Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2013 г. N 09АП-22782/13
г.Москва |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А40-47824/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2013.
Полный текст постановления изготовлен 23.09.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Захарова С.Л., Москвиной Л.А., |
при ведении протокола |
помощником судьи Струковой В.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2013 по делу N А40-47824/13
по заявлению ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа" (ОГРН 1117746802865, 124428, г.Москва, г.Зеленоград, Центральный пр-т, д.1)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
об оспаривании постановления от 29.03.2013 N 1502-055/2013 об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: |
Каляга Л.И. по дов. от 18.06.2013; |
от ответчика: |
Кузяев К.В. по дов. от 19.11.2012; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение г.Москвы "Автомобильные дороги Зеленоградского административного округа" (далее - заявитель, учреждение, ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее - ответчик, административный орган) от 29.03.2013 N 1502-055/2013 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.4.17 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г.Москвы), с назначением наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2013 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы указывает, что вина ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" в совершении вмененного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы, не установлена.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на наличие в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 25.02.2013 в 09 часов 00 минут по адресу: Москва, Зеленоград, Крюковский лесопарк, квартал N 17, выдел 103 (Природный комплекс N XVII) в соответствии с обращением Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы "Управление особо охраняемыми природными территориями по Зеленоградскому административному округу города Москвы" (далее - ГПБУ "Управление ООПТ по ЗелАО") N 138 от 22.02.2013 установлен факт размещения на озелененной территории снежной массы бежево-серого цвета. Образование указанной снежной массы произведено искусственным путем в результате механического воздействия и использования техники.
Для проведения лабораторного анализа и установления загрязняющих веществ, содержащихся в снежной массе, размещённой на озеленённой территории, произведён отбор проб снега в соответствии с прилагаемой схемой в четырех точках. Первая проба снега - фоновая - снег отобран на ровной поверхности чистого снежного покрова, отобранный снег белого цвета, однородный по своей структуре, мягкий на ощупь. Вторая и третья пробы отобраны из груды размещённого на озелененной территории снега, отобранный снег отличается по своей структуре (более плотный) и цвету (имеет бежево-серый цвет) от свежевыпавшего снега, а также снега на прилегающих территориях. Четвертая проба снега отобрана с пешеходной дорожки вблизи обнаруженной складируемой снежной массы, отобранный снег рыжего цвета, плотный, жесткий, с включениями льда, песка, противогололедных материалов.
При проведении отбора проб снега составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протокол взятия проб и образцов, схема отбора проб, акты отбора проб снега для лабораторного исследования, произведена фотофиксация на фотоаппарат Canon PowerShot А4000 IS. Отобранные пробы снега направлены на лабораторное исследование в Аналитическую инспекцию ГПБУ "Мосэкомониторинг".
Проведенным лабораторным анализом ГПБУ "Мосэкомониторинг" установлено, что в пробах отобранного снега содержатся химические реагенты (загрязняющие вещества):
- проба N 339 (фоновая проба) содержит хлорид-ион - <10 мг/дм\ нефтепродукты - 0,034 мг/дм3, калий - 0,336 >мг/дм3, кальций - 1,36 мг/дм3, магний - 0,212 мг/дм3, натрий -1,17 мг/дм3;
- проба N 340 (проба из снежной массы) содержит хлорид-ион - 73 мг/дм3, нефтепродукты - 12,6 мг/дм3, калий - 3,23 мг/дм3, кальций - 15,9 мг/дм3, магний - 1,63 мг/дм3, натрий - 41,4 мг/дм3;
- проба N 341 (проба из снежной массы) содержит хлорид-ион - 68 мг/дм3, нефтепродукты - 8,7 мг/дм3, калий - 3,60 мг/дм3, кальций - 15,9 мг/дм, магний - 1,88 мг/дм, натрий - 38,9 мг/дм;
- проба N 342 (проба с пешеходной дорожки) содержит хлорид-ион -12700 мг/дм3, нефтепродукты - 26,2 мг/дм3, калий - 25,1 мг/дм3, кальций -114 мг/дм3, магний - 8,00 мг/дм3, натрий - 7900 мг/дм3.
Содержание в исследуемых пробах снега химических веществ и элементов указывает на его загрязнение этими химическими веществами.
Наибольшая концентрация загрязняющих веществ, по сравнению с фоновой пробой, содержится в снеге, который отобран с пешеходной дорожки в лесопарке.
Выявленные нарушение послужили основанием для составления административным органом в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 25.03.2013.
Оспариваемым постановлением ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы за нарушение правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в размещении на газоне загрязненного химическими реагентами и противоледными реагентами снега, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Указанное постановление административного органа явилось основанием для обращения ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.4.17 КоАП г.Москвы.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП "Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в город Москве.
Из п.п.1.8, 2.8, 3.16, 3.19, 3.21, 3.27 и 3.60.5 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-ПП, следует, что государственные инспекторы Департамента природопользования наделены полномочиями привлекать лиц, виновных в нарушениях природоохранного законодательства, к административной ответственности.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным на то органом.
Частью 2 статьи 4.17 КоАП г.Москвы предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания зеленых насаждений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.7 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
На основании ст.9 указанного Закона предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
В силу ст.2 названного Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждений расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом.
В соответствии с п.1 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений города Москвы" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждениях расположены.
Согласно п.п.4.5.5, 4.5.7, 9.3 указанного постановления Правительства Москвы использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г.Москве); сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
В силу п.п.5.1, 5.5, 5.8 постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г.Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и временными инструкциями, утверждаемыми Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах.
В соответствии с п.5.1.4. Приложения 1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 11.10.2010 N 05-14-391/0 снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Согласно п.п.5.4.3, 9.1, 9.2.1, 9.2.2 данного Приложения работы по снегоочистке дворовых территорий выполняются без использования химических противогололедных материалов (реагентов), поэтому ножи отвалов, а также ворс, снегоочистителей должны иметь повышенную жесткость.
Операция удаления снега завершает цикл уборочных работ. Удаление снега после снегоочистки должно осуществляться путем его вывоза и утилизации посредством мобильных снегоплавильных установок и стационарных снегоплавильных пунктов.
По первому варианту снег из вала с помощью погрузочного оборудования и автосамосвалов перемещается на места промежуточного размещения снега.
Места промежуточного размещения согласуются с префектурой административного округа города Москвы.
Запрещается самовольное образование мест промежуточного размещения снега.
Места промежуточного размещения снега должны быть огорожены предупреждающими знаками (сигнальными лентами).
На местах промежуточного размещения снега допускается размещение снега, собранного только с дворовых территорий и внутриквартальных проездов.
Места промежуточного размещения снега должны предусматривать отвод талых вод.
Расположение мест промежуточного размещения снега должно обеспечивать свободный доступ погрузочных средств и автотранспорта с учетом места для их маневрирования и безопасности производства работ по погрузке снега в автомобили-самосвалы.
После завершения зимнего периода весь мусор, накопившийся на территории мест промежуточного размещения снега, должен вывозиться для утилизации.
Во втором случае снег предварительно складируют на участке дворовой территории посредством погрузочного оборудования машин, задействованных в технологии уборки, с последующей перегрузкой фронтальными погрузчиками в автосамосвалы и вывозом его на пункты приема снега.
В соответствии с п.п.4.2.8, 4.3.1.3, 4.3.6.2, 4.3.6.1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г.Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" при механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега - плужно-щеточным снегоочистителем. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей и вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6-м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5-м.
Снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Снег из вала с помощью погрузочного оборудования и автосамосвалов перемещается на площадку промежуточного размещения снега, находящуюся за пределами территории двора. Места промежуточного размещения устанавливаются управой района по согласованию с префектурой административного округа.
Операция удаления снега с дворовых территорий и внутриквартальных проездов завершает цикл уборочных работ. Удаление снега после снегоочистки должно осуществляться путем его вывоза и утилизации посредством мобильных снегоплавилъных установок и стационарны снегоплавильных пунктов.
Согласно п.2.2 распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 17.07.2012 N 05-14-300/2 "Об утверждении новой редакции устава Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Автомобильные дороги" основной целью деятельности Учреждения является обеспечение соответствия нормативным требованиям эксплуатационного состояния объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории города Москвы, а также автомобильных дорог и объектов озеленения, непосредственно прилегающих к автомобильным дорогам, расположенным на территории, присоединенной к городу Москве.
На основании п.2.3 Устава для достижения основной цели деятельности, указанной в п.2.2 настоящего Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
2.3.1. Эксплуатация и ремонт городских накопительных баз хранения жидких противогололедных реагентов и баз хранения твердых противогололедных реагентов и щебня (в том числе зданий и сооружений, расположенных на их территории).
2.3.2. Комплексное содержание и эксплуатация объектов улично-дорожной сети города Москвы и элементов обустройства дорог.
2.3.4. Погрузка, вывоз, прием и утилизация снега мобильными и стационарными снегосплавными пунктами.
2.3.13. Прием, хранение, отпуск противогололедных реагентов и щебня фракции 2-5 мм, а также осуществление контроля соблюдения норм расхода противогололедных реагентов и щебня фракции 2-5 мм на обслуживаемых объектах дорожного хозяйства.
Согласно распоряжению Префектуры Зеленоградского АО города Москвы от 27.12.2012 N 661 "Об утверждении сметного расчета определения норматива выполнения государственных работ для осуществления функций ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" на 2013 год" для ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" утвержден сметный расчет определения норматива выполнения государственных работ по осуществлению функций по "Содержанию объектов дорожного хозяйства (автомобильных дорог), находящихся в собственности города Москвы и расположенных на территории Зеленоградского АО" и "Санитарному содержанию, организации уборки и поддержанию чистоты особо охраняемых природных территорий города Москвы, а также озелененных территорий общего пользования, находящихся в оперативном управлении ГПБУ "Управление ООПТ по ЗелАО", расположенных на территории Зеленоградского АО".
В соответствии с приказом от 06.07.2012 N 284 Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы к мероприятиям по санитарному содержанию территории относится подметание дорожно-тропиночной сети и очистка дорожно-тропиночной сети.
Таким образом, на основании указанных распорядительных документов, а также на основании факсограммы Префектуры Зеленоградского АО города Москвы N 56-423 от 21.02.2013 и объяснений, данных представителем ГПБУ "Управление ООПТ по ЗелАО", очистку дорожно-тропиночной сети по адресу: г.Москва, Зеленоград, Крюковский лесопарк, квартал N 17, выдел 103 осуществляет ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО", что не отрицается заявителем.
Качество, технология производства работ, методы производства, организационно-технологическая схема работ, выполняемых ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" должны соответствовать, в том числе Распоряжению Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г.Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" и постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы".
В ходе проверки и проведенного лабораторного анализа установлен факт размещения ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" снега загрязненного химическими ПГМ (реагентами) и нефтепродуктами, входящими в состав противогололедного реагента на озелененной территории.
В нарушение вышеперечисленных норм заявитель осуществлял применение химических ПГМ (реагентов) при очистке тротуаров от снега. Убираемый снег вместе с реагентами складировался на озелененные участки территории, прилегающие к тротуару, с произрастающими на них деревьями и кустарниками.
Таким образом, факт совершения заявителем вмененного ему административного правонарушения подтвержден материалами дела.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ГБУ "Автомобильные дороги ЗелАО" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности состава вмененного заявителю правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.06.2013 по делу N А40-47824/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б.Цымбаренко |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.