г. Москва |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А41-56368/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены,
от заинтересованных лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2013 по делу N А41-56368/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению администрации городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, администрации Шатурского муниципального района Московской области об оспаривании отказа, действий, свидетельства и обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области (далее - заявитель, администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), администрации Шатурского муниципального района Московской области (далее - администрация района), в котором просит:
- признать незаконным отказ управления на заявление администрации городского поселения Шатура от 11.04.2012 N 25/015/2012-012 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:25:0030124:12, расположенным по адресу ориентира: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, д. Андреевские Выселки, д.2;
- признать незаконными действия управления, выразившиеся в оформлении свидетельства о государственной регистрации права 50-АГ N 221095 в отношении объекта права: Межпоселенческое кладбище, назначение: Межпоселенческое кладбище, площадь застройки 19 900,0 кв.м, инв.N 320:095-11342, лит. 1К, адрес объекта: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, д.Андреевские Выселки;
- признать свидетельство о государственной регистрации права 50-АГ N 221095 в отношении объекта права: Межпоселенческое кладбище, назначение: Межпоселенческое кладбище, площадь застройки 19 900,0 кв.м, инв.N 320:095-11342, лит. 1К, адрес объекта: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, д.Аядреевские Выселки, недействительным;
- обязать управление зарегистрировать за администрацией городского поселения Шатура право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 50:25:0030124:12, расположенным по адресу ориентира: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, д.Андреевские Выселки, д.2.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, администрация поселения обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 11.04.2012 администрация городского поселения Шатура обратилась в Шатурский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о регистрации в установленный законом срок права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:12, расположенный по адресу ориентира: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, д. Андреевские Выселки, д.2.
Сообщением от 03.09.2012 N 25/015/2012-012 администрации отказано в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:12 по тем основаниям, что спорный земельный участок находится примерно в 400 м по направлению на юго-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка. При этом указало, в соответствии со статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. На государственную регистрацию вышеуказанное решение представлено не было.
Не согласившись с отказом управления, администрация городского поселения Шатура обратилась с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что на спорном земельном участке расположено межпоселенческое кладбище, которое в собственность городского поселения Шатура не передавалось, а осталось в собственности Шатурского муниципального района. Кроме того, заявителем выбран неверный способ защиты оспариваемого права.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация городского поселения Шатура указывает, что администрации Шатурского муниципального района Московской области незаконно было выдано свидетельство от 25.04.2012 о государственной регистрации права на спорный земельный участок. При этом судом первой инстанции не учтено, что администрация городского поселения Шатура обратилась в территориальный отдел управления по вопросу регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:12 ранее администрации Шатурского муниципального района Московской области.
В судебное заседание апелляционного суда участвующие в деле лица своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 названного Федерального закона на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие данного Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие данного Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (пункт 2 стать 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Отказывая администрация городского поселения Шатура в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:12, регистрирующий орган руководствовался абзацами 3, 7, 9 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, согласно которым в государственной регистрации отказывается в случае, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что на спорном земельном участке расположено межпоселенческое кладбище.
Постановлением главы Шатурского муниципального района от 29.12.2006 N 2390 "О придании статуса межпоселенческого места захоронения" кладбищу, расположенному по адресу: Московская область, Шатурский район, д. Андреевские Выселки, был присвоен статус межпоселенческого.
Законность указанного постановления главы Шатурского муниципального района от 29.12.2006 N 2390 являлась предметом рассмотрения по делу N А41-33966/11 по заявлению администрация городского поселения Шатура к администрации Шатурского муниципального района Московской области. Решением Арбитражного суда Московской области от 14.06.2012, оставленным в силе постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012 администрации городского поселения Шатура было отказано в удовлетворении заявленного требования.
Земельный участок, на котором распложено спорное кладбище, 25.07.2003 выбран комиссией по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию Шатурского муниципального района Московской области под строительство кладбища смешанного и традиционного захоронения, что подтверждается актом по выбору земельного участка от июля 2003 года и протоколом комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от 25.07.2003 N 10.
В соответствии с Законом Московской области от 07.06.2007 N 82/2007-03 "О разграничении муниципального имущества между Шатурским муниципальным Московской области и вновь образованными поселениями входящими в его состав" кладбище, расположенное по адресу: Московская область. Шатурский район, д. Андреевские Выселки, в перечень объектов, передаваемых в собственность городского поселения Шатура Московской области не вошло и осталось в собственности Шатурского муниципального района как межпоселенческое.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что указанное кладбище предназначено исключительно для нужд городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области, суду не представлено.
Действующее законодательство не содержит каких-либо норм, устанавливающих, что межпоселенческое кладбище должно располагаться исключительно на межселенной территории, как на то указывает администрация поселения.
Следовательно, межпоселенческий характер могут носить объекты, предназначенные для нужд района и находящиеся на территории одного из поселений.
Таким образом, лишь факт нахождения спорного кладбища на территории городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области не свидетельствует о том, что указанный объект должен быть предназначен исключительно для нужд заявителя.
Пунктом 17 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения района относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронений, организация ритуальных услуг.
Учитывая, что на спорном земельном участке расположено кладбище, имеющее межпоселенческий характер, которое не вошло в перечень объектов, передаваемых в собственность городского поселения Шатура Московской области, и обязанность по содержанию которого в силу закона возложена на администрацию Шатурского муниципального района Московской области, территориальный отдел управления правомерно отказал заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:12.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных администрацией городского поселения Шатура требований не имеется.
В настоящее время за администрацией Шатурского муниципального района Московской области зарегистрировано право собственности на межпоселенческое кладбище, расположенное по адресу: Московская область, Шатурский район, городское поселение Шатура, д. Андреевский Выселки, что подтверждается свидетельством от 25.04.2012 серии 50-АГ N 221095 о государственной регистрации права.
Тот факт, что администрация городского поселения Шатура обратилась в территориальный отдел управления по вопросу регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 50:25:0030124:12 ранее администрации Шатурского муниципального района Московской области, при установленных выше обстоятельствах, не свидетельствует о незаконности действий управления, выразившихся в оформлении свидетельства о государственной регистрации права от 25.04.2012 серии 50-АГ N 221095 в отношении объекта права: межпоселенческое кладбище. Такие действия не нарушают права и законные интересы администрации Шатурского муниципального района Московской области.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акт не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.05.2013 по делу N А41-56368/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56368/2012
Истец: Администрация г. Шатура, Администрация городского поселения Шатура Шатурского муниципального района Московской области
Ответчик: Администрация Шатурского муниципального района Московской области, Администрация Шатурского района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр)