г. Самара |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А55-8415/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 сентября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - Савенков С.А., доверенность от 26.06.2013 г.,
от третьих лиц:
от Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара - извещен, не явился,
от муниципального предприятия городского округа Самара "Благоустройство" - извещен, не явился,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2013 г. по делу N А55-8415/2013 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление", г. Самара,
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самаре, г. Самара,
третьи лица:
Департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, г. Самара,
муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство", г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре (далее ответчик) о признании недействительным предписания ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре от 27.03.2013 г., обязывающего в течение 10 суток провести ремонт межрельсового настила трамвайных путей, восстановить сопряжение верхней головки рельс трамвайных путей с проезжей частью, расположенных по ул. Ставропольской - ул. Краснодонской.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2013 г. по делу N А55-8415/2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Ответчик считает. что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и третьих лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе повседневного надзора за эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети г.о. Самара 27.03.2013 г. ответчиком выявлены недостатки в содержании дороги, а именно, нарушено сопряжение трамвайных путей с проезжей частью, нарушено покрытие межрельсового настила трамвайных путей по ул. Ставропольской - ул. Краснодонской, что является нарушением требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
По данному факту ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре выдано предписание, согласно которому Муниципальному предприятию городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" было предложено в срок - 10 суток "В целях обеспечения безопасности дорожного движения, устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети (просадки, выбоины, ямочный ремонт), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93 г. "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" - провести ремонт межрельсового настила трамвайных путей, восстановить сопряжение верхней головки рельс трамвайных путей с проезжей частью, расположенных по адресу: ул. Ставропольская - ул. Краснодонская.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 указанного нормативного правового акта ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской федерации проезжая часть - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств, тем самым трамвайные пути вне зависимости от их расположения (обособленные или в одном уровне с проезжей частью) не являются проезжей частью.
В соответствии с пунктом 2.42 СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии", к верхнему строению трамвайного пути относятся: рельсы; контррельсы; стыковые и промежуточные скрепления; противоугоны; путевые и междупутные тяги; температурные компенсаторы (уравнительные приборы); подрельсовые основания - шпалы, брусья, рамы, лежни, балласт, а также спецчасти - стрелочные переводы и глухие пересечения.
Кроме того, на совмещенном и обособленном полотне - дорожное покрытие пути, а на мостах, путепроводах, эстакадах и насыпях - охранные рельсы и брусья.
Пунктом 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных Распоряжением Министерства транспорта Российской федерации от 30 ноября 2001 года N АН-103-р, предусмотрено, что "Граница трамвайного полотна на совмещенном и обособленном полотне независимо от ширины междупутья, должна проходить на расстоянии 0,7 м. от внешнего рельса с каждой стороны".
Пунктом 5.1.3 Правил предусмотрено, что трамвайные пути, расположенные в проезжей части улицы, укладываются выше уровня дорожного покрытия не более чем на 20 мм.
В пункте 5.5.7 Правил сказано, что технический персонал службы пути должен по графикам, утверждаемым руководством службы пути, проводить осмотр и проверку состояния путевого хозяйства. Результаты осмотра и проверок и необходимые меры по устранению обнаруженных неисправностей необходимо заносить в журнал осмотра путевого хозяйства. Отметки о фактическом устранении неисправностей в этом журнале делаются лично начальником или инженером дистанции (мастером участка).
В соответствии с пунктом 5.5.12 Правил, текущий ремонт пути и путевых устройств выполняется, как правило, без перерыва движения при условии обеспечения безопасности движения и производства работ. Значительные по объему и сложные по исполнению работы выполняются с переводом движения на один путь, либо кратковременным (по утвержденному руководством организации ГЭТ графику) перерывом движения.
Согласно требованиям ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см. При этом устранение указанных недостатков должно быть осуществлено в течение не более 2 суток с момента их обнаружения (пункт 3.1.13). Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Арбитражный суд первой инстанции, сославшись на п.2.3.2. договора от 21.12.2004 г. N 000190Х "О порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения", заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Самары, от имени муниципального образования - города Самары" и Муниципальным предприятием г. Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" в соответствии с которым заявитель обязан содержать полученное в хозяйственное ведение имущество (в том числе и трамвайные пути) в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечивать его сохранность, производить капитальный и текущий ремонт основных фондов за счет собственных средств, сделал выводы о том, что рассматриваемый участок рельсового полотна, входит в состав трамвайных путей по улице Аэродромная, закрепленных за МП г.о. Самара ТТУ на праве хозяйственного ведения, а поэтому именно заявитель обязан содержать указанное имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, а также производить капитальный и текущий ремонт указанного имущества за счет собственных средств и о том, что оспариваемое предписание от 27.03.2013 года содержит требования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации и выдано надлежащему лицу - Муниципальному предприятию городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление", которое обязано осуществлять действия и предпринимать меры по надлежащему содержанию указанного в предписании объекта.
Этот вывод суда первой инстанции является ошибочным, не соответствующим обстоятельствам дела.
Возникший судебный спор связан с определением лица, в чьи обязанности входит устранение нарушений дорожного покрытия между имеющимися трамвайными рельсами на перекрестке автомобильных дорог (улиц) местного значения в пределах городского округа.
Оспоренным предписанием обязанность приведения межрельсового дорожного полотна в соответствие с требованиями пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" возложена на Трамвайно-троллейбусное управление.
Предписание оспаривается Трамвайно-троллейбусным управлением по тем основаниям, что оно не является лицом, на которое возложена обязанность по эксплуатации и ремонту автомобильной дороги, сопряженной с трамвайными путями.
Между тем в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понятие "дорога" как обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения включает в себя трамвайные пути, при их наличии. Следовательно, трамвайные пути, при их наличии, являются частью дороги вне зависимости от указанных в СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии", составных частей трамвайного пути, а также установленных пунктом 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 N АН-103-р, правил определения внешних границ трамвайного полотна. Данные санитарные нормы и правила и распоряжение, являясь документами технического регулирования, не определяют и не могут определять лицо, ответственное за содержание как автомобильной дороги, так и трамвайного полотна как части дороги.
Вывод суда первой инстанции о том, что заявитель как лицо, в чьем хозяйственном ведении находится трамвайное полотно, несет на себе бремя его содержания, основанный на статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, не учитывает особенности правового статуса автомобильных дорог как объекта гражданских прав, установленный Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности, то есть согласно статье 1 данного закона деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", следовательно, данные полномочия являются расходным обязательством местного бюджета. Обеспечение мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе и на объектах улично-дорожной сети, в силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" также входит в полномочия органов местного самоуправления, такие полномочия являются расходным обязательством муниципальных образований.
Из этого следует, что вопросы ремонта автомобильных дорог местного значения регулируются нормативными актами муниципальных образований.
Как обоснованно указывает Трамвайно-троллейбусное управление, пункт 11 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы городского округа от 10.06.2008 N 404, возлагает обязанность по содержанию и уборке трамвайных путей, совмещенных с проезжей городской частью, на специализированные организации на основании муниципального контракта.
Из устава Трамвайно-троллейбусного управления не следует, что его деятельность связана с содержанием дорог в безопасном для движения состоянии. Указание в уставе на то, что предприятие выполняет производственные работы (ремонтно-строительные работы), не позволяет сделать вывод о том, что ремонт трамвайного полотна в месте сопряжения с автомобильной дорогой является уставной деятельностью предприятия.
Доказательств возложения на Трамвайно-троллейбусное управление обязанности по ремонту проезжей части на перекрестке ул. Ставропольской - ул. Краснодонской в силу заключенного им контракта в деле не имеется. Не имеется доказательств и того, что повреждение дорожного полотна возникло по вине Трамвайно-троллейбусного управления, (например, в результате произведенных им работ по замене трамвайных рельсов либо иных работ, сопровождавшихся разрушением дорожного полотна).
Таким образом, определение ответчиком в оспоренном предписании Трамвайно-троллейбусного управления организацией, на которую возложена обязанность по содержанию и ремонту дорожного полотна в месте пересечения дороги с трамвайными путями, с возложением на нее обязанности по восстановлению дорожного покрытия за свой счет, противоречит вышеуказанным федеральным законам и нормативному акту городского округа Самара и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Этот вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении ФАС Поволжского округа по делу N А55-35002/2012 от 03.09.2013 г. по делу между теми же сторонами с аналогичными обстоятельствами.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, а заявленное требование удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2013 г. по делу N А55-8415/2013 отменить.
Признать недействительным предписание отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Самаре от 27.03.2013 г., возлагающего на муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" обязанность в течение 10 суток провести ремонт межрельсового настила трамвайных путей, восстановить сопряжение верхней головки рельс трамвайных путей с проезжей частью, расположенных по ул. Ставропольской - ул. Краснодонской.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8415/2013
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: ОГИБДД УМВД России по городу Самаре, УМВД России по г. Самаре
Третье лицо: Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, МП городского округа Самара "Благоустройства"