г. Санкт-Петербург |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А21-3038/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тойвонена И.Ю.
судей Глазкова Е.Г., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Терентьевой О.А.
при участии:
от истца (заявителя): Путько А.М. по доверенности от 03.04.2013, Максимов А.О. по доверенности от 12.02.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16887/2013) ОАО "Советский ЦБЗ"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.06.2013 по делу N А21-3038/2013 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ОАО "Советский ЦБЗ" (ОГРН 1023902002816; место нахождения: 238752, Калининградская область, г. Советск, Заводской переулок, 2)
к Администрации Советского городского округа Калининградской области (ОГРН 1023902006413; место нахождения: 238750, Калининградская область, г. Советск, ул. Театральная, 3)
о признании действий незаконными и об обязании принять документы
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Советский целлюлозно-бумажный завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Администрации Советского городского округа Калининградской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) по отказу в принятии документов согласно письму администрации N 1583 от 21.02.2013 и обязании принять на хранение документы по личному составу за период с 1945 года по 2013 год, а также документы постоянного срока хранения за период с 2007 по 2013 год.
Решением от 14.06.2013 заявление удовлетворено частично.
В апелляционной жалобе ОАО "Советский ЦБЗ" просит данный судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требований, приняв новый судебный акт об обязании ответчика принять документы по личному составу за период с 1945 по 2013 года, а также документы постоянного хранения за период с 2007 по 2013 года. В обоснование своих доводов указывает на то, что ответчиком на момент совершения обжалуемого действия по отказу в принятии документов не оспаривалось, что документы должника находятся в упорядоченном, готовом к передаче в архив состоянии, что прямо следует их предоставленных в суд официальных писем администрации N N 1583, 7907. Кроме того, в своем отказе ответчик написал, что готов принять документы, но после представления ему свидетельства о ликвидации предприятия. Таким образом, как указывает заявитель, единственной причиной отказа в принятии документов являлось непредставление свидетельства о ликвидации истца. Суд первой инстанции, признавая отказ администрации неправомерным, требования удовлетворил в части, что, по мнению истца, является ошибочным, так как на то у суда отсутствовали основания.
Администрация в отзыве просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Обратила внимание на то, что в принятии на хранение документов по личному составу ответчик не отказывал, а лишь сообщал о моменте такого приема - после завершения процедуры ликвидации.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства ответчик своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем, в порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается следующее.
Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5915/2010 от 13.10.2010 ликвидируемый должник ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод" признан несостоятельным, в отношении общества открыта процедура банкротства конкурсное производство.
Определением суда от 25.06.2012 по указанному делу конкурсным управляющим общества утвержден Кузьменко П.П.
Письмом от 23.10.2012 исх.N 538 Архивное агентство Правительства Калининградской области уведомило заявителя о том, что общество является источником комплектования Архивного отдела администрации МО "Советский городской округ". Письмо поступило обществу 24.10.2012.
Общество обратилось в городской архив МО "Советский городской округ" с письмом, в котором просило письменно сообщить о готовности принять документы должника на хранение. При этом к письму были приложены копии судебных актов о признании должника банкротом и утверждении конкурсного управляющего, а также письмо архивного агентства Калининградской области N 538 от 22.10.2012.
Письмом от 14.12.2012 исх. N 7907 администрация известила общество о том, что в представленных документах отсутствует свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, подтверждающее ликвидацию общества.
Общество обратилось в городской архив МО "Советский городской округ" с письмом (в ответ на письмо N 13 от 18.12.2012), которым гарантировало предоставление свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации предприятия в случае принятия документов по личному составу и повторно просило сообщить о готовности принять документы по личному составу общества. Письмо поступило в администрацию 12.02.2013.
26.02.2013 (вх.N 44) в общество поступило письмо администрации от 21.02.2013 исх. N 1583 о готовности принять документы по личному составу общества при условии предоставления свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, подтверждающего ликвидацию предприятия.
05.03.2013 в общество поступило письмо администрации о готовности принять документы по личному составу общества при условии предоставления свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, подтверждающего ликвидацию предприятия.
Посчитав, что действия администрации по отказу в принятии документов общества по причине непредставления свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия нарушают права заявителя и не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал, что требования подлежат удовлетворению в части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения в суда в обжалуемой части, исходя из нижеследующего.
Судом установлено и сторонами не отрицается, что комбинат находится в стадии банкротства - процедуре конкурсного производства, по существу являющейся стадией ликвидации юридического лица в порядке, установленном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с ч. 2 ст. 127 Закона о банкротстве конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
Согласно ст. 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве (ч.1). Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника (ч. 3). С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным (ч. 4).
Таким образом, по смыслу указанных норм права полномочия конкурсного управляющего прекращаются после завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве, а обязанности конкурсного управляющего должны быть им выполнены в полном объеме до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
Конкурсный управляющий, ссылаясь на п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", предпринял действия по передаче администрации на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Пунктами 10, 11 статьи 3 Закона N 125-ФЗ установлено, что архивы могут быть государственными - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; или муниципальными - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
Согласно п. 10 ст. 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций, в том числе, в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе, организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Письмом Архивного агентства Правительства Калининградской области от 22.10.2012 исх.N 538 определено, что общество является источником комплектования архивного отдела администрации МО "Советский городской округ".
21.02.2013 в письме за исх.N 13 администрация подтвердила свою готовность по принятию документов по личному составу, при условии предоставления свидетельства о внесении записи в реестр о ликвидации предприятия.
Данный ответ администрации правомерно расценен обществом и судом первой инстанции как фактический отказ, так как, информируя общество о необходимости представления заявления с приложением свидетельства о ликвидации должника, администрация фактически отказала обществу в удовлетворении поданного заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 199 АПК РФ предусмотрено, что в заявлении, в частности, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие)
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность конкурсного управляющего представлять в соответствующий архив свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации предприятия, то отказ администрации является неправомерным, поскольку лишает конкурсного управляющего возможности выполнить предусмотренную ч.2 ст.129 Закона о банкротстве обязанность по передаче на хранение документов должника.
Поскольку факт несоответствия решения (фактического действия) администрации закону установлен судом, а в данной части решение суда первой инстанции не обжалуется в порядке апелляционного производства, то суд апелляционной инстанции признает ошибочным вывод суда об отсутствии оснований для обязания заинтересованного лица принять на хранение документы общества, поскольку, оценив содержание письма от 21.02.2013 N 13, суд апелляционной инстанции делает вывод о том, что администрация фактически приняла решение об отказе в принятии названных документов.
В соответствии с ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений, в том числе должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного, нарушенное право заявителя на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит восстановлению путем обязания администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Советский целлюлозно-бумажный завод" путем принятия на хранение в течение месяца в момента вступления в силу настоящего судебного акта документов по личному составу и документов постоянного срока хранения ООО "Советский ЦБЗ".
Доводы администрации, указанные в отзыве на жалобу, не могут быть признаны апелляционным судом обоснованными в отношении заявленного управляющим требования, в силу наличия у управляющего безусловного правомочия и обязанности по передачи на хранение в соответствий архивный орган документов постоянного хранения ликвидируемого в процедуре банкротства должника.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в оспариваемой части. В указанной части требования комбината подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по госпошлине, понесенные подателем жалобы при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.06.2013 по делу N А21-3038/2013 в обжалуемой части отменить, изложив ее в следующей редакции:
Обязать Администрацию Советского городского округа Калининградской области (ОГРН 1023902006413, место нахождения: 238750, Калининградская область, г.Советск, ул.Театральная, 3) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Советский целлюлозно-бумажный завод" (ОГРН 102392002816, место нахождения: 236752, Калининградская область, г.Советск, Заводской пер., 2) путем принятия на хранение в течение месяца в момента вступления в силу настоящего судебного акта документов по личному составу и документов постоянного срока хранения ООО "Советский ЦБЗ".
Взыскать с Администрации Советского городского округа Калининградской области (ОГРН 1023902006413, место нахождения: 238750, Калининградская область, г.Советск, ул.Театральная, 3) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Советский целлюлозно-бумажный завод" (ОГРН 102392002816, место нахождения: 236752, Калининградская область, г.Советск, Заводской пер., 2) 2000 руб. - в счет возмещения судебных расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Председательствующий |
И.Ю. Тойвонен |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3038/2013
Истец: ОАО "Советский ЦБЗ"
Ответчик: Администрация Советского ГО К/О, Администрация Советского городского округа Калининградской области
Третье лицо: К/У Кузьменко П. П.