г. Киров |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А31-11459/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Институт Костромагипроводхоз"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.05.2013 по делу N А31-11459/2012, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.
по заявлению закрытого акционерного общества "Институт Костромагипроводхоз" (ОГРН 1024400507306, г. Кострома, ул. Калиновская, д. 40)
к отделу надзорной деятельности г. Костромы Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области (г. Кострома, п. Новый, д. 3),
третье лицо: заместитель начальника - начальник сектора судебных экспертиз СЭУ ФПС ИПЛ по Костромской области Заботкин Н.Н. (г. Кострома),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
закрытое акционерное общество "Институт Костромагипроводхоз" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Институт Костромагипроводхоз") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к отделу надзорной деятельности г. Костромы Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области (далее - ответчик, административный орган, Отдел) о признании незаконным предписания от 03.08.2012 N 405/ /75 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в части пунктов 1, 3.
К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен заместитель начальника-начальник сектора судебных экспертиз СЭУ ФПС ИПЛ по Костромской области Заботкин Н.Н. (далее - третье лицо, Заботкин Н.Н.) (том 3, л.д. 29-30).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ЗАО "Институт Костромагипроводхоз" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств дела, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ЗАО "Институт Костромагипроводхоз" не является правообладателем всего здания, собственниками многих помещений, в которых расположены части внутреннего противопожарного водопровода, являются третьи лица; многие конструктивные элементы водопровода демонтированы правообладателями и заменены на элементы, не отвечающие техническим требованиям.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 10.07.2012 по 06.08.2012 Отделом с привлечением эксперта - заместителя начальника - начальника сектора судебных экспертиз СЭУ ФПС ИПЛ по Костромской области Заботкина Н.Н. на основании распоряжения от 04.07.2012 N 405 (том 1, л.д. 20-21) проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО "Институт Костромагипроводхоз" требований пожарной безопасности в здании по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, д. 40.
В ходе проверки 26.07.2012 проведено испытание внутреннего пожарного водопровода на работоспособность, которым установлено, что водоотдача внутреннего водопровода на диктующем ПК N 15 стояка на лестничной клетке составляет 0,7 л/с, на диктующем ПК N 14 стояка на лестничной клетке составляет 0,0 л/с. Результаты испытаний зафиксированы в акте от 26.07.2012 (том 1 л.д. 22).
По результатам проверки составлен акт от 02.08.2012 (том 1 л.д. 25-26), из которого следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, выразившиеся в том, что: на объекте не обеспечена исправность сетей внутреннего противопожарного водопровода (водоотдача внутреннего водопровода на диктующем ПК N 15, 14), что является нарушением статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности), пункта 6.1* СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод зданий и канализаций", утвержденного постановлением от 04.10.1985 N 169, пунктов 55, 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима); не произведены испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу в организации, имеющей лицензию на данный вид услуг, что является нарушением пункта 55 Правил противопожарного режима.
03.08.2012 Обществу выдано предписание N 405/ /75, которым на Общество возложены обязанности в срок до 14.03.2013: обеспечить на объекте исправность сетей внутреннего противопожарного водопровода (водоотдача внутреннего водопровода на диктующем ПК N 15, 14) (пункт 1); произвести испытания внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу в организации, имеющей лицензию на данный вид услуг (пункт 55 ППР) (пункт 3).
Не согласившись с указанными пунктами предписания, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что предписание Отдела в обжалуемой части не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из преамбулы Федерального закона о пожарной безопасности следует, что настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона о пожарной безопасности пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 6 Федерального закона о пожарной безопасности должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Из статьи 38 Федерального закона о пожарной безопасности следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно части 1 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности.
Из частей 1, 3 статьи 86 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности следует, что внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях (часть 1). Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности (часть 3).
В соответствии с пунктами 55, 61 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны (пункт 55). Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки (пункт 61).
Пунктом 4.1.1 СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 180 предусмотрена необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий, и установлен минимальный расход воды на пожаротушение, составляющий 2,5 л/с на одну струю.
Материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных требований законодательства при эксплуатации помещений в здании по адресу: г. Кострома, ул. Калиновская, д. 40 Общество допустило нарушение требований пожранной безопасности, выразившееся в том, что на объекте не обеспечена исправность сетей внутреннего противопожарного водопровода (водоотдача внутреннего водопровода на диктующем ПК N 15, 14) и не произведено испытание внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу в организации, имеющей лицензию на данный вид услуг.
При таких обстоятельствах Отдел имел основания для возложения на заявителя обязанностей указанных в пунктах 1, 3 предписания Отдела от 03.08.2012.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ЗАО "Институт Костромагипроводхоз" не является правообладателем всего здания, собственниками многих помещений, в которых расположены части внутреннего противопожарного водопровода, являются третьи лица; многие конструктивные элементы водопровода демонтированы правообладателями и заменены на элементы, не отвечающие техническим требованиям, были исследованы судом первой инстанции и обоснованно им отклонены, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки соответствующих выводов суда первой инстанции.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 24.05.2013 по делу N А31-11459/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Институт Костромагипроводхоз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11459/2012
Истец: ЗАО "Институт Костромагипроводхоз"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности города Костромы УНД ГУ МЧС России по Костромской области
Третье лицо: заместитель начальника-начальник сектора судебных экспертиз СЭУ ФПС ИПЛ по Костромской области Заботкина Н. Н., ФГБУ "СЭУ ФПС ИПЛ по Костромской области", ТО НД по г. Костроме УНД ГУ МЧС России по Костромской области