г. Киров |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А82-11096/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Савельева А.Б., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комлевой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" (ОГРН: 1087610002897; ИНН: 7610080401, юридический адрес: 152900, Ярославская область, Рыбинский район, г. Рыбинск, ул. Карякинская, д. 56)
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2013 по делу N А82-11096/2012, принятое судом в составе судьи Савченко Е.А., по иску открытого акционерного общества городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" (ОГРН: 1087610002897; ИНН: 7610080401, юридический адрес: 152900, Ярославская область, Рыбинский район, г. Рыбинск, ул. Карякинская, д. 56)
к муниципальному образованию Ярославской области городскому округу город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (ОГРН: 1067610046514; ИНН: 7610070185; юридический адрес: 152901, Ярославская область, Рыбинский район, г. Рыбинск, ул. Стоялая, д. 19)
с участием в деле третьих лиц: администрация городского округа город Рыбинск (ОГРН: 1067610046459; ИНН; 7610070153; юридический адрес: 152900, Ярославская область, Рыбинский район, г. Рыбинск, ул. Рабочая, д. 1), Департамент финансов администрации городского округа город Рыбинск (ОГРН: 1067610046492; ИНН: 7610070192; юридический адрес: 152900, Ярославская область, Рыбинский район, г. Рыбинск, ул. Рабочая, д. 1), муниципальное унитарное предприятие городского округа город Рыбинск Ярославской области "Информационно-расчетный центр" (место нахождения: 152901, Ярославская область, Рыбинский район, г. Рыбинск, ул. Стоялая, д. 19
о взыскании 525 668 рублей 63 копеек,
установил:
открытое акционерное общество городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" (далее - истец, заявитель, управляющая организация, ОАО "Управляющая компания") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением от 05.09.2012 N 3351 к к муниципальному образованию Ярославской области городскому округу город Рыбинск в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск (далее - ответчик, муниципальное образование) о взыскании 539 606 рублей 54 копеек убытков.
После уточнения требований, принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец просил взыскать с ответчика 525 668 рублей 63 копейки.
Исковые требования основаны на положениях статей 15, 16, 309, 310, 1069, статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 7, 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - закон N 131-ФЗ), пункта 12 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктов 1, 16, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 23) и мотивированы неполным возмещением ответчиком истцу затрат, связанных с предоставлением в 2011 году адресных льгот гражданам, являющимся председателями и членами комитетов территориального общественного самоуправления (далее - ТОС), старших по домам, на оплату содержания и ремонта жилого помещения многоквартирных жилых домов в муниципальном образовании.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2013 исковые требования ОАО "Управляющая компания" удовлетворены частично, с муниципального образования в пользу истца взыскано 274 064 рубля 09 копеек долга, 15 000 рублей 00 копеек расходов на оплату услуг представителя и 7 045 рублей 37 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, установил отсутствие документов, подтверждающих право у ряда граждан на получение соответствующих льгот по оплате в общей сумме 236 428 рублей 14 копеек. Также пришел к выводу об обоснованности возражений ответчика в части недопустимости предоставления льготы старшим по домам, начисленной одновременно двоим представителям, проживающим в одном доме, на общую сумму 15 926 рублей 40 копеек.
Истец, не согласившись с решением суда о частичном удовлетворении исковых требований, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт суда первой инстанции изменить и взыскать в полном объеме убытки в заявленном размере 525 668 рублей 63 копейки, расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины.
Заявитель считает, что, не приняв в качестве надлежащих доказательств реестры льготников, составленных муниципальным унитарным предприятием городского округа город Рыбинск Ярославской области "Информационно-расчетный центр" (далее - МУП "ИРЦ"), которое начисляет населению плату за жилищно-коммунальные услуги (с учетом льгот), суд неверно оценил представленные документы и вследствие этого неправильно применил нормы материального права. По мнению ОАО "Управляющая компания" списки льготников, на основании которых МУП "ИРЦ" с января по апрель 2011 года начисляло плату населению, являются достаточными и достоверными документами, свидетельствующими о наличии у части лиц права на получение скидки на оплату содержания и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах.
Муниципальное образование и администрация городского округа город Рыбинск считают жалобу истца необоснованной. Департамент финансов администрации городского округа город Рыбинск (далее - департамент финансов) в отзыве на жалобу также указало на ее необоснованность. Полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участников процесса. Просит решение суда оставить без изменения, а жалобу истца без удовлетворения.
МУП "ИРЦ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участники процесса явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ. Ответчик, администрация городского округа город Рыбинск и департамент финансов направили письменные ходатайства о проведении заседания без их участия.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседания проведено в отсутствие представителей сторон.
При обжаловании в порядке апелляционного производства только части решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений (часть 5 статьи 268 АПК РФ).
Поскольку заявитель обжалует решение Арбитражного суда Ярославской области в части отказа во взыскании остальной суммы убытков, а от участников процесса не поступило соответствующих возражений, апелляционный суд проверяет судебный акт по настоящему делу только в обжалуемой части.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2013 в обжалуемой части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Согласно имеющимся материалам дела 09.04.2010 администрация городского округа город Рыбинск вынесла постановление N 973 "О мерах по стимулированию деятельности территориального общественного самоуправления в городском округе город Рыбинск" (далее - постановление N 973), которым утверждено Положение о предоставлении председателям, членам комитетов территориального общественного самоуправления, старшим по домам скидки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения за счет средств бюджета городского округа город Рыбинск (далее - Положение). Главным распорядителем бюджетных средств по расходам на возмещение затрат назначен департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи, директору которого предписано предусмотреть в бюджете финансирование мероприятий по возмещению затрат, возникающих в управляющих организациях.
Постановление N 973 вступает в силу с момента опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, в части предоставления активистам ТОС, не имеющим задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги, скидки согласно Положению.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 Положения скидка на содержание и ремонт жилого помещения (далее - скидка) носит адресный характер и предоставляется следующим категориям активных участников органов ТОС: председателям комитета ТОС - до 500 рублей 00 копеек; членам комитета ТОС (не являющимися старшими по домам) - до 250 рублей 00 копеек; старшим по домам - до 250 рублей 00 копеек (количество квартир в доме до 80), до 300 рублей 00 копеек (количество квартир в доме от 80 до 120), до 400 рублей 00 копеек (количество квартир в доме более 120).
Скидка предоставляется при выполнении следующих условий: 1) выполнение получателем скидки задач и функций, возложенных на него в соответствии с его статусом и полномочиями, предусмотренными Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Рыбинске, утвержденным решением Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 29.08.2008 года N 255 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении в городском округе город Рыбинск"; 2) отсутствие у получателя скидки задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Скидка предоставляется независимо от форм собственности жилищного фонда, предоставления иных мер социальной поддержки, на одно жилое помещение по адресу постоянной регистрации.
Согласно решению Муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 16.12.2010 N 68 "О бюджете городского округа город Рыбинск на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" управляющим организациям в 2011 году предоставлена субсидия на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением скидки по оплате за содержание и ремонт жилого помещения старшим по домам, председателям и членам комитетов ТОС.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу установлен факт предоставления истцом в 2011 году гражданам, перечисленным в Положении, скидок при оплате последними содержания и ремонта жилого помещения, который подтверждается представленными документами и участниками процесса не оспаривается.
Основываясь на последнем расчете, представленным в материалы дела (т.4, л.д.26-28 (74-76), истец полагает, что муниципальное образование должно возместить понесенные ОАО "Управляющая компания" расходы в отношении 179 граждан, подпадающих под категорию председателей комитетов ТОС, членов комитетов ТОС, старших по домам и получивших скидки в 2011 году.
Муниципальное образование, не отрицая взятой на себя обязанности по возмещению заявителю недополученных доходов, вместе с тем не признало размер предъявленных к взысканию убытков. По мнению ответчика, из общего списка льготников подлежали исключению, в частности, граждане, правовой статус которых не подтвержден письмами комитета по развитию местного самоуправления.
При оценке приведенного довода муниципального образования суд первой инстанции согласился с ним, учтя, что применительно к пункту 6 Положения основанием для предоставления скидки являются списки активных участников ТОС, формируемые комитетом по развитию местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия), в частности, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению муниципальным образованием за счет своей казны.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 16, 17 постановлении Пленума ВАС РФ N 23 споры, обусловленные избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы, являются спорами о взыскании убытков, поскольку неисполнение обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги). Ответчиком по таким делам является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.
Таким образом, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием.
Орган местного самоуправления (муниципальное образование) при утверждении для населения льготного тарифа (иных мер социальной поддержки) обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги. Следовательно, меры социальной поддержки, установленные постановлением N 973, являются расходными обязательствами муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В силу статьи 18 закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В части 5 статьи 19 закона N 131-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением N 973 администрация городского округа города Рыбинск за счет средств муниципального образования установила меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, перечисленным в Положении.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Установив адресную льготу для председателей и членов комитетов ТОС, старшим по домам при оплате содержания и ремонта жилого помещения, муниципальное образование тем самым взяло на себя обязанность возмещать управляющей организации, оказывающей названные услуги, неполученные доходы.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
С учетом приведенных норм истцу необходимо доказать в совокупности следующие обстоятельства: наличие убытков, их размер; противоправность поведения и вину причинителя убытков; причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод суда первой инстанции, установившего факт причинения истцу убытков со стороны ответчика. При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы истца о доказанности размера причиненных убытков, основанные, в том числе, на списках МУП "ИРЦ", составленных в период с января по апрель 2011 года. Апелляционная инстанция согласна с выводом Арбитражного суда Ярославской области о том, что данные списки не являются надлежащими доказательствами правомерности предоставления управляющей организацией скидки на содержание и ремонт жилого помещения.
Пунктами 6, 7, 8 Положения закреплено, что основанием для предоставления скидки являются списки активных участников ТОС, формируемые комитетом по развитию местного самоуправления в соответствии с протоколами по выборам в органы территориального общественного самоуправления, критериями оценки деятельности членов органов ТОС и старших по домам. Списки, заверенные комитетом по развитию местного самоуправления должны содержать следующие данные: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, общественная обязанность, сумма скидки. Списки направляются в управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, либо по их заявлениям в иные организации, осуществляющие начисление платы за содержание и ремонт жилых помещений
В материалах дела отсутствуют доказательства, что реестры рассматриваемой категории граждан МУП "ИРЦ" в период с января по апрель 2011 года формировало с учетом данных, полученных от комитета по развитию местного самоуправления (далее - комитет); также отсутствуют соответствующие заявления управляющей организации о направлении сформированных комитетом списков в адрес МУП "ИРЦ".
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
С учетом изложенных норм суд апелляционной инстанции находит отказ Арбитражного суда Ярославской области во взыскании убытков в оспариваемой части верным, поскольку истец не доказал, что данные расходы были обусловлены действиями ответчика. Напротив, в части убытков, признанных судом первой инстанции обоснованными, в деле имеются реестры граждан, полученные управляющей организацией из комитета в соответствии с установленной Положением процедурой, что говорит о соблюдении истцом предусмотренного муниципальным правовым актом порядка и об обоснованном возмещении ответчиком затрат в отношении граждан, перечисленных в данных реестрах.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что обжалуемое решение было принято Арбитражным судом Ярославской области на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется. Иные доводы истца, рассмотренные судом первой инстанции и не приведенные в жалобе, апелляционным судом не рассматриваются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.07.2013 по делу N А82-11096/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества городского округа город Рыбинск "Управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
А.Б. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11096/2012
Истец: ОАО городского округа город Рыбинск "Управляющая компания"
Ответчик: Муниципальное образование Ярославской области городской округ город Рыбинск в лице Департамента ЖКХ, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск
Третье лицо: Администрация городского округа город Рыбинск, Департамент финансов администрации Рыбинского МР, МУП "Информационно-расчетный центр", МУП Городского округа город Рыбинск Ярославской области "Информационно-расчетный центр"