г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А26-3177/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Савицкой И.Г., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Смирновой О.В. по доверенности от 09.01.2013 N 16
от заинтересованного лица: не явились-извещены( уведомление N 92697);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16189/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.06.2013 г. по делу N А26-3177/2013 (судья Лазарев А.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания" ( 185000, г.Петрозаводск, ул.Гоголя, д.60, ОГРН 1061001043421, далее-общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (185028, г.Петрозаводск, наб.Варкауса, д1а, далее- Управление) от 22.04.2013 по делу N 03-17/17-2013 об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст.9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Свои требования заявитель обосновывал тем, что антимонопольный орган не доказал событие правонарушения, вменяемого обществу.
Решением суда первой инстанции заявленные ООО "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания " требования удовлетворены. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по делу N 03-17/17-2013 от 22.04.2013 об административном правонарушении, вынесенное в отношении ООО "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания " признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования по тем основаниям, что антимонопольный орган в ходе осуществления контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии установил нарушение заявителем порядка и способа раскрытия информации, требования к которому установлены пп. "б" п.22 Стандартов.
В судебное заседание представители антимонопольного органа не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия в рамках
осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии произвело осмотр Интернет-сайта ООО "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания " http://energokomfort-karelia.ru в административном здании Управления, расположенном по адресу: г.Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1А.
По результатам осмотра установлено, что общество в нарушение подпункта "б" пункта 22 Стандартов не разместило на своем Интернет-сайте обязательную к размещению информацию, о чем составлен акт от 11.03.2013 и в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанное нарушение явилось основанием для составления антимонопольным органом протокола об административном правонарушении от 10.04.2013 г. и вынесения постановления от 22.04.2013 по делу N 03-17/17-2013 об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по ст.9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
ООО "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания" не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что антимонопольным органом не доказано событие правонарушения, вменяемого обществу. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, дал полную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение субъектом (юридическим лицом) рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об
электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, оказывающие услуги по передаче электрической энергии; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к
единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях,
установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В силу пунктов 2, 3 Стандартов раскрытия информации субъектами
оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты) субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом, в том числе путем опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации (абзац 2 пункта 1 Стандартов).
Согласно подпункту "б" пункта 22 Стандартов информация подлежит опубликованию гарантирующими поставщиками в сроки, предусмотренные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, но не реже одного
раза в месяц, по форме согласно приложению к Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность).
Таким образом, ООО "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания", являясь гарантирующим поставщиком, должно было опубликовать указанную в подпункте "б" пункта 22 Стандартов информацию в сроки, предусмотренные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии: за июль 2012 - до 31.08.2012, за август 2012 - до 30.09.2012, за сентябрь 2012 - до 31.10.2012, за октябрь 2012 - до 30.11.2012, за ноябрь 2012 -до 31.12.2012, за декабрь 2012 - до 31.01.2013, за январь 2013 - до 28.02.2013.
Из материалов дела следует, что должностные лица антимонопольного органа, проверив Интернет- сайт общества, сделали вывод об отсутствии информации, которая должна быть размещена в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 22 Стандартов, о чем указали в протоколе об административном правонарушении от 10.04.2013, сославшись на акт осмотра от 11.03.2013, который имеет распечатки страниц сайта общества (л.д.52-93).
Из указанного акта осмотра видно, что должностными лицами был проведен осмотр раздела "Деятельность" Интернет-сайта общества путем осуществления последовательности переходов, отраженных в акте, в том числе, осмотр вкладок указанного раздела. Осмотр раздела "Потребителям" проведен без осмотра вкладок (Приложение N 26 к акту осмотра, л.д.29-31).
По мнению антимонопольного органа, опубликование информации в такой последовательности и размещение одной и той же информации на Интернет-сайте в разных разделах с разветвленной системой ссылок затрудняет доступ к надлежащей информации неограниченного круга лиц.
При этом отмечено, что в разделе "Деятельность" Интернет-сайта общества сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 22 Стандартов, размещены в произвольной форме.
Представленные обществом в материалы дела документы подтверждают, что в разделе "Потребителям. Поставка электроэнергии по регулируемым и нерегулируемым ценам" размещены сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 22 Стандартов, в полном соответствии с формой публикации данных о предельных уровнях нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и составляющих предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) согласно Приложению к Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1179 "Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)".
В абзаце "Фактические значения предельных нерегулируемых цен" по адресу: http://www.energokomfort-karelia.ru/consumer/powersupplv.html прямо указано на размещение данных о предельных уровнях нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и составляющих предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей общества, что соответствует требованиям подпункта "б" пункта 22 Стандартов.
Соответствующая информация за проверяемый период июль 2012 года - январь 2013 года размещена обществом при переходе по ссылкам: "2013 год: январь" и "Архив за 2012 год".
Антимонопольным органом указанные разделы Интернет-сайта общества не осматривались, что следует из акта осмотра от 11.03.2013.
Представитель антимонопольного органа в суде первой инстанции подтвердил факт наличия информации в разделе "Потребителям" на Интернет-сайте общества, установленной подпунктом "б" пункта 22 Стандартов. Данное обстоятельство также следует из содержания оспариваемого постановления.
Таким образом, ООО "Энергокомфорт" Единая Карельская сбытовая компания" в полном объеме и установленные сроки разместило всю информацию на Интернет-сайте, согласно требованиям Стандартов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Суд первой инстанции, оценив названные обстоятельства, сделал правильный вывод, что ответственность за размещение одной и той же информации в разных разделах Интернет-сайта, а также требования к формату файлов и порядку раскрытия вкладок при размещении информации на Интернет-сайте законом не предусмотрены.
Следовательно, размещение обществом на Интернет-сайте информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 22 Стандартов, в произвольной форме и в разных разделах, не образует событие правонарушения, ответственность за которое установлена ст.9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции правомерно указал на процессуальные правонарушения, допущенные антимонопольным органом по данному административному делу.
Статьей 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлен порядок осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
Материалами дела подтверждается, что осмотр информационного ресурса общества произведен должностными лицами антимонопольного органа без участия представителя общества, без понятых, надлежащий протокол осмотра не составлен, что не соответствует требованиям, установленным частями 4-6 статьи 27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Соблюдение указанного порядка является одной из гарантий обеспечения прав лица, которому принадлежит информационный ресурс.
Поскольку антимонопольным органом не представлены доказательства о соблюдении требований положений ст.27.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то представленный акт осмотра от 11.03.2013 не может рассматриваться судом в качестве надлежащего доказательства, поскольку получен с нарушением установленного законом порядка. Каких-либо иных доказательств совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду не представлено.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности
лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку антимонопольным органом при привлечении общества к административной ответственности нарушены требования о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела, в результате чего не установлено и не подтверждено необходимыми
доказательствами событие административного правонарушения, выразившееся в нарушении обществом требований законодательства о раскрытии информации, то данные обстоятельства в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отмену постановления о назначении административного наказания в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган повторил свою позицию, изложенную в оспариваемом постановлении и отзыве на заявление, которым судом первой инстанции дана полная объективная оценка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы антимонопольного органа не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25 июня 2013 года по делу N А26-3177/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3177/2013
Истец: ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания"
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по РК