Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2013 г. N 02АП-6255/13
г. Киров |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А82-11402/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калининым А.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.06.2013 по делу N А82-11402/2012, принятое судом в составе судьи Кокуриной Н.О.
по заявлению индивидуального предпринимателя Филипповой Галины Евгеньевны
(ИНН: 760400062697, ОГРНИП: 304760415400212)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области
(ИНН: 7604016101, ОГРН: 1047600432000),
Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное)
(ИНН: 7604188661, ОГРН: 1107604014825)
о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 18 845 рублей 86 копеек,
установил:
индивидуальный предприниматель Филиппова Галина Евгеньевна (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган), Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) (далее - Управление) об обязании возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 820 рублей на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 4 784 рублей на накопительную часть трудовой пенсии.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 06.06.2013 Инспекция обязана возвратить Предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в суммах 2 820 рублей по страховой части и 4 784 рублей по накопительной части. В удовлетворении заявленных требований к Управлению о возврате излишне уплаченных страховых взносов отказано.
Инспекция с принятым решением суда не согласилась, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Инспекция указывает на то, что с 01.01.2010 в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы N ММ-7-1/722@ налоговый орган не является администратором страховых взносов, функции по администрированию страховых взносов в виде фиксированного платежа переданы территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" решения о зачете (возврате) страховых взносов принимаются органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Инспекция указывает на то, что налоговым органом были закрыты все лицевые карточки налогоплательщиков по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2013.
Предприниматель, Управление в отзывах на апелляционную жалобу с доводами налогового органа не согласны, просят оставить решение суда без изменения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Предприниматель представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.03.2012 Предприниматель обратился в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 820 рублей на страховую часть трудовой пенсии и 7 364 рублей на накопительную часть трудовой пенсии (лист дела 92 том 1).
11.03.2012 Управление приняло решение N 17 о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 820 рублей на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 7 364 рублей на накопительную часть трудовой пенсии (листы дела 93, 94 том 1).
На основании решения Управления от 11.03.2012 N 17 Инспекция решением от 21.03.2012 N 26657 возвратила Предпринимателю страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 2 580 рублей (лист дела 49 том 1). Решением Инспекции от 12.04.2012 N 8739 в возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 820 рублей на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 4 784 рублей на накопительную часть трудовой пенсии отказано, в связи с отсутствием переплаты (лист дела 95 том 1).
08.11.2012 Предприниматель обратился в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 583 рублей 86 копеек на страховую часть трудовой пенсии, 8 262 рублей на накопительную часть трудовой пенсии (листы дела 41, 45, 47 том 1).
Решениями Инспекции от 12.11.2012 N 11075, от 15.11.2012 N 11100 заявление Предпринимателя оставлено без исполнения, поскольку решения о возврате страховых взносов принимаются органами Пенсионного фонда Российской Федерации (листы дела 36, 44 том 1).
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании Инспекции и Управления возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 2 820 рублей на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 4 784 рублей на накопительную часть трудовой пенсии.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался частями 11, 14 статьи 26, частью 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федеральным законом от 25.11.2008 N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 46, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что налоговый орган обязан произвести возврат Предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 62 Закона N 212-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.06.2010 Предприниматель представил в Инспекцию уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2009 год (листы дела 109-110 том 2).
В данной декларации Предприниматель исчислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в размере 54 621 рубля на страховую часть трудовой пенсии и в размере 20 333 рублей на накопительную часть трудовой пенсии.
Из лицевого счета по страховым взносам видно, что Предприниматель фактически перечислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 57 441 рубля на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 27 697 рублей на накопительную часть трудовой пенсии.
Таким образом, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Предпринимателем были излишне уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 2 820 рублей на страховую часть трудовой пенсии и в сумме 4 784 рублей на накопительную часть трудовой пенсии (с учетом частичного возврата страховых взносов). Страховые взносы излишне уплачены 23.11.2009 (листы дела 7, 8 том 1) в связи с ошибочной повторной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2009 года.
Из материалов дела видно, что переплата по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и накопительную часть трудовой пенсии образовалась по кодам бюджетной классификации Российской Федерации 18210202020061000160 и 18210202020061000160 соответственно.
Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годов является Федеральная налоговая служба, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы по главе 182 является Федеральная налоговая служба, по главе 392 - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" определено, что главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2012 году по главе 182 является Федеральная налоговая служба, по главе 392 - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" установлено, что главным администратором доходов в 2013 году по главе 182 является Федеральная налоговая служба.
На основании пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации разработали порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является ФНС России (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010).
Указанный порядок предусматривает представление плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
По результатам рассмотрения заявления территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов), которое направляется с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с установленным Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм на основании заявки на возврат, представленной соответствующим администратором доходов бюджета.
В соответствии с положениями Федерального закона от 25.11.2008 N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Федерального закона от 03.12.2012 N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год на плановый период 2014 и 2015 годов" (Приложением N 1) и вышеуказанных приказов Министерства финансов Российской Федерации главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по коду бюджетной классификации главы 182 является Федеральная налоговая служба.
Из платежных поручений (листы дела 8, 9 том 1) видно, материалами дела подтверждается и налоговым органом не опровергается, что перечисление страховых взносов произведено в 2009 году по коду бюджетной классификации главы 182, спорные излишне уплаченные страховые взносы остаются учитываемыми по данному коду бюджетной классификации.
В данном случае Управление приняло решение о возврате спорных сумм излишне уплаченных страховых взносов по заявлению плательщика, то есть исполнило возложенные на него обязанности.
Инспекцией на основании решения Управления страховые взносы частично возвращены.
В арбитражный суд Предприниматель обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов 18.09.2012, то есть в пределах трехгодичного срока со дня их излишней уплаты.
Материалами дела также подтверждается и сторонами не оспаривается, что зачет спорной переплаты в счет погашения задолженности не может быть произведен.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что подлежат возврату Предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в суммах 2 820 рублей по страховой части и 4 784 рублей по накопительной части трудовой пенсии, обоснованно возложил обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов на Инспекцию. Суд первой инстанции правильно исходил из конкретных обстоятельств настоящего дела, положений законодательства, совершенных органами действий, в том числе, принятого Управления решения о возврате и недопущения административной волокиты.
В данном случае страховые взносы уплачены на код бюджетной классификации, главным администратором по которому является Федеральная налоговая служба.
Доводы Инспекции подлежат отклонению как неправомерные. Налоговым органом не представлено доказательств наличия препятствий для реализации порядка возврата плательщику излишне уплаченных страховых взносов.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Инспекции - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.06.2013 по делу N А82-11402/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.