город Воронеж |
|
16 сентября 2013 г. |
Дело N А35-13098/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Курской таможни: Давыдовой О.Ю., главного государственного таможенного инспектора по доверенности от 12.10.2012 N 05-54/145; Ковалевой О.Ю., главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров по доверенности N 05-55/63 от 04.02.2013;
от ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" в лице филиала в г. Орел: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 25.03.2013 по делу N А35-13098/2012 (судья Т.Ю. Арцыбашева) по заявлению ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" в лице филиала в г. Орел к Курской таможне о признании незаконным решения Орловской таможни по результатам таможенной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1 в части пункта 2 мотивировочной части в полном объеме, пункта 3 в части указания на абзац 3 части 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, пунктов 6, 8, 9 резолютивной части вышеназванного решения Орловской таможни по результатам таможенной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1, о признании незаконными Требований об уплате таможенных платежей от 19.09.2012 N 107, N 108, N 109 в полном объеме,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" в лице филиала в г. Орел (далее - ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Курской таможне (далее - таможенный орган):
- о признании незаконным решения Орловской таможни по результатам таможенной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1 в части пункта 2 мотивировочной части в полном объеме, пункта 3 в части указания на абзац 3 части 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, пунктов 6, 8, 9 резолютивной части решения Орловской таможни по результатам таможенной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1,
- о признании незаконными Требований об уплате таможенных платежей от 19.09.2012 N 107, N 108, N 109 в полном объеме (с учетом принятых судом уточнений).
Решением арбитражного суда Курской области от 25.03.2013 решение Орловской таможни по результатам таможенной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1 в части пункта 2 мотивировочной части в полном объеме, пункта 3 в части указания на абзац 3 части 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, а также пунктов 6, 8, 9 резолютивной части вышеназванного решения Орловской таможни по результатам таможенной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1 признано незаконным. Также требования Орловской таможни об уплате таможенных платежей от 19.09.2012 N 107, N 108, N 109 признаны незаконными в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Курская таможня обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения как принятого с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что если таможенные платежи еще не уплачены, в том числе в связи с предоставленными льготами, товар считается не помещенным под таможенный режим выпуска для свободного обращения, и товары находятся в режиме условного выпуска. Указывает, что ввезенные транспортные средства были помещены под заявленный декларантом таможенный режим выпуска для свободного обращения с момента принятия таможенным органом таможенных деклараций N N 17305/14066/001129, 17303/21087/000844, 17303/28087/000881 и выпущены условно с установленными законодательством Российской Федерации ограничениями с момента окончания таможенного оформления транспортных средств. По мнению подателя жалобы, к спорным отношениям не подлежит применению п. 4 ст. 368 ТК ТС, поскольку указанная норма не относится к товарам, которые еще не помещены под таможенный режим и не выпущены, но на которые принята таможенная декларация. При этом обращает внимание суда на то, что товар был уже выпущен, что подтверждается штампами "Выпуск разрешен" в таможенных декларациях. Таможня ссылается на то, что к указанным правоотношениям применяются положения части 1 статьи 370 ТК ТС, поэтому на заявителя распространяются ограничения, установленные абзацем 3 части 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728.
По мнению таможни, не соответствуют нормам права выводы суда области о том, что положения ТК ТС не имеют обратной силы к отношениям, возникшим после вступления в силу ТК ТС. Указывает, что правоотношения по передаче грузовых автомобилей заявителем в аренду имели место 04.05.2012, то есть после вступления в законную силу ТК ТС. Кроме того, таможенный орган считает, что судом с него неправомерно взыскана государственная пошлина в сумме 8 000 руб.
Дополняя апелляционную жалобу, таможня ссылается на то, что предметом настоящего спора являются автомобили марки "SCANIA" - VIN XLEPH4X2Z04359914, VIN XLEPH4X2Z04359044, марки "VOLVO" - VIN YB1E5A2A7VB171215, VIN YB1E5A2A5VB170676, VIN YB1E5A2AXVB170480, VIN YB1E5A2A7VB170484, VIN YB1E5A2A9VB170678, VIN YB1E5A2A0VB171010. При этом указывает, что остальные автомобили, поименованные в пунктах 6,8,9 резолютивной части решения таможенного органа, в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей за которое было отказано, по договору от 04.05.2012 в аренду не передавались и предметом судебного разбирательства не могут являться. Однако, обжалуемым решением суда области указанные пункты решения таможенного органа были неправомерно отменены в полном объеме без учета наличия в них автомобилей, не являющихся предметом спора. Также указывает, что требованиями об уплате таможенных платежей N 107, 108, 109 были начислены пени не только по восьми спорным автомобилям, но и по иным автомобилям, перечисленным в акте камеральной таможенной проверки.
Представители подателя жалобы в судебном заедании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить обжалуемое решение.
ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" в лице филиала в г. Орел в поступившем отзыве на апелляционную жалобу против удовлетворения жалобы возражает, полагает принятое решение не подлежащим отмене. Общество считает, что при разрешении данного спора суд правомерно сослался на часть 4 статьи 368 ТК ТС, которая регулирует условия предоставления льгот по товарам, которые были ввезены в Российскую Федерацию, а их таможенные декларации зарегистрированы до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Также ссылается на то, что в соответствии с частью 4 статьи 368 ТК ТС в настоящий момент к условиям выпуска товаров применяется законодательство Российской Федерации, действующее в 1996-1997 г.г. В указанный период условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. N 883. Данное Постановление не содержит в качестве условия предоставления льгот ограничение на временную передачу товаров третьим лицам - обстоятельство, которым Таможенный орган обосновывает лишение Компании льгот, следовательно, таможенный орган лишил Общество льгот неправомерно, без достаточных правовых оснований.
По мнению заявителя по делу, поскольку в Российской Федерации условия предоставления названных льгот регулируются Постановлением N 883, в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал на территории Российской Федерации, действует общая норма пункта 4 Порядка, которая делает отсылку к национальному законодательству, а именно в абзаце первом пункта 4 прямо установлено, что товары ввозимые в качестве вклада в уставный капитал, освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу Общество указывает, что частичное признание оспариваемых пунктов решения невозможно. Ссылается на то, что организация заявила о признании данных актов недействительными в полном объеме (уточнено устно в судебном заседании) в связи тем, что они не могут быть признаны недействительными в части. В каждом из требований указана общая сумма задолженности, подлежащая взысканию, и это означает, что в случае частичного признания требования об уплате таможенных платежей недействительными, суд должен не только исключить тот или иной вид платежа и сумму задолженности, но и установить новую сумму, подлежащую уплате по соответствующему требованию (с учетом исключенной суммы задолженности), то есть, по существу издать новое требование об уплате таможенных платежей.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10.09.2013 по 16.09.2013.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, с учетом дополнений, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция полагает, что решение суда первой инстанции подлежит частичному изменению.
Как следует из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, 29.09.2006 в результате реорганизации юридического лица, к ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" было присоединено ООО "Кока-Кола Ботлерз Орел", которое в период с апреля 1996 года по сентябрь 1997 года для увеличения своего уставного капитала ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и совершило таможенное декларирование 90 транспортных средств, в том числе 8 грузовых автомобилей по ГТД N N 17305/14066/001129, 17303/21087/000844, 17303/28087/000881.
На основании Закона РСФСР от 04.07.1991 N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР", Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, при совершении таможенных операций в отношении указанных товаров ООО "Кока-Кола Ботлерз Орел" были использованы льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, в связи с чем данные транспортные средства были выпущены Орловской таможней в свободное обращение условно с ограничениями по пользованию и распоряжению, и на момент проведения камеральной проверки находились под таможенным контролем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58, статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" является правопреемником по всем правам и обязанностям ООО "Кока-Кола Ботлерз Орел", в том числе и обязанностям по соблюдению требований, установленных таможенным законодательством в части ограничений по пользованию и распоряжению указанными транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 10 Плана работы Орловской таможни на 2012 год и на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товара А.М. Карасевым в период с 16.05.2012 по 29.08.2012 проведена камеральная таможенная проверка у ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" по вопросу соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными по ГТД, включая декларации N /N 17305/14066/001129, 17303/21087/000844, 17303/28087/000881, товарами, ввезенными в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, за период с 05.04.1996 по 16.05.2012.
В результате камеральной таможенной проверки проверяющие пришли к выводу о том, что Обществом были допущены факты нецелевого использования условно выпущенных товаров, в том числе, факты несоблюдения ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" установленных абзацем 3 пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами по вышеперечисленным ГТД N/N 17305/14066/001129, 17303/21087/000844, 17303/28087/000881.
В частности, таможенным органом было выявлено, что по договору аренды от 04.05.2012 ООО "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия" передало ООО "Тамбовсоюзторг" 8 грузовых автомобилей, ввезенных по ГТД N N 17305/14066/001129, 17303/21087/000844, 17303/28087/000881 в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал и продекларированных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, сопряженных с ограничением по пользованию и распоряжению ими.
Выявленные обстоятельства зафиксированы в акте камеральной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/А0022.
По результатам таможенной проверки начальник Орловской таможни 29.08.2012 принял решение об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в отношении перечисленных в нем товаров.
В мотивировочной части решения от 29.08.2012 отмечено, что:
в результате камеральной таможенной проверки выявлены факты несоблюдения ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" установленных пунктом 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами:
грузовые автомобили марки "SCANIA" - VIN XLEPH4X2Z04359914 (ГТД N 17305/14066/001129); VIN XLEPH4X2Z04359044 (ГТД N 17305/14066/001129);
грузовые автомобили марки "VOLVO" - VIN YB1E5A2A7VB171215 (ГТД N 17303/21087/000844); VIN YB1E5A2A5VB170676 (ГТД N 17303/21087/000844); VIN YB1E5A2AXVB170480 (ГТД N 17303/21087/000844); VIN YB1E5A2A7VB170484 (ГТД N 17303/28087/000881); VIN YB1E5A2A9VB170678 (ГТД N 17303/28087/000881); VIN YB1E5A2A0VB171010 (ГТД N 17303/28087/000881) (пункт 2 мотивировочной части решения от 29.08.2012);
последствия несоблюдения условий использования и (или) распоряжения товарами, в отношении которых предоставлено освобождение от уплаты таможенных платежей, состоят в прекращении действия указанного освобождения и возложении на соответствующих лиц обязанности по уплате таможенных платежей (подпункт 2 пункта 3 статьи 211 ТК ТС; пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883; абзац 3 пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728) (пункт 3 мотивировочной части решения от 29.08.2012).
С учетом результатов проверки начальник Орловской таможни принял решение от 29.08.2012, в том числе:
отказать в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость в отношении грузовых автомобилей марки "SCANIA" - VIN XLEPH4X2Z04359888, XLEPH4X2Z04359632, таможенной пошлины в отношении грузовых автомобилей марки "SCANIA" - VIN XLEPH4X2Z04359914, XLEPH4X2Z04359044, выпущенных условно по ГДТ N 17305/14066/001129 (пункт 6 резолютивной части решения от 29.08.2012);
отказать в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость в отношении грузовых автомобилей марки "VOLVO" - VIN YB1E5A2A2VB172496, YB1E5A2A6VB171013, YB1E5A2A4VB171009, таможенной пошлины в отношении грузовых автомобилей марки "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB170484, YB1E5A2A9VB170678, YB1E5A2A0VB171010, выпущенных условно по ГТД N 17303/28087/000881 (пункт 8 резолютивной части решения от 29.08.2012);
отказать в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость в отношении грузовых автомобилей марки "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171005, YB1E5A2A3VB170482, YB1E5A2A5VB170483, YB1E5A2A9VB170485, YB1E5A2A6VB172498, YB1E5A2A3VB170675, таможенной пошлины в отношении грузовых автомобилей марки "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171215, YB1E5A2A5VB170676, YB1E5A2AXVB170480, выпущенных условно по ГТД N 17303/21087/000844 (пункт 9 резолютивной части решения от 29.08.2012).
В связи с обнаружением фактов неуплаты таможенных платежей, выявленных в результате проведения таможенного контроля, в соответствии с актом камеральной таможенной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/А0022 в отношении заявителя 04.09.2012 составлены соответствующие акты таможенного органа NN 10111000/040912/0000034, 10111000/040912/0000032, 10111000/040912/00000323.
Требованиями от 19.09.2012 N N 109, 108, 107, направленными в адрес заявителя в тот же день (исх. NN 21-17/5335, 21-17\5336, 21-17/5334), таможня предложила Обществу в срок не позднее 20 дней со дня получения данных требований уплатить таможенные платежи и пени за несвоевременную уплату таможенных платежей.
Считая вынесенное таможенным органом решение от 29.08.2012 и выданные требования об уплате таможенных платежей от 19.09.2012 незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что имеется предусмотренная законом совокупность оснований для частичного признания оспариваемых актов незаконными.
Апелляционный суд полагает обжалуемое решение подлежащим частичному изменению исходя из следующего.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными (незаконными) по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно двух условий: если такой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза таможенными органами проводится таможенная проверка. Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 настоящего Кодекса. Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств - членов таможенного союза (части 1, 10, 11, 12 статьи 122 ТК ТС).
Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.
Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки (части 6 и 7 статьи 122 ТК ТС).
В силу статьи 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
В соответствии статьей 178 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" результаты таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки при проведении камеральной таможенной проверки. Датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки. Акт таможенной проверки утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку.
В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (часть 5 статьи 178 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Согласно ч. 6 ст. 152 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (ч. 7 ст. 152 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Обстоятельства дела свидетельствуют, что в результате проведенной проверки таможенный орган пришел к выводу о допущении ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" фактов несоблюдения правил освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, в связи с чем, в отношении ряда ввезенных транспортных средств отказал в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины.
Не соглашаясь с данными выводами таможни, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п.1 ст. 366 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.
Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу 01.07.2010 г.
Статьей 1 Договора о Евразийской экономической комиссии, подписанного в г. Москве 18.11.2011 Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (далее - Договор от 18.11.2011) учреждена Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Согласно пункту 1 статьи 5 Договора Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера.
15.07.2011 Комиссией принято решение N 728 "О Порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза" (далее - Решение Комиссии от 15.07.2011 N 728), вступившее в законную силу 18.08.2011.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза Решения Комиссии от 15.07.2011 N 728 (далее - Порядок) в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Материалами делав подтверждается, что перемещенный на таможенную территорию Российской Федерации в 1996 году "Кока - Кола Ботлерз Орел" товар - грузовые автомобили по ГДТ N N 17305/14066/001129, 17303/21087/000844, 17303/28087/000881 - был ввезен в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, товар был выпущен таможней в свободное обращение условно с ограничениями по пользованию и распоряжению.
Пункт 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза Решения Комиссии содержит нормы о соотношении национального законодательства и законодательства Таможенного союза в части условий соблюдения таможенных льгот.
Так согласно абзацу первому п. 4 Порядка, товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада в уставный капитал, освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена таможенного союза. То есть, пунктом 4 Порядка установлено общее правило, согласно которому освобождение от уплаты таможенных пошлин происходит в порядке и на условиях, установленных национальным законодательством.
Из этого правила есть исключение, которое установлено абзацем вторым и третьим пункта 4 Порядка и которое предусматривает условия соблюдения льгот, если эти условия не установлены национальным законодательством государства - участника Таможенного союза. Одним из них является запрет на передачу товаров во временное пользование третьих лиц. При этом согласно абзацу первому пункта 4 Порядка данное условие применяется только если случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин не установлены национальным законодательством.
В Российской Федерации условия предоставления названных льгот регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий иностранными инвесторами" (далее - Постановление от 23.06.1996 N 883). Следовательно, в отношении товаров, ввезенных в уставный капитал на территории Российской Федерации, соответствующих условиям, предусмотренным пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.1996 N 883, действует общая норма пункта 4 Порядка, которая делает отсылку к национальному законодательству.
Поскольку в Российской Федерации порядок и условия предоставления льгот регулируются Постановлением N 883, абзацы второй и третий пункта 4 Порядка в отношении товаров, ввозимых в РФ, применяться не могут.
Нормы Постановления N 883 не содержат в качестве условия предоставления льгот запрет на передачу товаров во временное пользование третьих лиц, следовательно, решение об отказе в предоставлении льгот вынесено таможенным органом незаконно, без достаточных правовых оснований.
Таким образом, принимая во внимание то, что Решение Комиссии от 15.07.2011 N 728 не содержит положений об обратной силе, равно как и переходные положения, прямо определяющие к каким правоотношениям оно применимо, положения пункта 4 Порядка, устанавливающие условия целевого использования товаров, применяются к товарам, помещенным под таможенную процедуру, после его вступления в силу и не могут распространяться на товары, уже ввезенные в период с апреля 1996 года по сентябрь 1997 года, и на условиях, действовавших до вступления в силу указанного Решения.
В этой связи, суд области верно учел, что решения Комиссии, ухудшающие положение физических и (или) юридических лиц, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 4 статьи 368 ТК ТС товары, таможенная декларация на которые принята (зарегистрирована) таможенным органом до вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза, подлежат помещению под заявленный таможенный режим в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов таможенного союза, на день принятия (регистрации) таможенным органом этой таможенной декларации.
Содержание норм Таможенного кодекса таможенного союза прямо не позволяет сделать вывод об обратной силе норм, ухудшающих положение декларанта (распространение на правоотношения, связанные с изменением прав и обязанностей, возникших до вступления в силу положений Таможенного кодекса таможенного союза).
Необходимость наличия прямого указания на обратную силу закона регламентирована пунктом 3 статьи 3 ТК ТС, согласно которому при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 24.10.1996 N 17-П указал на абсолютный характер правила об отсутствии обратной силы закона, ухудшающего положение граждан и их объединений. По смыслу Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 14.06.1994 "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Данный принцип применен, в частности, в гражданском, таможенном, уголовном законодательстве.
Из правовой позиции, содержащейся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 747-О-О, по смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан (соответственно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан), обратной силы не имеет.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод таможни о том, что к отношениям сторон подлежат применению положения части 1 статьи 370 ТК ТС, а не части 4 статьи 368 ТК ТС.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 149 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), применявшийся в спорный период и утративший силу с 29.12.2010 выпуск товаров осуществляется таможенными органами, в частности, если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате при декларировании товаров. Согласно ч. 2. ст. 149 ТК РФ в случае не поступления таможенных сумм, налогов на счет Федерального казначейства товары считаются условно выпущенными.
Согласно п. 1 ч. 1 статьи 151 ТК РФ условному выпуску товары подлежат в случае, если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами.
Из вышеназванных норм следует, что выпуск товаров может быть произведен только при уплате таможенных пошлин и налогов. Следовательно, если таможенные пошлины и налоги еще не уплачены, в том числе, в связи с предоставленными льготами, товар не помещен под таможенный режим выпуска для свободного обращения. В этом случае он находится в режиме условного выпуска. Таким образом, товар, в том числе транспортные средства Общества не может одновременно находится в режиме выпуска товаров для свободного обращения и условного выпуска как утверждает таможенный орган.
Таможенные декларации на транспортные средства заявителя были приняты (зарегистрированы) до вступления в силу ТК ТС, заявленный таможенный режим в данных декларациях - выпуск в свободное обращение. Однако данный таможенный режим "выпуск в свободное обращение" не был предоставлен, так как заявитель не уплатил таможенных пошлин в связи с предоставленными льготами. Поэтому товары находились в режиме условного выпуска.
В этой связи доводы подателя жалобы о том, что на заявителя распространяются ограничения, установленные абзацем 3 части 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, отклоняются апелляционной коллегией за несостоятельностью, как основные на неверном понимании закона.
С учетом вышеизложенного, распространение таможенным органом положений абзаца 3 пункта 4 Порядка на товар, уже ввезенный и на условиях, действовавших до вступления в силу указанного Решения Комиссии решения от 15.07.2011 N 728, является ухудшением положения заявителя.
Следовательно, у таможни отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения от 29.08.2012 в части выводов о наличии нарушения абзаца 3 пункта 4 Порядка и отказа в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в отношении восьми грузовых автомобилей, ранее внесенных в уставный капитал правопредшественника заявителя - "Кока - Кола Ботлерс Орел", согласно ГТД N N 17305/14066/001129, 17303/21087/000844, 17303/28087/00088: марки "SCANIA" VIN XLEPH4X2Z04359914, VIN XLEPH4X2Z04359044; марки "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171215; VIN YB1E5A2A5VB170676, VIN YB1E5A2AХVB170480, VIN YB1E5A2A7 VB170484, VIN YB1E5A2A9VB170678, VIN YB1E5A2A0 VB171010, и ввезенных на условиях, действовавших до вступления в силу Решения Комиссии решения от 15.07.2011 N 728.
В свою очередь, поскольку фактическим основанием для предъявления таможней Обществу требований об уплате таможенных платежей N N 107, 108, 109 явилось решение от 29.08.2012, не соответствующее в части требованиям закона, апелляционный суд пришел к выводу о необоснованности доначисления таможенных платежей и пеней в отношении перечисленных автомобилей.
Вместе с тем, удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции признал незаконным решение Орловской таможни по результатам таможенной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1 в части пункта 2 мотивировочной части в полном объеме, пункта 3 в части указания на абзац 3 части 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, а также пунктов 6, 8, 9 резолютивной части вышеназванного решения Орловской таможни по результатам таможенной проверки от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1. Также требования Орловской таможни об уплате таможенных платежей от 19.09.2012 N 107, N 108, N 109 признаны незаконными в полном объеме.
Приходя к выводу о необходимости частичного изменения обжалуемого решения суда области, апелляционный суд принимает во внимание, что ООО "Кока-Кола Ботлерз Орел" в период с апреля 1996 года по сентябрь 1997 года для увеличения своего уставного капитала ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и совершило таможенное декларирование 90 транспортных средств.
При этом пунктами 6,8,9 оспариваемого в настоящем деле решения от 29.08.2012 отказано в предоставлении:
- льгот по уплате таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость в отношении грузовых автомобилей марки "SCANIA" - VIN XLEPH4X2Z04359888, XLEPH4X2Z04359632, таможенной пошлины в отношении грузовых автомобилей марки "SCANIA" - VIN XLEPH4X2Z04359914, XLEPH4X2Z04359044, выпущенных условно по ГДТ N 17305/14066/001129;
- льгот по уплате таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость в отношении грузовых автомобилей марки "VOLVO" - VIN YB1E5A2A2VB172496, YB1E5A2A6VB171013, YB1E5A2A4VB171009, таможенной пошлины в отношении грузовых автомобилей марки "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB170484, YB1E5A2A9VB170678, YB1E5A2A0VB171010, выпущенных условно по ГТД N 17303/28087/000881;
- льгот по уплате таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость в отношении грузовых автомобилей марки "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171005, YB1E5A2A3VB170482, YB1E5A2A5VB170483, YB1E5A2A9VB170485, YB1E5A2A6VB172498, YB1E5A2A3VB170675, таможенной пошлины в отношении грузовых автомобилей марки "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171215, YB1E5A2A5VB170676, YB1E5A2AXVB170480, выпущенных условно по ГТД N 17303/21087/000844.
Однако, по договору аренды от 04.05.2012 ООО "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия" ООО "Тамбовсоюзторг" было передано только 8 грузовых автомобилей: марки "SCANIA" VIN XLEPH4X2Z04359914, VIN XLEPH4X2Z04359044, марки "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171215; VIN YB1E5A2A5VB170676, VIN YB1E5A2AХVB170480, VIN YB1E5A2A7 VB170484, VIN YB1E5A2A9VB170678, VIN YB1E5A2A0 VB171010.
Таким образом, поскольку в рамках настоящего дела правовой оценке подлежала законность отказа в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины только в отношении указанных выше восьми грузовых автомобилей по причине нецелевого использования и распоряжения названными условно выпущенными товарами, вывод суда о неправомерности пунктов 6, 8 и 9 оспариваемого решения, содержащего указание на отказ в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины в отношении иных транспортных средств, в полном объеме, не соответствует установленным обстоятельствам дела.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что анализ резолютивной части решения от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1 опровергает довод Общества об отсутствии возможности частичного признания незаконными оспариваемых пунктов решения.
Кроме того, поскольку общие суммы задолженностей по уплате таможенных платежей и пени, отраженные в требованиях N N 107, 108, 109, складываются не только из сумм пени, рассчитанных исходя из периодов несвоевременной уплаты платежей в отношении транспортных средств марки "SCANIA" VIN XLEPH4X2Z04359914, VIN XLEPH4X2Z04359044, марки "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171215; VIN YB1E5A2A5VB170676, VIN YB1E5A2AХVB170480, VIN YB1E5A2A7 VB170484, VIN YB1E5A2A9VB170678, VIN YB1E5A2A0 VB171010, но и в отношении иных транспортных средств, не являющихся предметом судебного разбирательства по настоящему делу, признание судом области указанных требований в полном объеме незаконными также неправомерно.
С учетом изложенных обстоятельств, решение Арбитражного суда Курской области от 25.03.2013 по делу N А35-13098/2012 подлежит частичному изменению.
Довод подателя жалобы о неправомерном взыскании судом с таможни государственной пошлины в сумме 8 000 руб. отклоняется апелляционным судом за несостоятельностью.
В данном случае с таможни судом взысканы судебные расходы, понесенные Обществом по уплате государственной пошлины в размере 8 000 руб. по количеству заявленных требований.
Отношения, возникающие по поводу возмещения понесенных стороной по делу расходов в виде уплаты госпошлины, регулируются нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации льготы, в виде освобождения государственных органов и органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, не освобождает их от обязанности возместить судебные расходы, понесенные стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 25.03.2013 по делу N А35-13098/2012 изменить в части.
Признать незаконным решение Орловской таможни от 29.08.2012 N 10111000/400/290812/Т0022/1 в части:
пункта 2 мотивировочной части в отношении грузовых автомобилей:
- "SCANIA" VIN XLEPH4X2Z04359914, VIN XLEPH4X2Z04359044,
- "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171215; VIN YB1E5A2A5VB170676, VIN YB1E5A2AХVB170480, VIN YB1E5A2A7 VB170484, VIN YB1E5A2A9VB170678, VIN YB1E5A2A0 VB171010;
пункта 3 мотивировочной части в части указания на абзац 3 части 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, в отношении грузовых автомобилей:
- "SCANIA" VIN XLEPH4X2Z04359914, VIN XLEPH4X2Z04359044,
- "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171215; VIN YB1E5A2A5VB170676, VIN YB1E5A2AХVB170480, VIN YB1E5A2A7 VB170484, VIN YB1E5A2A9VB170678, VIN YB1E5A2A0 VB171010,
пунктов 6,8,9 резолютивной части решения в отношении грузовых автомобилей:
- "SCANIA" VIN XLEPH4X2Z04359914, VIN XLEPH4X2Z04359044,
- "VOLVO" VIN YB1E5A2A7VB171215; VIN YB1E5A2A5VB170676, VIN YB1E5A2AХVB170480, VIN YB1E5A2A7 VB170484, VIN YB1E5A2A9VB170678, VIN YB1E5A2A0 VB171010.
Признать незаконными:
требование об уплате таможенных платежей от 19.09.2012 N 107 в части уплаты таможенных платежей в виде пени за период с 04.05.2012 по 05.09.2012 в сумме 6 633 руб. 83 коп.,
требование об уплате таможенных платежей от 19.09.2012 N 108 в части уплаты таможенных платежей в виде пени за период с 04.05.2012 по 05.09.2012 в сумме 9 410 руб.66 коп.,
требование об уплате таможенных платежей от 19.09.2012 N 109 в части уплаты таможенных платежей в виде пени за период с 04.05.2012 по 05.09.2012 в сумме 9 577 руб.92 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-13098/2012
Истец: ООО "Кока-Кола ЭйчбиСи Евразия", ООО "Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия" в лице филиала в г. Орел
Ответчик: Курская таможня, Федеральная таможенная служба Центральное таможенное управление Курская таможня