с обоснованным привлечением предпринимателя к административной ответственности за осуществление торговли сувенирами на территории заповедника без соответствующего разрешения.
Не согласившись с решением суда, Гусева Л.Г. направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании предприниматель поддержала доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что поскольку реализация сувенирной продукции является разновидностью обеспечения жизнедеятельности жителей заповедника, то предпринимательская деятельность осуществляется на законных основаниях в силу ч.4 ст. 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях". Предприниматель пояснила, что до 2012 года с дирекцией заповедника заключались соответствующие договоры на осуществление торговой деятельности в специально отведенных для этого зонах на территории Государственного заповедника, на момент проведения проверки срок договора истек, никаких иных разрешительных документов не имеется.
ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направило.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав предпринимателя, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 20.04.2013 в ходе проведения природоохранных мероприятий государственным инспектором Журавлевым Т.С. выявлен факт осуществления предпринимателем Гусевой Л.Г. торговой деятельности на территории Государственного природного заповедника "Кивач" в квартале 34 (площадь вблизи водопада "Кивач"). Торговля сувенирами осуществлялась без договора и без разрешения администрации заповедника.
По данному факту, в присутствии предпринимателя, 20.04.2013 оставлен протокол об административном правонарушении N 12 о наличии в действиях предпринимателя Гусевой Л.Г. признаков правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании указанного протокола и материалов административного дела 23.04.2013 заместителем главного государственного инспектора по охране территории государственного природного заповедника "Кивач" в отношении предпринимателя Гусевой Л.Г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 11 с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4 000 рублей (с учетом повторного привлечения к административной ответственности).
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обжаловала его в арбитражном суде по тем основаниям, что проживает на территории государственного природного заповедника "Кивач" (поселке Кивач) и вправе в силу части 4 статьи 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" заниматься деятельностью, которая обеспечивает жизнедеятельность жителей заповедника, поскольку возможности осуществлять какие-либо иные виды деятельности у нее не имеется; ссылается на ранее заключенный с Администрацией заповедника договор о совместной деятельности и отсутствие каких-либо запретов на торговлю, а также на то, что в настоящее время Администрация заповедника, несмотря на неоднократные обращения, не установила порядка осуществления предпринимательской деятельности и сдачи торговых мест в аренду на территории заповедника и не выдала разрешения на торговлю сувенирами.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, в полном объеме оценил обстоятельства, установленные по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Согласно пункту 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) влечет административную ответственность по статье 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу части 4 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Пунктом 14 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48, предусмотрено, что на некоторых участках заповедника в порядке, определенном в Положении о конкретном государственном заповеднике, могут быть разрешены: организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории; предоставление работникам заповедника, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных наделов (пахотной земли и сенокосов); заготовка дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан; сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи); любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами, проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи); организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов; размещение музеев природы заповедника, в том числе с экспозицией под открытым небом.
Положение о Федеральном государственном учреждении "Государственный заповедник "Кивач" утверждено приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.12.1997 (делее-Положение о ФГУ "Государственный заповедник "Кивач").
Согласно пункту 8.6 Положения о ФГУ "Государственный заповедник "Кивач" на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования Заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с настоящим Положением о Заповеднике, а именно: организация личных подсобных хозяйств для обеспечения сотрудников Заповедника и членов их семей продуктами питания; предоставление работникам Заповедника, в том числе вышедшим на пенсию и проживающим на его территории, участков пахотной земли и сенокосов, участков для хозяйственных построек; заготовка (в порядке прочих рубок) дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей Заповедника и проживающих на его территории граждан; сбор грибов, ягод преимущественно работниками Заповедника, а также гражданами, проживающими на его территории, для личного потребления и без права продажи; любительский лов рыбы для личного потребления (без права продажи); размещение музеев природы Заповедника, в том числе, с экспозицией под открытым небом; организация и устройство учебных и экскурсионных экологических маршрутов.
Таким образом, из вышеназванных правовых актов следует, что розничная торговля промышленными товарами (сувенирами) не относится к деятельности, направленной на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, о которой упоминается в части 4 статьи 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и на что ссылается заявитель, поскольку не связана ни с задачами государственного природного заповедника, ни с обеспечением режима особой охраны его территории и не поименована в пункте 8.6 Положения о государственном заповеднике Кивач.
Между тем, пунктом 3.2 Положения о ФГУ "Государственный заповедник "Кивач" предусмотрено право учреждения осуществлять приносящую доход деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации и настоящему Положению, в том числе, реализовывать продукцию с символикой заповедника и сувенирную продукцию.
В соответствии с Положением об экскурсионной зоне Государственного природного заповедника "Кивач" обслуживание посетителей и иная хозяйственная деятельность на территории экскурсионной зоны (зоны регулируемого рекреационного пользования и обслуживания посетителей) может осуществляться Заповедником, а также иными государственными, общественными и частными предприятиями и организациями и частными лицами с разрешения Заповедника и на основе заключенных с Заповедником договоров. Экскурсионная зона включает в себя выделы 39, 40 и 51 в квартале 34.
Следовательно, осуществление данного вида деятельности должно производиться в порядке, установленном пунктом 8.8 Положения о ФГУ "Государственный заповедник "Кивач" и Положением об экскурсионной зоне государственного природного заповедника "Кивач", то есть с разрешения заповедника и на основе заключенных с заповедником договоров.
Предприниматель не отрицает того факта, что на момент проведения проверки договор на право торговли сувенирной продукцией в экскурсионной зоне с администрацией заповедника не заключен, никакого иного разрешения на право осуществления торговли от администрации получено не было.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обосновано указал на доказанность административным органом состава правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Государственным инспектором по охране территории государственного природного заповедника процедура привлечения предпринимателя к административной ответственности соблюдена, ее права не нарушены. Максимальный размер штрафа, установленный санкцией статьи 8.39 Кодекса, применен в данном случае к заявителю обоснованно, поскольку ранее постановлением от 21.08.2012 N 71 Гусева Л.Г. привлекалась к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения. В апелляционной жалобе доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное предпринимателем, как малозначительное, не представлено.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02 июля 2013 года по делу N А26-3099/2013, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гусевой Любови Григорьевны без удовлетворения.
Судья |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.