город Омск |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А70-2467/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6601/2013) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2013 по делу N А70-2467/2013 (судья Соловьев К.Л.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Баженовой Маргариты Александровны (ОГРНИП 311723217300040, ИНН 720502534921)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в г.Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах) (ОГРН 1057200990593, ИНН 7203158490)
об отмене постановлений N 48 от 28.02.2013 и N 49 от 28.02.2013 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Баженовой Маргариты Александровны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Индивидуальный предприниматель Баженова М.А. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в г. Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах (далее - ответчик, Управление) об оспаривании постановления N 48 от 28.02.2013 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и постановления N 49 от 28.02.2013 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ (л.д.68-72).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2013 по делу N А70-2467/2013 заявленные требования удовлетворены. Постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в г. Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах по делам об административном правонарушении N 48 от 28.02.2013, N 49 от 28.02.2013, принятые в отношении индивидуального предпринимателя Баженовой Маргариты Александровны признаны незаконными и отменены полностью.
Судебный акт мотивирован тем, что факт совершения административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, указанный в постановлении N 48 от 28.02.2013, является установленным. Однако судом применены положения статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ по постановлению N 49 от 28.02.2013 суд первой инстанции не усмотрел.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы по постановлению N 49 от 28.02.2013 указано, что квитанция от 05.07.2012 на сумму 3 000 руб. расценивается Управлением как заключение договора в устной форме, следовательно, сторонами согласованы все условия, отраженные в типовом договоре, предлагаемые предпринимателем к заключению всем заказчикам. При этом в типовой договор включены положения ущемляющие права потребителя.
По постановлению N 48 от 28.02.2013 Управление указало, что имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ. Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
От Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 22.06.2011 за ОГРН 311723217300040, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 72 N 001969066.
На основании жалобы Коваленко В.Ю. и Коваленко А.Ю. от 07.02.2013 (л.д.35), в соответствии с приказом начальника территориального отдела Управления от 07.02.2013 N 09.3-14/19 должностным лицом ответчика проведена внеплановая выездная проверка деятельности предпринимателя.
В рамках указанной проверки, в присутствии самого заявителя (ИП Баженовой М.А.), в присутствии понятых, проведён осмотр принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, результаты которого отражены в протоколе N б/н от 20.02.2013 (л.д.31-33).
Согласно данному протоколу, в результате осмотра установлено отсутствие на вывеске информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя с указанием наименования регистрирующего органа и местонахождения предпринимателя; на доске потребителя отсутствуют правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, адрес подразделения по защите прав потребителей; образцы договоров об оказании услуг; в представленной предпринимателем квитанции на оказание услуг N 2 от 05.07.2012 отсутствуют сведения о дате выполнения заказа, подпись потребителя, сделавшего заказ. Договор с заказчиками Коваленко не представлен.
До проведения осмотра помещений Управление направило в адрес заявителя требование о предоставлении информации N 09.3-52/122 от 14.02.2013 (л.д.34) и требование об обеспечении присутствия законного представителя, либо представителя по доверенности предпринимателя от 14.02.2013 (л.д.36). Сведений о получении данных требований заявителем в суд не представлено.
Результаты проверки зафиксированы в составленном ответчиком акте проверки от 21.02.2013 (л.д.24-25).
По факту выявленных нарушений ответчиком в отношении предпринимателя вынесено предписание N 19 от 20.02.2013 (л.д.30) и предписание N 22 от 28.02.2013 (л.д.14-16), которыми заявителю предписано устранить допущенные нарушения, в течение сроков, указанных в предписаниях. Согласно ходатайству заявителя от 26.02.2013 (л.д.39-41) часть допущенных нарушений заявителем были устранены, с частью нарушений заявитель не согласна.
Кроме того, в связи с нарушением предпринимателем обязательных требований, ответчиком составлены протоколы об административных правонарушениях от 21.02.2013 (л.д.87-88) и протокол от 26.02.2013 (л.д.105-108), которыми установлено наличие признаков правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.4 и 14.8 КоАП РФ.
Протоколы составлены в присутствии заявителя.
Как следует из протокола от 21.02.2013 заявителем нарушены пункты 2, 3, 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 1025 от 15.08.1997 (далее - Правила бытового обслуживания населения), в частности на вывеске отсутствует информация о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа; не предоставлена возможность ознакомления с Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, не доведён до сведения потребителей адрес подразделения по защите прав потребителей, отсутствуют образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг; квитанция на оплату услуг N 2 от 05.07.2012, выданная Коваленко В.Ю. не содержит даты выполнения заказа, нет подписи потребителя.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Управление известило заявителя определением от 21.02.2013 (л.д.23).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, начальник территориального отдела Управления, считая, что указанные действия образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.4. КоАП РФ вынес постановление N 48 от 28.02.2013.
Согласно постановлению N 48 от 28.02.2013 Управлением установлено, что заявителем нарушены пункты 2, 3, 4, Правил бытового обслуживания населения.
В связи с чем, заявитель привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 26.02.2013 (л.д.105-108) при анализе типовой формы договора о задатке и типовой формы договора оказания фотоуслуг, административный орган пришел к выводу, что в условия данных типовых форм были включены условия ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, а именно статьями 16, 28, 29, 30, 32, 37 Закона о защите прав потребителей.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Управление известило заявителя определением от 26.02.2013 (л.д.109).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, начальник территориального отдела Управления вынес постановление N 49 от 28.02.2013 (л.д.110-115).
Согласно постановлению N 49 от 28.02.2013, Управлением при анализе бланка договора вх. N 09.3-51/193/1 от 25.02.2013, который заявитель предлагает к заключению со всеми заказчиками услуг (типовая форма) договора о задатке и типовой формы договора оказания фотоуслуг установлено, что заявителем были включены условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, а именно статьями 16, 28, 29, 30, 32, 37 Закона о защите прав потребителей.
В связи с чем, заявитель привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Постановления N 48 от 28.02.2013 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ и N 49 от 28.02.2013 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ обжалованы предпринимателем в судебном порядке.
19.06.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как указано ранее, предприниматель постановлением N 48 от 28.02.2013 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения.
В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными требованиями специальных нормативных правовых актов, действующих в определенной области, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг, в том числе, касающихся оформления оказания этих услуг.
Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов.
Управление, привлекая предпринимателя к административной ответственности, указывает на то, что:
- на вывеске отсутствует информация о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа;
- не предоставлена возможность ознакомления с Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, не доведён до сведения потребителей адрес подразделения по защите прав потребителей, отсутствуют образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг;
- квитанция на оплату услуг N 2 от 05.07.2012, выданная Коваленко В.Ю. не содержит даты выполнения заказа, нет подписи потребителя.
При этом Управление делает вывод о нарушении предпринимателем пунктов 2, 3, 4 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 1025 от 15.08.1997 (далее - Правила бытового обслуживания населения).
Как следует из пункта 2 Правил бытового обслуживания населения, исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске. Исполнитель - индивидуальный предприниматель обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.
В силу пункта 3 Правил бытового обслуживания населения, исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления, в том числе, адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
Как указано в пункте 4 Правил бытового обслуживания населения, договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения, в том числе, даты приема и исполнения заказа; должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Действительно действующими правилами предусмотрено ряд условий, которые должны соблюдаться предпринимателем.
Однако выявленные административным органом правонарушения не составляют объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, поскольку не являются ни продажей товаров, ни выполнением работ, ни оказанием населению услуг, которые бы не соответствовали требованиям нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях предпринимателя не имеется событие вменяемого ему административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Как следует из части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пункта 2 статьи 14.8 КоАП РФ, включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Суд апелляционной инстанции считает, что нарушения, указанные административным органом в постановлении N 48 от 28.02.2013 подлежат квалификации по статье 14.8 КоАП РФ, а именно:
- на вывеске отсутствует информация о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа;
- не предоставлена возможность ознакомления с Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, не доведён до сведения потребителей адрес подразделения по защите прав потребителей, отсутствуют образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг. Поскольку указанные нарушения являются нарушающими на получение потребителями необходимой и достоверной информации, в частности, эти действия образуют событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ;
- квитанция на оплату услуг N 2 от 05.07.2012, выданная Коваленко В.Ю. не содержит даты выполнения заказа, нет подписи потребителя - часть 2 статьи 14.8 КоАП РФ. Таким образом, квитанция является письменной формой договора купли-продажи, в силу чего отсутствие в ней существенные условия договора оказания бытовых услуг (отсутствие даты изготовления заказа) является включенным в договор условием, ущемляющим права потребителя.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу, что административным органом допущена неправильная квалификация совершенного обществом административного правонарушения, что влечет безусловную отмену оспариваемого постановления N 48 от 28.02.2013.
Судом первой инстанции также не правильно дана квалификация деяния. При этом суд счел возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ. В апелляционной жалобе Управление настаивает на правильной квалификации и считает, что правонарушение не является малозначительным.
Указанные доводы апелляционным судом отклоняются на основании вышеизложенного. При этом довод Управления об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ апелляционным судом не оценивается в связи с отменой постановления административного органа.
Постановлением N 49 от 28.02.2013 предприниматель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Согласно постановлению N 49 от 28.02.2013, Управлением при анализе бланка договора вх. N 09.3-51/193/1 от 25.02.2013 договора о задатке и типовой формы договора оказания фотоуслуг установлено, что заявителем были включены условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, а именно статьями 16, 28, 29, 30, 32, 37 Закона о защите прав потребителей.
В соответствии с диспозицией части 2 статьи 14.8 КоАП РФ объективную сторону правонарушения образует включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
В материалы административного дела представлена копия квитанции, согласно которой, 05.07.2012 заказчик Коваленко внес ИП Баженовой М.А. 3000 рублей в качестве задатка за фотосъемку.
В соответствии с частью 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно части 1 статьи 434 ГК РФ, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
В силу пункта 2 статьи 434 ГК РФ, договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Изъявив желание к заключению договора об оказании фотоуслуг, стороны (ИП Баженова М.А. и гр. Коваленко) заключили в письменный форме соответствующий договор, о чем свидетельствует представленная в материалы дела квитанция, которая содержит существенные условия, а именно вид услуг, их стоимость.
В такой ситуации отсутствует основание утверждать, что условия сторон регулируются типовым договором.
Как было выше сказано, типовой договор даже не был размещен в доступном месте. Каких-либо доказательств того, что Коваленко был ознакомлен с его условиями, материалы дела не содержат.
Оценивая изложенные в постановлении N 49 от 28.02.2013 выводы в части включения заявителем условий, нарушающих права потребителя, в типовые формы договоров, суд первой инстанции обоснованно указал, что факт включения в неподписанные сторонами проекты договоров условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Наличие типового договора, содержащего условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, является поводом для проведения проверки, в ходе которой административный орган должен установить факт предложения конкретному потребителю заключить договор на таких условиях либо факт включения таких условий в конкретный договор с конкретным потребителем, подписанный сторонами. Проекты договоров не устанавливают, не изменяют и не прекращают прав и обязанностей конкретных потребителей.
Как следует из квитанции, она не ущемляет права потребителя. Доказательств обратного, административным органом не представлено.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ, части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку оспариваемое постановление N 49 от 28.02.2013 не соответствует закону и установлено отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, то заявленные требования о признании незаконным постановления N 49 от 28.02.2013 обоснованно судом удовлетворены.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выше выводы апелляционного суда.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.06.2013 по делу N А70-2467/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2467/2013
Истец: ИП Баженова Маргарита Александровна
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в г. Ишиме, Ишимском, Абатском, Викуловском, Сорокинском районах