г. Киров |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А29-1232/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.05.2013 по делу N А29-1232/2013, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа п. Подтыбок (ИНН: 1113003798,ОГРН: 1021101017981)
к Управлению надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа п. Подтыбок" (далее - заявитель, Учреждение, МОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Подтыбок") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Корткеросского района района Управления надзорной дельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - ответчик, Отдел надзорной деятельности, административный орган) от 24.12.2012 N 131 о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Отдел надзорной деятельности обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик приводит доводы о том, что Учреждение не представило суду доказательств рассредоточенности эвакуационных выходов, отсутствие денежных средств у заявителя не является основанием для отмены оспариваемого постановления, административное наказание назначено правильно, в рамках требований ст. 4.4 КоАП РФ. Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 22.10.2012 N 182 Отделом надзорной деятельности проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения Учреждением обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности в здании, расположенном по адресу: Корткеросский район, п. Подтыбок, ул. Новая, 22.
В ходе проверки выявлены нарушения статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, п. 4.2.4 Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009), п. 4.3 Свода правил СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 174 (далее - СП 4.13130.2009).
Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности отражены в акте от 29.11.2012N 182, согласно которому Учреждением на объекте не хранится исполнительная документация, два эвакуационных выхода из актового зала расположены не рассредоточено, поскольку расстояние между эвакуационными выходами составляет 4,57 метра, в то время как согласно расчетам минимальное расстояние должно составлять 9,6 метров, на расстоянии менее 15 метров от здания мастерской расположены различные здания, расстояния между которыми составляет 6,7 метров.
11.12.2012 в отношении Учреждения составлены протоколы N N 314, 315, 316, 317, 318, 319 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
24.12.2012 заместитель главного государственного инспектора Корткеросского района по пожарному надзору вынес постановление N 131 о назначении заявителю административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб. (л.д. 7).
Не согласившись с постановлением от 24.12.2012 N 131, Учреждение обжаловало его в Арбитражный суд Республики Коми.
Арбитражный суд Республики Коми при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исходя из статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходим состав административного правонарушения, включающий четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что подлежит выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Из статьи 38 Закона N 69-ФЗ следует, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Оценивая на основе приведенных выше норм законодательства о пожарной безопасности и КоАП РФ и с учетом позиции арбитражного суда первой инстанции законность оспариваемого постановления Отдела надзорной деятельности от 24.12.2012 N 131 о назначении Учреждению административного наказания по частям 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 4.2.4 СП 1.13130.2009 установлено, что при наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточенно. Минимальное расстояние L, м, между наиболее удаленными один от другого эвакуационными выходами следует определять по соответствующим формулам.
В силу пункта 4.3 СП 4.13130.2009 противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей N 1.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В обоснование признания незаконным постановления о назначении заявителю административного наказания в части нарушения Учреждением требований, содержащихся в п. 4.2.4 СП 1.13130.2009 и п. 4.3 СП 4.13130.2009 арбитражный суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что административный орган в нарушение положений ст. ст. 1.5 и 2.1 КоАП РФ не установил и не доказал вину МОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Подтыбок" в нарушении названных выше требований пожарной безопасности.
В частности, при привлечении Учреждения к административной ответственности за нарушение указанного выше требования пожарной безопасности Отдел надзорной деятельности не установил, имелись ли у него архитектурно-планировочные, технические и финансовые возможности для рассредоточения эвакуационных выходов в эксплуатируемом здании, построенном до введения в действие Сводов Правил.
В отношении вменяемого заявителю нарушения п. 4.3 СП 4.13130.2009 суд апелляционной инстанции считает, что указанное требование правил пожарной безопасности должно соблюдаться проектировщиком и застройщиком территории при ее планировке и застройке, а не эксплуатантом здания в ходе его эксплуатации. В данном случае Учреждение не обязано соблюдать указанные требования и у него отсутствует возможность их соблюдения. Кроме того, требования к противопожарным расстояниям, содержащееся в СП 4.13130.2009, на момент размещения объектов отсутствовали, в связи с чем не могли быть соблюдены при планировке размещения зданий.
Оспариваемым постановлением Учреждению вменяется в вину отсутствие на объекте в момент проведения проверки исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты здания школы.
По названному нарушению требований пожарной безопасности суд первой пришел к правильному выводу о неправильной квалификации совершенного административного правонарушения по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Указанное нарушение следует квалифицировать по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как нарушено требование не к самим системам пожарной сигнализации, а к относящейся к ним документации. Таким образом, в действиях (бездействии) Учреждения событие и состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ имеется.
В то же время в силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В данном случае выявленное нарушение требований пожарной безопасности, по мнению апелляционного суда, не создало угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере пожарной безопасности и является малозначительным.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.05.2013 по делу N А29-1232/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1232/2013
Истец: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа п. Подтыбок
Ответчик: Управление надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Республике Коми